30 июня 2017, пятница, 13:38
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

55 лет назад в Свердловске открыли памятник воинам Уральского добровольческого танкового корпуса

Ян ХУТОРЯНСКИЙ, 21 февраля 2017
Фото: Екатерина ПЕРМЯКОВА.

Перед открытием монумента 22 февраля 1962 года на подступах к Привокзальной площади остановились троллейбусы. Притормаживали такси. В узком людском коридоре медленно двигались трамваи. Событие, ставшее своеобразным эхом войны, собрало тысячи свердловчан. У подножия памятника рядом с ветеранами легендарного корпуса стояли труженики тыла.

Привожу фрагмент радиорепортажа, который вёл 55 лет назад:

«Падает покрывало, и мы видим минуту прощания танкиста с отцом, который напутствует сына: «Иди и возвращайся с победой!»

Впечатление было очень сильным. Женщины плакали, многие показывали друг другу довоенные фотографии мужей и сыновей, не вернувшихся с войны. Свердловчане, у которых брал интервью, вспоминали 1943 год, когда Урал провожал танкистов на фронт.

Солдатская клятва, прозвучавшая на открытии памятника, звучала как реквием: «Перед вечной памятью павших друзей мы клянёмся никогда и ни в чём не уронить имени гвардейца. Клянёмся до конца своей жизни считать себя в боевом строю».

Ветераны-танкисты вспоминали, что 18 апреля 1945 года Свердловская бригада корпуса прорвала оборону противника и форсировала реку Шпрее.

Привожу фрагмент рассказа участницы тех боёв радистки-разведчицы Раисы БАБЕНКО: «Когда вышли к реке, я забыла закодировать радиограмму и передала открытым текстом: Вот она, Шпрея! И хотя получила за это выговор, была счастлива: Впереди был Берлин!»

Топограф корпуса, его живая легенда Алексей ШАПКИН, сказал, что для него памятник — не монумент, а «память, которая всегда в сердце». Многие годы полковник в отставке возглавлял Совет ветеранов.

— Когда смотрю на этот памятник, вспоминаю ночь с 5 на 6 мая 1945 года, когда мы получили приказ двигаться на помощь восставшей Праге, — рассказал Алексей Шапкин. — По крутым каменистым склонам, где раньше никакая техника не проходила, танкистам нужно было преодолеть 350 километров. Руки немели от напряжения. Часто часть гусеницы свисала над пропастью. Для того чтобы зацепление гусениц за грунт было надёжнее, механики-водители переворачивали траки через один — гребнем наружу. Не забыть момент, когда генерал БЕЛОВ отдал приказ зажечь фары машин, и колонна понеслась вниз, вызывая страх у немцев и радость у чехов. Они встречали нас на перекрёстках дорог. Обнимали, целовали. К 10 часам утра Прага была освобождена.

В 1961 году я слушал эту волнующую историю и от пражан в чехословацкой столице. Первой 9 мая 1945 года ворвалась в город «тридцатьчетвёрка» гвардии лейтенанта Ивана ГОНЧАРЕНКО. Спустя 20 лет после Победы стало известно, что проводником на его танке с номером 23 был чех Франтишек САУЧЕК. На месте гибели экипажа чехи установили памятник. До 1980 года у поднятой на постамент боевой машины всегда лежали цветы — знак благодарности Советской армии за освобождение от фашистов большей части братской страны.

Так было до «бархатной революции», когда власти района Смихов решили демонтировать памятник советским танкистам, вопреки протестам ещё живущих очевидцев подвига Уральского добровольческого корпуса.

А в Свердловске памятник его воинам на Привокзальной площади талантливо соединил в себе и увековечил подвиг танкистов и тружеников тыла. Всё вооружение корпуса, начиная от танков и обмундирования и кончая сапёрными лопатками и пуговицами, сделано сверх плана на «рабочие деньги» трёх уральских областей — Свердловской, Челябинской и Молотовской (ныне Пермский край).

«Лучших своих сыновей послал Урал, чтобы приблизить окончательный разгром врага». Это строки из поздравления Почётного гражданина Свердловска, генерала армии Дмитрия ЛЕЛЮШЕНКО к 35-летию корпуса. Прославленный военачальник командовал 4-й танковой армией, в которой сражался и добровольческий корпус.

Символично, что в конкурсе на сооружение памятника танкистам в Свердловске приняли участие многие известные скульпторы и архитекторы страны. Рассмотрев свыше 20 проектов, жюри признало победителями скульпторов Петра САЖИНА, Владимира ДРУЗИНА и архитектора Геннадия БЕЛЯНКИНА.

Памятник на Привокзальной площади занимает особое место в народной памяти. Он стал одной из визитных карточек нашего города. Всякое сравнение «хромает», и потому не провожу аналогий с известными памятниками в Москве и Санкт-Петербурге. Между тем, на мой взгляд, наш, стоящий у «ворот» города труженика и воина — третьей столицы России, не только один из самых выразительных и глубоких по своему замыслу. Это по большому счёту символ единства, в котором видится сегодня наша национальная идея.



Новости по теме

Уральские танки в музее Содержит Фото Ольга ДРУЖИНИНА, 17 февраля 2017
В организации выставки приняли активное участие маститые уральские коллекционеры.
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook