7 декабря 2016, среда, 03:58
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

Граф привёз нам замок

Проект о жизни русских эмигрантов во Франции представлен екатеринбуржцам Екатерина ШАКШИНА, 16 ноября 2016
Граф Андрей МУСИН-ПУШКИН представляет «Замок русских». Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Замок самый настоящий — французский. Правда, приехал вместе с обитателями на фотографиях: старинное сооружение с башенками, с парком вокруг, с крепостной стеной. А вот настоящий граф прибыл лично — русский граф Андрей МУСИН-ПУШКИН. Потомок графа Алексея Ивановича МУСИНА-ПУШКИНА, прославившегося открытием «Слова о полку Игореве», родился во Франции, в семье эмигрантов из России, окончил Сорбонну. И сейчас Андрей Андреевич, в свою очередь, совершает открытие. Он снял с того зАмка замОк, которым долгие годы была заперта история русской колонии, размещавшейся во французском шато в маленьком городе Рив.

Теперь страницы этой истории эмигрантов первой русской волны открыты екатеринбуржцам. 15 ноября в галерее Музея истории и археологии Среднего Урала (Краеведческий музей, пр. Ленина 69/10) начала работу выставка «Оржер — замок русских. Изгнанники России во французском городе Рив». Международный историко-документальный выставочный проект представлен Свердловским областным краеведческим музеем совместно с Центром французского языка и культуры «Альянс Франсез Екатеринбург», Французским институтом в России и Домом русского зарубежья имени Александра Солженицына (Москва). А первую историю об этой истории рассказал нам её исследователь, автор выставки с идеи до воплощения граф Мусин-Пушкин — почётный гость екатеринбургского вернисажа.

Обитатели замка Оржер — молодые, весёлые, несмотря ни на что. Фотокопия: Алина ШЕШЕНЯ.

Весёлые парни позируют домашнему фотографу, взобравшись на узорчатые чугунные ворота замка. Молодость и в изгнании молодость. Это было много лет назад. С 1924 года и почти полвека в Le Chateau des Russes жили послереволюционные русские эмигранты, их семьи и дети. «Замок русских» — поэтому так именовали старый Оржер жители Рива, французского городка в департаменте Изер, в 50 км от горнолыжного курорта. Островок русского мира вне России.

Здесь провёл детство, воспитывался дедом граф Андрей Мусин-Пушкин. «По долгу свидетельствования» он счёл себя обязанным рассказать о жизни здесь русских, вынужденных покинуть родину, но никогда не забывавших о ней. Выставка придумана им и сформирована в основном из фотографий и документов, сохранившихся в его семье, пополнена экспонатами из архивов других эмигрантов. Благодаря этому «Замку русских» мы можем сейчас представить, как жилось на чужбине нашим бывшим соотечественникам, вглядеться в их навсегда живые на фото лица.

Андрей Андреевич Мусин-Пушкин рассказал, что когда в России узнают об этом месте жительства эмигрантов, то первая реакция часто такая:

«Ну, конечно, в замке! Богатые!»

Но те русские — не «новые русские», жили хоть и в замке, но отнюдь не по-графски. Это «старые русские». После кочевья по Европе, по Франции они перебрались в Рив, потому что здесь была работа на бумажной фабрике. А замок стал жильём, так как был самым дешёвым способом для фабриканта поселить русских работников. Андрей Андреевич неожиданно употребил в рассказе очень советское слово, но, судя по дальнейшему, самое здесь точное:

— Это была настоящая коммуналка. Замок внешне выглядел солидно, красиво, но внутри, кроме стен, не было ничего, никаких удобств. Переселенцы всё обустраивали своими руками. Оржер приобрёл в 1912 году один француз, получивший наследство, но превратить замок в подлинно богатое жильё не сумел, не успел — через два года началась Первая мировая война… А знаете, как пошли русские на работу на фабрику в первый день? Строем, в военной форме. Другие рабочие и служащие были обескуражены. А у них, у наших бывших офицеров, просто больше ничего не было — только то, что осталось на плечах при исходе из России. Фабрикант дал им некую сумму на приобретение штатской одежды. И они оделись в тёмные костюмы, белые рубашки с галстуками. Так и ходили, вызывая удивление французов своей элегантностью, а француженки влюблялись…

Это вещи деда по материнской линии — полковника Бориса ГОНОРСКОГО. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Впервые выставка была показана три года назад в Доме русского зарубежья в Москве, ею заинтересовались российские музейщики. «Замок русских» побывал во Владивостоке, здесь родилась мать нашего гостя Ирина Борисовна ГОНОРСКАЯ, и это стало для него своего рода паломничеством. Во Владивостоке же одна из родственниц вышла замуж за Николая ИОНОВА, а в городе Лесном, неподалёку от Екатеринбурга, сейчас живут их потомки. Двоих из екатеринбургских родственников Андрея Андреевича Мусина-Пушкина (двоюродных или троюродных — это им самим предстоит вместе уточнить) мы встретили на винтовой лестнице музея. Они торопились на встречу и очень волновались — Надежда Вадимовна ИОНОВА и её внук Володя…

Родственники французского гостя перед встречей — Надежда ИОНОВА и её внук Владимир. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

— Почему выставка теперь в Екатеринбурге? Ею заинтересовались екатеринбургский Альянс Франсез и музей и приняли со всем гостеприимством. А ещё… — тут Андрей Андреевич рассказал нам о родственниках и продолжил: — А ещё потому, что в этом городе вместе с царской семьёй был убит лейб-медик Евгений Сергеевич БОТКИН. Его дочь Татьяна избежала смерти только потому, что ей не позволили переехать в Екатеринбург из Тобольска. В Тобольске она вышла замуж за поручика Константина МЕЛЬНИКА, они успели эмигрировать во Францию, и вот их семья была первой, обосновавшейся в Риве, — стала основательницей русской колонии.

В замке была устроена православная церковь — приход святого архангела Михаила, куда приезжали другие русские из Гренобля, Лиона, даже из Парижа. Андрей Андреевич помнит празднование Пасхи, когда крестный ход совершали вокруг замка, а к хору, поющему в церкви, ранним утром присоединялись все разбуженные пением птицы из парка. В этом замке бывали Иван БУНИН, Игорь СТРАВИНСКИЙ, Борис ЗАЙЦЕВ, Иван ШМЕЛЁВ… Список обитателей «коммуналки» из лучших русских фамилий — более сотни — представлен на выставке. Здесь, во французском замке, они, по выражению писателя Шмелёва, возвращали себе Россию.



Новости по теме

Руководитель выставочной деятельности Ельцин Центра Илья ШИПИЛОВСКИХ.
Непослушная волна художников Содержит Фото В арт-галерее Ельцин Центра открылась выставка «Нонконформизм как точка отсчёта» Екатерина ШАКШИНА, 8 ноября 2016
Признать социалистический реализм единственно правильным искусством они просто не могли.
Жили-были в Золотом веке… Содержит Фото Екатерина ШАКШИНА, 24 октября 2016
На выставке «Зеркало жизни» — быт обычных людей с их работой и досугом, порой не слишком респектабельным.
Эта «Пастушка» Давида ТЕНИРСА была представлена в ЕМИИ в 1995 году.
Фламандская радуга из Эрмитажа Содержит Фото Стартовали дни знаменитого музея в Екатеринбурге Екатерина ШАКШИНА, 14 октября 2016
Осенние Дни Эрмитажа в Екатеринбурге начались летней «Жатвой».
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Ищите нас на Facebook