24 июля 2018, вторник, 03:58

Сто шагов по следам революции

Знакомые здания рассказывают свои истории Елена ЗАГОРОДНЯЯ, 12 августа 2017

Столетие Октябрьской социалистической революции отмечается в нынешнем году. Некогда знаменательная дата ныне рискует пройти практически незамеченной — вместе со сменой идеологических ориентиров потеряла актуальность и вся краснознамённая эстетика.

Между тем, наш город буквально пропитан революционными историями — возможно, не столь значимыми в масштабах страны, но, несомненно, знаковыми для региона. Сотрудники Екатеринбургского центра по охране и использованию исторического и культурного наследия убеждены — не стоит спешить отворачиваться от революционного прошлого, тем более, что долгие годы наш город носил имя одного из выдающихся большевиков. В преддверии столетия Октября журналистов пригласили на прогулку по «Адресам революции», организованную совместно с Музеем истории Екатеринбурга.

Уцелели, благодаря большевикам

— Многие исторические объекты нашего города уцелели только потому, что их история так или иначе была связана с революционным движением, — поясняет директор Центра по охране и использованию исторического и культурного наследия Леонид ГЕНИН. — Как знать, как сложилась бы их судьба, не окажись они в списке революционных памятников — возможно, их просто бы снесли, реконструировали, застроили... Однако особый статус позволил им уцелеть — и уже потом, позже, стали вскрываться другие, более ранние исторические пласты... Именно так уцелел, например, Дом Поклевских-Козелл — лишь потому, что в этом памятнике архитектуры в 1917-м году размещался Совет рабочих и екатеринбургский комитет партии большевиков!

Когда-то в этом доме находилась школа партийных агитаторов. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

То же касается и здания, где ныне развернуты экспозиции Музея истории Екатеринбурга (ул. Карла Либкнехта, 26). Красивейшая усадьба вполне могла не сохраниться до наших дней, если бы в своё время под её крышей не размещалась подпольная школа партийных пропагандистов, которую организовал Яков СВЕРДЛОВ. Здание, построенное в начале XIX века почтмейстером Гаврилой ЛАЙВАШЕВСКИМ, изначально было задумано как гостиница для ямщиков. Позже дом был реконструирован и превращён в усадьбу горным инженером Александром КАЧКОЙ. В разные годы здесь размещалась гостиница, жилой дом, доходный дом, трактир, колбасная лавка... В начале XX века в здании находилась знаменитая частная библиотека Софьи ТИХОЦКОЙ. Как рассказывает научный сотрудник музея Евгений БУРДЕНКОВ, уже тогда здесь бродили революционные настроения — библиотека славилась тем, что помимо лёгкого популярного чтива в ней можно было найти и вольнодумскую литературу. Софья Адольфовна умела найти подход к читателям и подспудно способствовала распространению революционных идей.

Иллюзия свободы

Нелегальная школа партийных пропагандистов открылась здесь в 1905 году. Три окна наверху, под самой крышей — когда-то там размещались комнаты, сдававшиеся внаём. В одной из таких комнат и собирались вечерами местные деятели революционного движения. Занятия вёл Свердлов, который пользовался непререкаемым авторитетом у товарищей по партии. Будущих агитаторов обучали основам ораторского искусства, умению вести дискуссию на публике, знакомили с трудами Маркса, Энгельса, с историей мирового рабочего движения. Казалось бы, парадокс — подпольная ячейка действовала практически в сердце города, однако деятельность её не была рассекречена.

Леонид ГЕНИН рассказывает о здании, где ныне расположен Музей истории Екатеринбурга. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

— Всё это происходило в особый период, в так называемые «Дни свободы», когда митинги и партийные собрания происходили на каждом шагу, — комментирует Евгений Бурденков. — В тот период партийные деятели могли собираться практически открыто. Уже позже, при советской власти, история школы пропагандистов обросла мифами, приобрела определённый романтический флёр, превратившись в место подпольных собраний.

Школа просуществовала чуть больше месяца — она была закрыта в декабре 1905 года, когда войска и полиция вновь взяли ситуацию в городе под свой контроль. Позже именно этот факт в биографии здания послужил поводом для открытия под его крышей музея Якова Михайловича Свердлова. А в шестидесятые годы всерьёз обсуждался проект открытия на его задах целого музейно-досугового комплекса, который занял бы едва ли не половину квартала. Был даже объявлен конкурс проектов, однако ни один из них так и не был реализован.

Два зала, две судьбы

Улица Карла Либкнехта до революции носила название Вознесенской. Однако в некоторых источниках её также именуют и Театральной, и не случайно. В своё время именно здесь, буквально в сотне шагов друг от друга, размещались крупнейшие городские концертные и театральные залы. Первый городской театр был построен на углу Главного проспекта и Вознесенской улицы в 1847 году. Знаковое для города место быстро стало основным центром культурной жизни. Именно здесь в своё время появилось первое в Екатеринбурге электрическое освещение.

Первый городской театр был центром культурной и политической жизни. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Надо ли говорить, что здание городского театра в период «свобод» 1905-го года было одним из главных мест притяжения митингующих. В помещении тогда собиралось до тысячи человек, вокруг здания выставлялась вооружённая охрана. Самым популярным оратором того времени был Свердлов — товарищ Андрей обладал выдающимися ораторскими способностями и незаурядной харизмой. Он умело удерживал внимание практически любой аудитории — на митинги, где выступал Свердлов, в то время горожане собирались куда охотнее, чем на представления в театре. Жизнь в городе бурлила, предчувствие скорых перемен побудило горожан распрощаться с тихим мещанским бытом. Вместо театральных афиш на стенах театра красовались написанные от руки объявления о митингах.

Сергей ЖУРАВЛЁВ и Евгений БУРДЕНКОВ у Зала Маклецкого. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Не менее насыщенной была и жизнь расположенного по соседству концертного зала Маклецкого (ул. Первомайская, 22). Это уникальное архитектурное здание было построено в 1900 году на средства директора местного филиала Сибирского банка Ильи МАКЛЕЦКОГО. Проект был реализован под руководством выдающегося архитектора немецкого происхождения Юлия ДЮТЕЛЯ, который приложил руку к строительству зданий в Санкт-Петербурге, Перми, Ирбите. Как подчёркивает начальник научно-методического отдела Центра по охране и использованию исторического и культурного наследия Сергей ЖУРАВЛЁВ, здание уникально не только внешним обликом, решённым из неоштукатуренного красного кирпича, но и своей выдающейся внутренней акустикой. Однако под сводами концертного зала звучали не только возвышенные оперные арии, но и пламенные революционные речи. В 1905-м году здание оккупировали кадеты. Дважды здесь выступал и Свердлов, который в тот момент представлял местную социал-демократическую организацию, находившуюся с конституционными демократами в идеологическом клинче. Период митингов и демонстраций закончился столь же резко, как и начался. С наступлением зимы в Екатеринбурге прошли массовые аресты. Почти четыре года Свердлов провёл в тюрьмах Урала. Позже он перебрался в Москву, где также неоднократно арестовывался.

Мостик в будущее

Последний визит Свердлова в уральскую столицу состоялся весной 1917 года. Тогда товарищ Андрей был направлен в Екатеринбург организовать работу Уральской областной партийной конференции. Заседание проходило в «Здании общественного собрания» (ул. Карла Либкнехта, 38). Изначально принадлежала купцу Баландину и его семье, уже с конца 1850-х годов этот дом был арендован, а позднее выкуплен у владельцев городской думой Екатеринбурга для размещения Общественного собрания. До революции в Общественном собрании города устраивались балы, приёмы, любительские спектакли. 28 декабря 1885 года именно здесь состоялся первый в Екатеринбурге бал при электрическом освещении. После гражданской войны в здании традиционно размещались различные клубы, позже театр юного зрителя и, наконец, учебный театр Екатеринбургского театрального института.

В «Здании общественного собрания» в своё время выступал СВЕРДЛОВ. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Четыре здания со столь разными судьбами расположены на улицах города буквально в нескольких минутах ходьбы друг от друга. Революционное прошлое строений скрыто под толщей времени так же, как сами дома постепенно уходят в землю. Как сетует Леонид Генин, исторические памятники в нашем городе становятся всё ниже. Таковы естественные метаморфозы — с каждым годом фундаменты всё более проседают в грунт, одновременно с этим сам уровень городских улиц становится выше. Процесс этот вполне сопоставим с человеческой памятью — с течением времени вехи прошлого стираются под наслоениями текущих событий. Однако оглядываться в прошлое порой полезно, убеждены сотрудники Екатеринбургского центра по охране и использованию исторического и культурного наследия. Ведь без прошлого не было бы настоящего, а настоящее — это мостик в будущее.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




расширенный поиск
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook