15 апреля 2018, воскресенье, 15:45

1982-й: штурмуем Эверест, взлетаем на «Урале», обсуждаем проект Заречного

Евгений СУСОРОВ, 16 февраля 2017
Памятные знаки в честь эксперимента 1982 года сохранились на территории микрорайона по сей день. Фото: архив редакции.

Газета «Вечерний Екатеринбург» продолжает юбилейный проект: «Город: год за годом». 31 декабря 2017 года нашему изданию исполнится 60 лет. В преддверии славной даты мы решили вспомнить, о чём писали корреспонденты «Вечёрки» в каждый из прожитых газетой лет. Какие темы были главными? Какие события, происходившие в нашем городе, обсуждались на страницах газеты?

Сегодня с помощью архивных номеров «Вечёрки» мы отправляемся в 1982 год. Между Аргентиной и Великобританией разразилась война за Фолклендские острова. Чемпионом мира по футболу стала команда Италии. Американец Скотт ФАЛМАН изобрёл смайлик. Генеральным секретарём ЦК КПСС стал Юрий АНДРОПОВ. Свердловчанин Сергей ЕФИМОВ в составе первой советской экспедиции покорил высочайшую вершину мира — гору Эверест.

Человек года

Справедливости ради нужно сказать, что Ефимов был не единственным уроженцем Урала, поднявшимся в мае 1982 года на главный горный пик планеты: альпинист Сергей БЕРШОВ (штурмовавший Эверест в ночь на 4 мая в связке с Михаилом ТУРКЕВИЧЕМ) родом из Верхотурского района, однако в гималайской экспедиции он представлял Харьков. Сам же Ефимов совершил свой альпинистский подвиг буквально на следующий день, 5 мая, поднявшись на вершину Эвереста в связке с Валентином ИВАНОВЫМ.

В номере за 6 мая 1982 года «Вечёрка», рассказывая читателям об отважном земляке, цитирует одного из родоначальников уральского альпинизма Евгения МУРАВЬЁВА:

«Сергей, кроме всех прочих качеств, обладает хладнокровием. Прибавьте к этому решимость, умение добиться своего, но не очертя голову, а с расчётом… А лёгких путей он не выбирает».

Что правда, то правда: Ефимов с Ивановым в тот день пробыли на высоте 8 848 метров дольше других членов экспедиции — 1 час 40 минут, сделав несколько снимков горы, причём в условиях острого дефицита кислорода. Уникальные фото этого исторического восхождения «Вечерний Свердловск» опубликовал в номерах за 7 мая и 2 июля. А в номере за 20 декабря Сергей признаётся корреспонденту газеты:

«Все участники работали на пределе… Это ведь уже начало стратосферы. Начинаются расстройства нервной системы, любое усилие даётся с большим трудом… А мы с Валентином Ивановым пошли на штурм с рюкзаками в 21 килограмм».

Что интересно, многие элементы снаряжения для участников экспедиции (в том числе одежду, кошки и крючья) Сергей Ефимов сделал сам по собственным эскизам.

Сегодня на счету прославленного покорителя вершин — три семитысячника на территории бывшего СССР, горы Мак-Кинли (Северная Америка), Монблан (Альпы), Канченджангу, Чо-Ойю, Макалу и Дхаулагири (Гималаи), в общей сложности — 30 восхождений высшей категории сложности. В 1994 году Ефимов повторил восхождение на Эверест, пройдя к вершине через так называемое «северное седло». За покорение всех «семитысячников», находившихся на территории СССР, Сергей Борисович Ефимов был удостоен почётного звания «Снежный барс».

В то же время

В марте 1982 года диплом № 2000 Свердловского архитектурного института получил Юрий РЫСИН — ныне руководитель комитета по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, главный архитектор Краснодарского края.

Фестиваль года

Точности ради скажем: фестиваль фантастики «Аэлита» формально учреждён в 1981 году — и тогда же его лауреатами стали братья СТРУГАЦКИЕ и писатель Александр КАЗАНЦЕВ. Однако «Аэлиту-82» можно считать первой в плане широкого освещения в СМИ (в том числе и на страницах «Вечёрки» в номере за 24 апреля) и не менее звёздного состава участников.

Главным лауреатом фестиваля-1982 стал мэтр советской фантастики Зиновий ЮРЬЕВ (приз ему вручил не менее знаменитый человек, космонавт Олег МАКАРОВ). А члены Пермского клуба любителей фантастики наградили своим собственным призом «Рифей» талантливого дебютанта из Абакана Александра БУШКОВА. Путёвка в жизнь оказалась нефигуральной: сегодня книги Бушкова считаются признанными бестселлерами. Церемония награждения состоялась на сцене ДК «Автомобилист» (ныне Свято-Троицкий кафедральный собор).

Владимир САВЧЕНКО — лауреат «Аэлиты-2003». Статуэтку вручил глава Екатеринбурга Аркадий ЧЕРНЕЦКИЙ. Фото: архив редакции.

К слову

В марте 1982 года в Свердловске прошёл ещё один фестиваль всесоюзного уровня — посвящённый детскому творчеству. В его программе приняли участие детские коллективы из Свердловска, Москвы, Ленинграда, Киева, Тбилиси, других городов СССР (номер «Вечёрки» за 20 марта).

