23 июля 2017, воскресенье, 02:41
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

1989-й: голосуем за нардепов, покупаем за талоны, требуем власти Советов

Евгений СУСОРОВ, 10 апреля 2017
Свердловчане на избирательном участке 26 марта 1989 года. Фото: архив редакции.

Газета «Вечерний Екатеринбург» продолжает юбилейный проект: «Город: год за годом». 31 декабря 2017 года нашему изданию исполнится 60 лет. В преддверии славной даты мы решили вспомнить, о чём писали корреспонденты «Вечёрки» в каждый из прожитых газетой лет.

Сегодня с помощью архивных номеров «Вечернего Свердловска» мы отправляемся в 1989 год. Власти ГДР начали снос Берлинской стены, в Чехословакии в ходе «бархатной революции» к власти пришло некоммунистическое правительство. На парламентских выборах в Польше победила «Солидарность». В Румынии свергнут режим Николае ЧАУШЕСКУ. В Пекине при помощи танков разогнана студенческая демонстрация на площади Тяньаньмэнь. В СССР начался экономический кризис, многие продукты отпускаются только по талонам. Республики Прибалтики и Грузия объявляют о своём суверенитете. Закончен вывод советских войск из Афганистана. В Советском Союзе прошли первые в истории свободные и альтернативные выборы народных депутатов.

Выбор года

Свердловск в годы перестройки становится одним из флагманов борьбы за кардинальные перемены в экономике и политической жизни. Когда в СССР стартовали первые в истории страны по-настоящему свободные и альтернативные выборы народных депутатов, газета «Вечерний Свердловск» охотно предоставляла свои полосы под публикацию кандидатских программ. Можно сказать, что благодаря «Вечёрке» в 1989—1990 годах стартовала политическая карьера многих политиков и общественных деятелей федерального масштаба — таких как Владимир ВОЛКОВ (тогда секретарь парткома ЗИКа, в дальнейшем — председатель исполкома ассоциации «Большой Урал») и Геннадий БУРБУЛИС (в 1989 году возглавлял свердловскую «Дискуссионную трибуну», в «нулевых» — член Совета Федерации РФ, ныне — проректор Международного университета в Москве).

Многое в те дни и для самих кандидатов, и для их избирателей было в новинку. В том числе и такое явление, как предвыборная борьба — раньше-то «официально одобренные» кандидаты между собой не соревновались и различались лишь социальным положением: рабочий, представитель интеллигенции, работник агропрома, партфункционер… Но, как ни странно, главная борьба развернулась не между партноменклатурой и «выдвиженцами снизу», а между «крепкими хозяйственниками» в лице крупных директоров заводов и коммунистами среднего управленческого звена. В их программах и звучат самые смелые инициативы. Секретарь парткома ЗИКа Владимир Волков, например, запускает на страницах «Вечёрки» дискуссию о судьбе старого ВИЗа. Мнения звучат самые разные, от «сохранить навечно» до «снести». Аргументы за снос вполне серьёзные: старый ВИЗ отравляет экологию города (номера «Вечёрки» за 3 и 23 марта). Симпатичен Волков горожанам ещё и потому, что на 19-й партконференции он открыто поддержал тогда ещё опального Бориса ЕЛЬЦИНА.

Ещё более радикальна программа Геннадия Бурбулиса. Он предлагает искоренить экономические основы, политическую структуру и социальную базу командно-административную системы, обеспечить полновластие Советов, проработать политико-юридическое обеспечение народовластия, ввести территориальный хозрасчёт, на основе которого должен формироваться бюджет Советов, принять закон о референдуме, и самое крамольное на тот момент — ограничить роль партии в общественной системе. Впервые в его программе звучат понятия, доселе невозможные в прессе: неприкосновенность личной собственности, свобода совести, слова и собраний, право на информацию.

Соперник Бурбулиса — директор УралпромстройНИИпроекта Арно ЭПП — в ответ предлагает вдвое сократить строительство затратных крупных объектов, чтобы освободить 40 млрд. рублей для реализации программы «Жильё», и принять закон, обязывающий промпредприятия бесплатно отдавать кооперативам отходы производства для выпуска строительных изделий (номера «Вечёрки» за 14 и 20 марта). Параллельно выдвигаются и другие яркие кандидаты — юрист Сергей АЛЕКСЕЕВ (будущий создатель Конституции РФ), академик Геннадий МЕСЯЦ, судья Леонид КУДРИН, рабочий ВИЗа Валерий ШМОТЬЕВ. Первый этап выборов, состоявшихся 26 марта, знаменует триумф Бурбулиса, Волкова и Шмотьева (номер за 27 марта). На этапе довыборов в мае большинство голосов набирают Леонид Кудрин и строитель А. ЗАХАРОВ. Буквально за неделю до первого тура голосования зафиксирован первый в истории молодой уральской демократии информационный вброс: по городу расклеены анонимные листовки, призывающие избирателей… «прокатить» всех кандидатов. Мол, в этом случае власти вынуждены будут составить другой список, включающий фамилию Ельцина. Сам же Ельцин в этот момент тоже баллотировался в нардепы, но в Москве, по месту проживания.

Человек года

В этой роли Геннадий Эдуардович Бурбулис — вне всякой конкуренции. Ещё вчера скромный замдиректора института повышения квалификации министерства цветной металлургии, он сумел за короткий срок, говоря современным языком, выйти в топ. Чтобы расширить базу для общественного обсуждения, Бурбулис ещё в ходе предвыборной кампании запускает в Свердловске проект «Дискуссионная трибуна». «Вечёрка» в номере за 4 марта публикует его манифест:

«Мы упускаем из виду главное наследие аппаратной системы управления социалистическим государством: у нас сложилось общество, в котором большинство граждан отчуждено, отлучено от участия в тех принципиальных вопросах собственной жизни, которые они должны были бы решать. Референдумы — не только способ отобрать у командно-административной системы право принимать решения, это ещё и школа политического действия. И первый референдум… должен быть проведён по закону о местном самоуправлении и местном хозяйстве».

С первых часов работы съезда «Вечёрка» публикует на своих страницах развёрнутые отчёты Бурбулиса обо всём, что творится в зале заседаний. Цитаты из этих репортажей становятся настоящими «гвоздями номера».

«Я сказал Горбачёву: мы не допустим съезда крикунов, но и послушными тоже не будем», — обещает Бурбулис в номере за 23 мая.

Геннадий Бурбулис — пока ещё замдиректора института повышения квалификации. Фото: архив редакции.

«Настораживают неприкрытые поклоны со стороны ряда депутатов в адрес высшего руководства страны», — сообщает он буквально на следующий день. А в номере за 6 июня Геннадий Эдуардович делает то, что доселе не осмеливался в СМИ никто: критикует доклад ГОРБАЧЁВА, призывая не модернизировать существующую систему управления, а менять всю сложившуюся структуру власти. В интервью Бурбулиса также впервые за 70 лет Советской власти звучит уже откровенная крамола:

«Не надо молиться на социализм как на икону!»

Правда, здесь собеседник «Вечёрки» пока всего лишь цитирует своего коллегу по депутатскому корпусу — писателя Чингиза АЙТМАТОВА. Но Айтматов сказал это в кулуарах, а Бурбулис через нашу газету — на всю страну. А в номере за 12 июня он же первым сообщает читателям о создании на съезде межрегиональной депутатской группы, члены которой спустя всего два года возглавят первое правительство новой России.

Возвратившись в Свердловск, Бурбулис и его соратники организуют масштабную встречу с избирателями во Дворце спорта. На этой встрече — опять же впервые в истории — прозвучало то, за что в прежние годы легко можно было и в тюрьму попасть: «Правовое государство в условиях однопартийной системы, когда отсутствует оппозиция, невозможно» (номер за 31 июня).

Тревога года

Политическая жизнь в Свердловске била ключом, а вот экономика потихоньку катилась в кризис. В январе 1989 года многие продукты уже продавались по талонам — например, сахар, крупы, растительное масло, алкоголь, сигареты, стиральные порошки, не говоря уже о колбасе и мясе. Парадокс: в Свердловске один за другим открываются фирменные магазины, а полки их пустеют.

Одним из возможных выходов из создавшегося клинча кандидат в депутаты Валерий ЧИЧКАНОВ (тогдашний директор Института экономики УрО РАН) считал территориальный хозрасчёт (номер «Вечёрки» за 18 марта). Этим хозрасчётом тогда грезили многие: перспектива оставлять в казне предприятий их прибыль, налоги вносить в бюджет региона и города, а не слать в Москву, казалась реальным спасением от надвигающейся экономической катастрофы. А «наверх» в те годы Урал отдавал 80% всего налогового сбора. Председатель горисполкома Юрий НОВИКОВ на новогодней пресс-конференции впрямую обещает горожанам перевести на полный хозрасчёт весь Свердловск, но со временем. Сначала нужно передать социальную инфраструктуру предприятий на баланс местных Советов — но как это сделать, если закон о местном самоуправлении не принят?

Народные избранники в смысле поиска путей выхода куда радикальнее чиновников. Например, депутат Вениамин ЯРИН в интервью «Вечёрке» в номере за 14 октября откровенно называет госзаказ «обманом» и заявляет: «Заводы должны иметь право 10% продукции реализовывать на свободном рынке». Сам выдвиженец НТМК, Ярин лучше прочих знает, чем грозит его заводу надвигающийся кризис, поэтому не исключает начала массовых забастовок на предприятиях. Правда, цель этих забастовок — не «выбить» зарплаты, как в 1990-е годы, а заставить Совет министров СССР дать предприятиям финансовую самостоятельность.

Надежда года

Разочаровавшись в плановой сверхцентрализованной экономике, свердловчане всё больше уповают на кооперативное движение. На этом фронте всё вроде бы относительно неплохо: в Свердловске на октябрь 1989 года зарегистрировано 1 410 кооперативов, общий штат работников которых зашкаливает за 28 тысяч человек. Ими всего за полгода реализовано продукции и оказано услуг населению на сумму 147 млн. рублей, а в бюджет города кооперативы сдали 4,3 млн. рублей налога (номер за 13 октября). Теперь кооператоры «рулят» такими важными сегментами рынка, как пошив одежды (номер за 9 марта), парикмахерские услуги, строительство, ремонт, переработка вторсырья, торговля и общепит.

Но «новая метла» не всегда чисто метёт: кооператоров обвиняют в спекуляции дефицитными товарами, нарушениях санитарного законодательства, умышленном уклонении от бухучёта, получении нелегального дохода (и очень немаленького, на общую сумму 293 000 рублей в год). Именно в отношении таких горе-бизнесменов из уст правоохранительных органов впервые звучит грозный термин «организованная преступность» (номер за 28 декабря). Правда, «мафия» образца 1989 года пока не стреляет и не взрывает, а лишь втихушку приторговывает пивом с государственных складов. Но учитывая, что пиво в те годы — сумасшедший дефицит, население нисколько не возражало против такой «спекуляции». Попытки милиции взять барыг с поличным нередко оборачивались стычками с покупателями, которым было всё равно, по закону или не по закону они приобретают заветную бутылку пенного… Кооперативы-нарушители горисполком, естественно, приказывает закрыть, но при этом чиновники не спешат давать зелёный свет новичкам. По данным надзорных органов Свердловска, без малого 300 кооперативов, зарегистрировав свои уставы в райисполкомах, так и не приступили к работе: нет помещений, нет стартового капитала.

Члены швейного кооператива Алла ЛЕОНТЬЕВА, Елена КАРЦЕВА и Татьяна ГАВРИЛОВА обсуждают свою продукцию. Фото: архив редакции.

Тем временем иностранный капитал уже активно проникает на уральский рынок. Американские бизнесмены — не сами по себе, конечно, а через посредство полярной экспедиции газеты «Советская Россия» — прощупывают почву на предмет взаимовыгодного бартера: мы им — строительные и отделочные материалы и программную продукцию для компьютеров, они нам — сами компьютеры, некоторые виды потребительских товаров и возможность обучать специалистов объединения «Полярэкс» в ведущих маркетинговых школах США (номер за 31 января).

Правда, первая на Урале маркетинговая школа в 1989 году уже есть — она организована при СИНХе (ныне Уральский государственный экономический университет). Но американцы не одиноки в желании насытить наш рынок товарами: венгерская фирма «Ферунион» ведёт переговоры о запуске в Свердловске своей линии производства сенокосилок, а Китай — об организации производства на Урале товаров народного потребления из Поднебесной (номера за 23 марта и 16 мая).

Стройка года

Со строительством в кои веки не то чтобы беда, но явное отставание от прежних темпов. Сказываются и сбои в материально-техническом снабжении, и постоянные срывы поставок столярных изделий. Эксперты на страницах «Вечёрки» бьют тревогу: деревообрабатывающая отрасль находится в запущенном состоянии, из-за чего стройки регулярно недополучают древесину. А завод крупнопанельного домостроения вообще не имеет на тот момент постоянного коллектива (номер за 1 марта).

На месте разрушенных взрывом бараков. Фото: архив редакции.

Тем не менее кризисом это положение дел никто пока не называет. Более того: строители Сортировки пусть и медленно, но сдают новое жильё в пострадавшем от взрыва районе. На ул. Таватуйской растёт 318-квартирный дом, на Теплоходной — ещё три новостройки (номера за 22 мая и 14 июня).

Современный въезд на Сортировку. Фото: Антон БУЦЕНКО.

Застраивается высотками и Московская горка. На Уралмаше сдаётся в строй первый диагностический центр, оборудованный импортными приборами: биохимическим анализатором и японской аппаратурой для УЗИ. На ул. Белинского появляется мощная транспортная развязка — первый этап будущего Кольцовского тракта, прозванного в народе «Россельбаном» (номер за 2 октября).



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook