18 июля 2018, среда, 22:13

Строительство Уралмаша было нахальством

Ольга ДРУЖИНИНА, 29 июля 2016

В четверг, 28 июля, в Музее истории Екатеринбурга (ул. Карла Либнехта, 26) открылась выставка «Уралмаш: вход со двора». Ещё до момента официального старта о ней говорили как о нетипичной.

Действительно, это больше, чем экспозиция фотографий и исторических документов. В данном случае не используется традиционный приём изложения истории района через судьбоносные вехи становления завода «Уралмаш». Напротив, главная идея — показать быт, изнанку трудовой жизни, а также проследить формирование легендарной советской типовой застройки.

— Люди совершали неимоверное, но ежедневно каждый из них возвращался домой, и здесь начиналась уже совсем другая история, ничуть не менее героическая, чем трудовые свершения, — резюмирует куратор выставки Нинель БРИТВИНА. — Уникальные свидетельства собраны в музее истории Уралмашзавода, на экспонатах которого и построена выставка. Зрителям представлены десятки уникальных фотографий, текстовые выдержки из книг и дневников. Можно увидеть даже фрагменты уже разрушенных зданий, которые некогда составляли славу района.

Пожалуй, ни об одном районе страны столько не сказано и не написано, как об Уралмаше, но он по-прежнему остаётся непознанной территорией, которая таит множество легенд и загадок. Реализация грандиозной идеи по постройке «города-сада», «города будущего» началась буквально на пустом месте. И уже тогда рождала грандиозные споры. Многие сетовали на то, что сломан привычный крестьянский уклад, а новый, индустриальный, ещё не создан. И выйдет ли из этого хоть что-то — было непонятно. Именно об этом писал в своих дневниках известнейший советский писатель и публицист Михаил ПРИШВИН, который в 1931 году приехал в Свердловск специально, чтобы увидеть стройку века. «Лучше бы лес оставили», — будто бы бросил в сердцах публицист и приостановил подготовку статьи для журнала «Наши достижения».

Действительно, орудия труда первостроителей Уралмаша — топор да пила-«двуручка». На площадках для будущего строительства рубили лес, выкорчёвывали пни, сжигали древесный мусор. В начале 1930-х ни о каких сложных механизмах речи не шло, пользовались в основном только смекалкой да лозунгом тех лет «На штурм!» Трудились по 12—14 часов. Жили в землянках. На фотографиях выставки запечатлены уникальные моменты ушедшей эпохи: вчерашние крестьяне, ставшие рабочими, играют с детьми, сушат суровые робы, учатся грамоте, готовят пищу.

Сергей АГЕЕВ рассказывает о строительстве Уралмаша. Фото: Ольга ДРУЖИНИНА.

— Строительство Уралмаша, по сути, было большим нахальством, — уверен научный сотрудник музея Уралмашзавода Сергей АГЕЕВ. — В городе не было развитых кирпичных или железобетонных производств. Потребности большой стройки не могли быть удовлетворены. А Уралмаш хотел иметь всё — водопровод, электростанцию, а также театр, цирк, кино, стадионы, больницы, учебные заведения. Словом, всю социальную сферу. И они смогли этого добиться, наладить не только основное, но и сопутствующие производства.

По большому счёту, жильё здесь начали возводить сразу же — сначала для строителей предприятия, затем для работников завода. Однако путь от землянки до сталинского ампира и шедевров мировой архитектуры был необычайно труден. Удивительно, что занял он всего лишь 20—30 лет. Население Свердловска на момент первых пятилеток росло грандиозными темпами, а жилья сдавалось ничтожно мало. Эту проблему и должна была решить комплексная застройка. В первое время для рабочих строили деревянные дома, бараки, а для руководящего состава — кирпичные здания.

Экспонат выставки: землянки и бараки для первых работников. Фото: Ольга ДРУЖИНИНА.

Накануне Великой Отечественной войны уже был сформирован уникальный архитектурный облик Уралмаша. Наблюдалось и некое «сословное расслоение» — появился комплекс домов для заводской элиты. К этому же времени относится проектирование и строительство уникального здания, которое окрестили «Мадрид». Оно и сейчас является архитектурной жемчужиной Уралмаша. Главный фасад этого здания выходит на площадь Первой пятилетки. Архитекторы предусмотрели в нём колоннаду и выход на единый балкон из каждой комнаты. Чудесным было и внутреннее убранство. Гостиницей, как изначально планировалось, здание не стало и было передано под женское общежитие. Во время событий в Испании все уралмашевцы были на стороне её народа, поэтому дом с необычной для нашей страны архитектурой был наречён «Мадридом».

Экспонат выставки: легендарный «Мадрид». Фото: Ольга ДРУЖИНИНА.

— Социалистические города строились не только в Свердловске, но и в Магнитогорске, Ижевске, Днепропетровске, Харькове, но ни один из них не стал настолько знаменитым, как Уралмаш, — подчёркивает историк Екатерина КАМЕНСКАЯ. — Но на Урале вплотную подошли к созданию вожделенного «идеального города». Впрочем, здесь речь идёт не только об изменении окружающей среды. Те, кто строил Уралмаш, строили не только «идеальный город», но и «идеального человека».



Новости по теме

Ускользающий Уралмаш Содержит Фото Екатерина ШАКШИНА, 26 февраля 2016
Это первый блок выставки под названием «Охота на Уралмаш».
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




расширенный поиск
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook