7 апреля 2018, суббота, 23:28

1990-й: возвращаем храмы, примеряем «Маску Скорби», падаем в демографическую яму

Евгений СУСОРОВ, 14 апреля 2017
Избиратели А. ШАРИКОВА, Н. МИТРОХИН, В. СОЧЕНОВА, Н. ФЕДЕНЕВ уже сделали свой выбор. Фото: архив редакции.

Газета «Вечерний Екатеринбург» продолжает юбилейный проект: «Город: год за годом». 31 декабря 2017 года нашему изданию исполнится 60 лет. В преддверии славной даты мы решили вспомнить, о чём писали корреспонденты «Вечёрки» в каждый из прожитых газетой лет. Какие темы были главными? Какие события, происходившие в нашем городе, обсуждались на страницах газеты?

Сегодня с помощью архивных номеров «Вечернего Свердловска» мы отправляемся в 1990 год. США ввязались в крупномасштабную войну с Ираком (более известную как «война в Персидском заливе»). Две Германии — ФРГ и ГДР — приняли решение объединиться. Продолжается распад Советского Союза: из состава СССР окончательно вышли республики Прибалтики и Армения, а Молдавия и республики Средней Азии провозглашают суверенитет. Начинаются этнические погромы в Баку, туда вводятся советские танки, в ходе уличных столкновений погибло 130 и ранено свыше 700 человек. Члены ЦК КПСС проголосовали за отмену 6-й статьи Конституции СССР, фактически отказавшись от монополии одной партии на власть в стране. В Свердловске проходят ещё одни выборы — на сей раз народных депутатов Верховного Совета РСФСР, участники которых уже откровенно призывают КПСС и лично Михаила ГОРБАЧЁВА уйти с политической арены.

Выбор года

Политические баталии 1990 года — пожалуй, самые жаркие за все годы перестройки. Временами — на грани культурного шока для избирателей. Едва успев сформироваться, движение народных депутатов тут же раскололось на два непримиримых лагеря: «нардепы СССР» (консерваторы) и «нардепы РСФСР» (радикалы). Всю зиму кандидаты соревновались между собой, чья программа острее и эпатажнее, а «Вечёрка» публиковала их манифесты на своих страницах. Труд для издания оказался воистину титаническим: предоставить трибуну не только 9 кандидатам в народные депутаты России, но и 72 «областным», 200 «городским», 680 «районным» и 185 «поселковым» соискателям депутатских мандатов.

Позиции у них разные, а мишень для критики одна: монопольная власть КПСС. И мечта тоже одна: вся власть Советам. «В Америке муниципалитеты ворочают миллиардами, строят дороги и дома, школы и больницы, спортивные учреждения и театры. А наши Советы ходят с протянутой рукой!» — возмущается кандидат Валерий СКРИПЧЕНКО (номер «Вечёрки» за 23 января 1990 года). Главврач городской станции «Скорой помощи» В. ЧЕСТНОВ негодует: зарплата медиков отстаёт от средней по стране на 35% — врач получает всего 75 рублей, а все начисляемые государством прибавки к зарплате медиков съедены инфляцией. Зампредседателя кооператива «Исеть» Игорь МИШИН (в будущем — основатель «4 канала» и директор канала «ТНТ») призывает снять со Свердловска и Свердловской области статус «закрытых», чтобы привлечь иностранный капитал. Инженер НРО «Полярэкс» А. ГОНЧАРЕНКО констатирует: в стране — кризис власти, Верховный Совет полностью подконтролен партаппарату, с монополией КПСС пора кончать — при этом опираясь на широкую коалицию политических сил. Рабочий НПО автоматики В. МАШАРОВ заклинает в своей программе: любой ценой не допустить роста цен на продукты питания. Старший научный сотрудник СвердНИИхиммаша И. БАЛАКИН прямо заявляет в программе: Россия должна стать суверенной республикой, Уралу — экономическую самостоятельность, спецдачи и номенклатурные дома отдыха — в общенародную собственность, экономике — многоукладность, гражданам — закон о земле и собственности. Даже представители «органов», кандидаты В. СЕМЕНЦОВ и В. УЧАСЁВ, призывают возродить полновластие Советов. Кстати, именно в программе сотрудника КГБ УЧАСЁВА впервые озвучены новые проблемы общества: коррупция, терроризм, наркомафия, рэкет.

Председатель горисполкома Свердловска Юрий НОВИКОВ более сдержан: по его мнению, нужно для начала образовать самостоятельную компартию РСФСР, прописать для России отдельную Конституцию и дать право Советам самостоятельно формировать местные бюджеты на основе налогов от муниципальных предприятий. Коммунист Владимир КАДОЧНИКОВ полон скепсиса: по его мнению, люди уже устали от лозунгов, депутатов нужно судить не по словам, а по делам. Тем временем «Гражданский форум» Свердловска уже открыто призывает до 1 марта 1990 года отправить в отставку ЦК, Политбюро и все остальные партийные структуры. Иначе предприятия города встанут в забастовку. Депутат В. ШМОТЬЕВ и кандидат в депутаты Л. МИШУСТИНА требуют от секретаря обкома КПСС Владимира АНДРИАНОВА ответа: почему он мешает учреждению областной газеты «Трибуна»? Андрианов на страницах «Вечёрки» вынужден довольно неубедительно оправдываться — мол, обвинения огульны (номер за 2 марта).

Кульминацией противостояния стало голосование 4 марта. По его итогам мандаты нардепов получили Валерий Скрипченко, Анатолий ЧАЙКОВСКИЙ, Владимир ИСАКОВ, Сергей ИВАНОВ, Иван ЦАЛКОВСКИЙ, Владимир Кадочников, Игорь БАЛАКИН. В ходе повторного голосования большинство голосов набрали Лариса Мишустина (в будущем — референт Президента РФ) и Екатерина ЛАХОВА — ныне член Совета Федерации Федерального Собрания России. По национально-территориальному округу № 74 депутатом выбран Борис ЕЛЬЦИН (номер за 7 марта).

Человек года

Пожалуй, никогда за всю свою карьеру политика ЕЛЬЦИН не был так популярен, как в 1990 году. Ореол мученика за убеждения, несгибаемого борца окружал фигуру будущего Президента России.

В номере за 15 марта «Вечёрка» публикует отрывки из книги Бориса Николаевича «Исповедь на заданную тему», которая в те времена в прямом смысле слова «расходилась в списках». В мае газета отважилась на эксклюзивное интервью с лидером молодой российской демократии. Ельцин в красках рассказывает о поездке в Англию и Испанию, о своих встречах с премьер-министром Великобритании Маргарет ТЭТЧЕР, о заключённых с британским лидером договорённостях по поводу экономического, научно-технического, культурного и торгового сотрудничества. Читатели узнают шокирующие подробности перелёта Ельцина из Севильи в Кордову: во время полёта у лайнера отказали системы управления и навигации, пришлось делать жёсткую посадку, в ходе которой Ельцин повредил позвоночник (номер за 10 мая). А когда в Свердловске стартовала вторая очередь создания Мемориала коммунарам и репрессированным и был открыт счёт для добровольных пожертвований, Борис Николаевич отдал в фонд проекта гонорар за публикацию своей книги в свердловской газете «Клип» (номер за 2 апреля).

Проект года

Тема репрессированных в этот год звучит в Свердловске очень остро. Незадолго до этого, осенью 1988 года, стало известно: на 12-м километре Новомосковского тракта обнаружены массовые захоронения уральцев, расстрелянных в годы сталинского террора. И уже в апреле 1990 года в Свердловск прилетает легендарный скульптор Эрнст НЕИЗВЕСТНЫЙ, чтобы дать толчок строительству ещё одного мемориала. Он привёз с собой проект «Маски Скорби» и страстно желал, чтобы первый памятник триптиха (другие две части «Масок» планировались в Воркуте и Магадане) был установлен именно на его родине, в Свердловске.

Неизвестный встретился с представителями горисполкома, общественными активистами, художниками и архитекторами, даже съездил на Шарташский гранитный карьер, чтобы выбрать камни для будущей скульптуры. Несмотря на высокую стоимость работы — 700 000 долларов, мастер решил подарить Свердловску свою «Маску» совершенно безвозмездно. Уже объявлены и проектировщик («Свердгорпроект»), и исполнитель проекта (СМУ-3), и даже срок окончания работ — первая половина 1991 года. Но…

Эрнст НЕИЗВЕСТНЫЙ с дочерью Ольгой и мамой, знаменитой уральской писательницей Беллой ДИЖУР. Фото: архив редакции.

Вмешался кризис. Уже практически готовые гипсовые формы «Маски» были отправлены на хранение в запасники Екатеринбургского художественного фонда до 2006 года, а потом и вовсе вывезены в Челябинск. Лишь в апреле 2015 года состоялось их возвращение в родные пенаты — и тогда же глава администрации Екатеринбурга Александр ЯКОБ в торжественной обстановке заложил на 12-м километре Новомосковского тракта (где ныне Мемориал жертвам политических репрессий) символический первый камень в основание будущей скульптурной композиции. Но по не зависящим от скульптора причинам отливка «Маски» в бронзе началась лишь в марте 2017-го, когда самого творца этого шедевра уже не было в живых.

Настроение года

«Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…» — примерно так можно описать ключевое настроение свердловчан образца 1990 года. Только авторы «Интернационала» хотели разрушить мир капиталистический, а политические и гражданские активисты времён поздней перестройки — наоборот, реанимировать рыночную экономику и окончательно сбросить с себя оковы идеологии и тотального планирования всего и вся.

Воздух свободы опьянил тогда многих. Любимыми словами горожан всех возрастов и профессий стали «забастовка» и «митинг». Доходит до того, что бастуют даже воспитатели детских садов (номер «Вечёрки» за 11 мая) — требуя… сокращения числа детей в группах (мол, с группой в 30 детей работать очень трудно) и повышения зарплат. Кроме того, таким экстравагантным способом педагоги хотели добиться экологически чистого питания для воспитанников и ввести в садиках должность «педагог-искусствовед». А когда партийная пресса обнародовала очередную «платформу КПСС», критиковать её бросились все, включая рядовых коммунистов.

Воздух свободы опьянил тогда многих. Фото: архив редакции.

Академик Александр ТАТАРКИН, например, упрекал программу в половинчатости и стремлении найти компромисс между прогрессивными и консервативными тенденциями в перестройке, в попытке усидеть на двух стульях в вопросах частной собственности, в отсутствии чёткой концепции развития социалистического общества. Преподаватель Свердловского инженерно-педагогического института Борис ГУСЕЛЕТОВ выражается и того хлеще: «У партии глубокий идеологический, политический и организационный кризис. Это тоталитарно-государственная, а не политическая организация». А его коллега — доцент Горного института Александр ПЕРМЯКОВ на страницах «Вечёрки» выносил правящей партии практически смертный приговор: «Нам нужна партия, которая на деле, а не на словах откажется от монополии на власть. Нужна многопартийность!»

Накануне нового, 1991 года (который, как мы знаем, оказался для СССР последним годом жизни) другой народный трибун Леонид КУДРИН откровенно пугает читателей газеты будущей диктатурой и гражданской войной, констатируя политическую смерть Советского Союза.

Тем временем государство, чтобы хоть как-то снизить накал страстей, решило пойти на отчаянный шаг: вернуть Церкви два храма — Александро-Невский собор и Вознесенскую церковь. Но если «Вознесенка» пустовала уже многие годы (фонды краеведческого музея из помещения храма были вывезены ещё в начале 1980-х), то Александро-Невский собор в Зелёной Роще до сих пор был филиалом музейного комплекса. А значит, для музейщиков нужно найти новое помещение. Горисполком тут же создаёт комиссию из историков, архитекторов, вузовской общественности и депутатов, которая лихорадочно ищет свободные площади в центральной части города. В итоге, конечно, эти площади нашлись — в Городке чекистов (бывший ДК Дзержинского, пр. Ленина, 69) и в двухэтажном особняке фабрикантов Поклевских-Козелл (ул. Малышева, 46). Одновременно реставрируется для передачи верующим храм Всемилостивейшего Спаса в посёлке Елизавет. Впрочем, религиозный «ренессанс» тогда коснулся не только православия: в Цыганском посёлке, например, полным ходом идёт строительство церкви Адвентистов седьмого дня.

Тревога года

Если в 1989 году кризисные явления в экономике только-только проклёвывались, то теперь ситуация становится похожа на полную катастрофу. Свердловску угрожает неиллюзорный голод, а с ним и голодный бунт.

Собственно, год 1990-й и начался с бунта, метко названного газетчиками «водочным». Правда, сами волнения по поводу введения талонов на алкоголь и невозможности купить бутылку шампанского к новогоднему столу вспыхнули чуть раньше, 29 декабря 1989 года, но оргвыводы были сделаны только в январе. Параллельно с оргвыводами в Свердловске формируется «Движение 29 декабря», объединяющее радикально настроенных нардепов и общественных активистов. Но митингами кризис не остановить и полки магазинов не наполнить. «Вечёрка» в номере за 1 марта приводит шокирующие цифры: тресты «Росмясомолторг» и «Свердловскрыба» недодали в торговую сеть города с начала года 1 600 тонн мяса, 320 тонн рыбопродуктов, 85 тонн масла, 42 тонны сыров и 700 тысяч бутылок минеральной воды.

Вторая назревшая проблема — бараки. Их по Свердловску на тот момент — целый миллион квадратных метров. Многие из ветхих домов имеют статус памятников, а значит, снести их нельзя. «Снести нельзя, а жить в них можно?» — негодуют их обитатели и… выходят на митинги (номер за 5 апреля).

Апрель 1990 года: жильцы трущоб вышли на митинг. Фото: архив редакции.

Демографы тем временем бьют тревогу со своей «колокольни»: в Свердловске падает рождаемость. За год прирост населения составил всего 1,5 тысячи человек, а смертность выросла до 12%. Представитель Института экономики УрО АН СССР И. ИОФФЕ успокаивает читателей газеты: мол, гонка за 2—3 миллионами населения — затея пустая. Такой рост потребует ввода в строй почти 8 миллионов квадратных метров жилья, а где его взять, если стройиндустрия «лежит на боку»? Нужно наоборот — сдерживать рост населения и рабочих мест на предприятиях, а в идеале вообще часть предприятий города сократить, уверен учёный. Логику этих рассуждений понять, конечно, сложно. Но вот в чём парадокс: именно в 1990 году на страницах «Вечёрки» впервые звучит предложение включить в черту Свердловска города-спутники: Арамиль, Верхнюю Пышму и Берёзовский. Видимо, чтобы таким образом залатать демографическую дыру. Оптимисты ликуют: если такое объединение состоится, численность населения Свердловска к 2000 году вырастет до 1 612 000 человек.

А что кооперативы? Они, наоборот, растут как грибы после дождя, но при этом меняют профиль: вместо производства товаров народного потребления и оказания услуг населению «малый бизнес» медленно перетекает в сферу строительства, охраны общественного порядка, развлекательных мероприятий и даже… услуг по доставке пенсий. Некоторые кооперативы обзаводятся своей собственной производственной базой — например, предприятие «Ева», специализирующееся на ремонте бытовой техники. Кооператив «Сатурн» занимается откормом бычков, а предприятие «ТОПОК» — пошивом шуб из нутрии. На одного налогового инспектора приходится уже 30 кооператоров, но и налогообложение предпринимателей тоже растёт: торгово-закупочные и зрелищные кооперативы платят в бюджет 60% от прибыли. Разумеется, при таком раскладе ни о каком «сказочном богатстве» этой сферы речи уже не идёт — дай бог просто выжить…

Радость года

Первый пробный поезд Свердловского метро отправляется в путь. Фото: архив редакции.

На фоне общих апокалиптических настроений под Новый год «Вечёрка» радует читателей: пущен первый, ещё пробный рейс свердловского метро. Три станции — «Проспект Космонавтов», «Уралмаш» и «Машиностроителей» — практически готовы. Дело за малым — пустить по тоннелю уже не рабочий, а настоящий поезд с пассажирами. Но случится это историческое событие только в апреле следующего года.

Современный вид станции метрополитена «Уралмаш». Фото: Антон БУЦЕНКО.



Новости по теме

Свердловчане на избирательном участке 26 марта 1989 года.
1989-й: голосуем за нардепов, покупаем за талоны, требуем власти Советов Содержит Фото Евгений СУСОРОВ, 10 апреля 2017
Сегодня с помощью архивных номеров «Вечернего Свердловска» мы отправляемся в 1989 год.
Алла ПУГАЧЁВА на Дне города.
Год 1988-й: отстраиваем Армению и Сортировку, выбираем директоров, прощаемся с комсомолом Содержит Фото Евгений СУСОРОВ, 31 марта 2017
«Вечерний Екатеринбург» продолжает юбилейный проект: «Город: год за годом».
Вертолёт завис над разрушенным реактором. В кабине — командир группы Юрий ОХОТНИКОВ.
1986-й: тушим Чернобыль, слушаем рок, болеем за «Дворников» Содержит Фото Евгений СУСОРОВ, 17 марта 2017
О чём писали корреспонденты «Вечёрки» в каждый из прожитых газетой лет.
Участники городской партконференции знакомятся с образцами новых компьютеров для школ Свердловска.
1985-й: спорим об «ускорении», переносим аэропорт, ищем могилы погибших солдат Содержит Фото 10 марта 2017
Сегодня с помощью архивных номеров отправляемся в 1985 год.
Плакат художника Верх-Исетского металлургического завода П. НИКУЛИНА со страницы «Вечёрки».
1983-й: столице Урала — 260, свердловчане на озере Балатон и успех биатлонистов Содержит Фото Александр ОСОКИН, 28 февраля 2017
Сегодня с помощью архивных номеров «Вечернего Свердловска» мы отправляется в 1983 год.
Памятные знаки в честь эксперимента 1982 года сохранились на территории микрорайона по сей день.
1982-й: штурмуем Эверест, взлетаем на «Урале», обсуждаем проект Заречного Содержит Фото Евгений СУСОРОВ, 16 февраля 2017
О чём писали корреспонденты «Вечёрки» в каждый из прожитых газетой лет.
Почтовая марка с портретами космонавтов, 1981 год.
1981-й: побеждаем Кубу, переводим стрелки, строим сверхглубокую в горах Содержит Фото Евгений СУСОРОВ, 10 февраля 2017
Сегодня с помощью архивных номеров «Вечернего Свердловска» мы отправляемся в год 1981-й.
Бригада проходчиков метро на митинге в честь начала его строительства.
1980-й: успехи свердловчан на московской Олимпиаде, штурм «рейхстага» и строительство МЖК Содержит Фото Александр ОСОКИН, 3 февраля 2017
«Вечерний Екатеринбург» продолжает юбилейный проект «Город: год за годом».
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




расширенный поиск
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook