Город. Архитектор. Эпоха
Его работы знает каждый житель нашего города: Дом художника, Дворец культуры им. Лаврова, здание Гидрометцентра на метеогорке, жилой дом с магазином «Спорт», памятник изобретателю радио Александру ПОПОВУ, Театр кукол, бытовой комбинат «Рубин», фонтан «Каменный цветок» на площади Труда.
Но что мы знаем об авторе? Пожалуй, такими сведениями могут похвастаться немногие. В эти дни у горожан и гостей Екатеринбурга есть прекрасная возможность познакомиться не только с фотоиллюстрациями, но и с биографией, а также с эскизами нереализованных проектов и даже списком содержимого «капсулы времени» в Историческом сквере, на церемонии закладки которой лично присутствовал Пётр ДЁМИНЦЕВ — автор всех перечисленных работ.
Новая экспозиция под названием «Красив, а будет ещё краше…»: город глазами Петра Дёминцева» продолжает цикл выставок отдела краеведческой литературы библиотеки им. Белинского (ул. Белинского, 15), представляющего семейные архивы.
Дочь знаменитого архитектора Петра Дёминцева Ирина АНИКЕЕВА любезно предоставила для выставки фотографии, рукописные материалы и документы, чертежи, рисунки, дневники, позволяющие заглянуть в его «творческую мастерскую». В Свердловске Дёминцев проработал почти четыре десятилетия, начав свой путь от техника-архитектора и став затем во главе архитектурно-планировочной мастерской «Свердловскгражданпроекта». Ему повезло, множество его проектов были воплощены в жизнь, и сегодня без них трудно было бы представить лицо нашего города. Взять, к примеру, здание Гидрометцентра или фонтан на площади Труда.
А между тем архитектура была не единственным увлечением Петра Дмитриевича: он рисовал, фотографировал, активно публиковался с 1952 года в главных городских изданиях — «Уральский рабочий» и «Вечерний Свердловск», затрагивая не только градостроительную тематику, но и общественные вопросы. Например, в 1966 году на первой полосе «Вечёрки» вышла статья «О пьянстве, хулиганстве и долге гражданском», где автор размышляет о двух пороках, а в качестве одной из мер предлагает организовать дружины, которые бы патрулировали улицы Свердловска в позднее время.
Свердловский архитектор рисовал автопортреты и писал автобиографии. Фото: Лев ИСТОМИН.
Теперь немного о самой выставке. Здесь представлены проектные работы зодчего, в том числе и нереализованные. Один из самых интересных — реконструкция площади 1905 года, которая предполагала надстройку и соединение зданий напротив мэрии, при этом выход с улицы Володарского предполагался через большую арку. В итоге проект не был принят, но остались эскизы и чертежи.
На протяжении своей жизни Пётр Дмитриевич вёл дневники, в которых отражены уникальные материалы: рассуждения о советском времени, истории города и его жителей, о семье. В одном из текстов автор выразил уверенность, что в будущем человечество сумеет выстроить благоденствие на Земле. К этому человечеству он однажды даже написал послание, где красивым литературным языком с уверенностью отозвался о его прекрасных качествах и непременных успехах. Чуть позже архитектор дописал на обложке: «Был под градусом», что добавило ироничности и теплоты прекрасному тексту.
Выставка будет работать до 21 апреля в новом корпусе здания «Белинки» на 3-м этаже.
Комментарий
Уникальные свидетельства времени
Главный библиотекарь отдела краеведческой литературы библиотеки им. Белинского Наталья СГИБНЕВА:
— Это уже не первая подобная выставка, такие мероприятия у нас проводятся практически ежемесячно. Тут представлены семейные архивы, уникальные свидетельства прошедшего времени. Данная экспозиция приурочена к очередной годовщине со дня рождения Петра Дмитриевича, она включает в себя не только экспонаты, связанные с профессиональной деятельностью архитектора, но и сведения из его личной и творческой биографии.
Новости по теме
Gismeteo
Прогноз на 2 недели
|