Стройка года

Без сомнения, это микрорайон Комсомольский — за его возведением с неизменным вниманием следили все свердловчане. И неудивительно, ведь на его стройплощадках вершился смелый по тем временем эксперимент: будущие жильцы микрорайона сами строили себе жильё в рамках реализации программы МЖК (Молодёжный Жилой Комплекс).

Первые жилые дома Комсомольского. Фото: архив редакции.

В номере за 23 июля 1982 года газета «Вечерний Свердловск» радует читателей хорошей новостью: дорожные службы приступили к проектированию трамвайной ветки от УПИ к новому микрорайону. Сложность проекта в том, что рельсы пришлось прокладывать над торфяником, а значит делать «рубашку» для путей более глубокой и засыпать её большим количеством гравия. Первые километры трамвайной линии строители обещали сдать к холодам.

Тем временем в ноябре 1982 года в Комсомольский был запущен автобус № 55 (номер за 19 ноября). А накануне Нового года перспективный микрорайон получил в подарок от города торговый центр и детский комбинат-гигант на 320 мест.

Но не Комсомольским единым живёт в эти дни свердловская стройиндустрия. Летом 1982 года на страницах «Вечёрки» разворачивается бурная дискуссия на тему «Каким быть микрорайону Заречный».

Самого Заречного на карте города ещё нет: на его месте громоздятся бараки, садовые домики, заводские градирни, служебные постройки цеха холодной прокатки ВИЗа и бесконечные заборы. Архитектор Пётр ДЁМИНЦЕВ (создатель ДК им. Лаврова, здания Гидрометцентра на метеогорке, памятника Александру Попову, Театра кукол, комбината «Рубин» и фонтана «Каменный цветок» на площади Труда)  в серии публикаций газеты «Вечерний Свердловск» задаётся следующим вопросом. Достаточно ли просто возвести на месте этого участка «старого ВИЗа» 47 3671,5 кв. метров жилой площади, этакий «10-этажный дом длиной пять километров», или следует подойти к делу по-новому, обустроив в Заречном сеть пешеходных эспланад, внутренних улиц без машин, парков и зон отдыха, включив в ландшафт будущего микрорайона старинные здания (номера за 5, 12 и 22 июля)?

Вопрос не праздный: ведь Заречный сугубо географически получается зажатым между заводскими корпусами и полотном железной дороги. В таком месте забота об экологии и комфорте жителей — не роскошь, а дело первостепенной важности.

Монтажники А. СЕРКОВ и Н. ВОРОНОВ. Фото: архив редакции.

Тем временем в своей предновогодней пресс-конференции тогдашний председатель горисполкома Павел ШАМАНОВ анонсирует ещё один перспективный градостроительный проект — микрорайон Ботанический на месте бывшего Уктусского аэродрома (номер «Вечёрки» за 31 декабря 1982 года).

Кстати

В 1982 году на карте Свердловска появились первые корпуса Областного госпиталя ветеранов войны на Широкой Речке.

Кроме того, после двухлетней реконструкции сдан в строй Свердловский академический театр оперы и балета. Строители де-факто переделали здание с нуля, обновив все элементы фасада и интерьера со стопроцентным сохранением исторического лица театра, увеличив сценическое пространство (вдобавок смонтирована новая система освещения) и площади для репетиций и изготовления декораций. Сам же фасад театра вернул себе изначальную светлую расцветку — вместо уныло-зелёной, «приобретённой» в 1930-х годах.

Ноу-хау года

Казалось бы, кого в век ракет и компьютеров можно удивить дирижаблем? Но не судите опрометчиво: дирижабль дирижаблю — рознь. Например, «Урал-3», созданный в 1982 году специалистами Уральского конструкторского отдела Всесоюзного института по проектированию организации энергетического строительства, стал отличным подарком для нефтяников и геологов Крайнего Севера.

По сути это огромный летающий подъёмный кран, предназначенный для переноски крупногабаритных железных конструкций. Грузоподъёмность «Урала-3» достигала 15 тонн, а в число функций входили не только операции из серии «вира-майна», но и монтаж линий электропередачи, и установка на большой высоте высоковольтных трансформаторов.

«Вечёрка» в номере за 12 мая ведёт репортаж об испытаниях этого чуда техники, а заодно перечисляет всех причастных к его созданию: Первоуральский новотрубный завод, Уфимский и Свердловский заводы РТИ, Берёзовский завод строительных конструкций и даже… Ирбитский мотоциклетный завод, ведь пропеллеры супердирижабля приводились в движение двигателями от мотоцикла «Урал».

В тему

Урал по праву считается родиной современных грузовых дирижаблей, которые пока, к сожалению, слабо используются в народном хозяйстве. В 2006 году губернатор Свердловской области Эдуард РОССЕЛЬ предложил использовать дирижабли в освоении Приполярного Урала. К проекту планировалось подключить специалистов УГТУ-УПИ, УрО РАН, Уральского завода гражданской авиации, Уральского оптико-механического завода» и трёх НПО Екатеринбурга, однако реализация идеи была отложена из-за грянувшего в 2009 году кризиса.

Тем не менее, уральским учёным и конструкторам ещё в середине 90-х годов прошлого века удалось сконструировать опытную модель принципиально нового летательного аппарата, соединяющего в себе ТТХ дирижабля и грузового самолёта — безаэродромный с аэростатической разгрузкой самолёт «БАРС».



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




расширенный поиск
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook