2002-й: строим «Антей», спасаем САС, «рисуем» улицу Фучика

Евгений СУСОРОВ, 31 августа 2017
Так выглядит САС сегодня. Фото: архив редакции.

Газета «Вечерний Екатеринбург» продолжает юбилейный проект: «Город: год за годом». 31 декабря 2017 года нашему изданию исполнится 60 лет. В преддверии славной даты мы решили вспомнить, о чём писали корреспонденты «Вечёрки» в каждый из прожитых газетой лет.

Сегодня с помощью архивных номеров «Вечёрки» мы отправляемся в 2002 год. На территории Европейского союза введена в наличных расчётах единая валюта — евро. На Северном Кавказе в результате спецоперации ФСБ уничтожен террорист Хаттаб. Разрушительное наводнение на Кубани унесло 114 человеческих жизней. При захвате террористами театрального центра на Дубровке в Москве погибли 130 заложников. В Екатеринбурге Администрация города и МУП «Водоканал» локализовали серьёзную экологическую катастрофу.

 ЧП года

В конце февраля 2002 года из-за аварии на электроподстанции Даурской осталось без питания оборудование «Водоканала». Уралмаш и Эльмаш на целую неделю остались без воды. Но это было ещё не самое страшное: из-за отказа насосного оборудования на Северных очистных сооружениях «отходы человеческой жизнедеятельности» хлынули в ливневую канализацию, а оттуда — в воды рек Пышмы и Камышенки (номера «Вечёрки»» за 1 и 5 марта).

Энергетики кивали на «Водоканал» — мол, это его ремонтная бригада неправильно подключила насосы. Водоканальщики в ответ упрекали энергетиков в том, что они из года в год повышают тарифы, а оборудование не модернизируют. Свердловская межрайонная природоохранная прокуратура возбудила «бесфигурантное» дело по факту загрязнения реки Пышмы.

Администрация Екатеринбурга тем временем организует экстренные работы по ликвидации аварии, грозящей городу и его северным окрестностям эпидемией кишечных инфекций. На пару со специалистами «Водоканала» городские коммунальные службы откачали воду из затопленной насосной станции, просушили двигатели, запустили насосы и начали перебрасывать загрязненную воду из Камышинки в резервуары Северных очистных сооружений. На всё про всё ушло ровно 5 дней. Учитывая, что подобных аварий в Екатеринбурге не было с 1970-х годов, — результат впечатляющий.

Начальник САС Александр ГОРЮНОВ рассказывает о втором этапе модернизации станции. Фото: архив редакции.

К вечеру 5 марта из кранов жителей Уралмаша и Эльмаша опять полилась вода. Эпидемии тоже удалось избежать: ни одного случая заражения людей санэпиднадзор не выявил. После чего городская Администрация принимает решение незамедлительно начать работы по реконструкции Северных очистных сооружений. В номере за 6 марта «Вечёрка» сообщает читателям: город собирается закупить для очистной станции современные шведские насосы. Саму же станцию решено расширять.

Взгляд из 2017-го

Ждать реализации проекта пришлось недолго. Уже в 2010 году на головных сооружениях водопровода и Северной аэрационной станции были установлены и запущены в работу ультрафиолетовые системы очистки воды и канализационных стоков. При этом пропускная способность Северной аэрационной станции увеличилась с 70 000 до 120 000 кубометров стоков в сутки. Это не только полностью исключило загрязнение Камышенки и Пышмы сточными водами, но и дало толчок жилищному строительству на Уралмаше и Эльмаше.

После чего муниципалитет принялся за реконструкцию Южных очистных сооружений. Уже в 2011 году на их территории началось строительство цеха по обезвоживанию и переработке ила, который был сдан в строй в декабре 2013 года.

В результате реконструкции в 2 раза увеличена производительность цеха. Кроме того, станция получила новые трубопроводы и насосы, которые позволят сохранять активный ил в системе очистки стоков и исключают даже гипотетическую возможность его попадания в водоисточники.

Реконструкция очистных сооружений города продолжается. На недавней выставке «Иннопром» было заявлено, что город намерен закупить для этих целей уникальную воздуходувку японской фирмы Kawasaki. Её ротор для уменьшения трения удерживается на весу не подшипниками, а магнитным полем.

Тем временем

В январе 2002 года метеорологи впервые за всю историю метеонаблюдений в Екатеринбурге зафиксировали уникальное природное явление — январскую грозу, сопровождавшуюся моросящим дождем.

 

Проекты года

В конце октября 2002 года в Екатеринбург приезжает шведский миллионер Ингвар КАМПРАД. Во всём мире этот человек известен как «отец-основатель» мебельного концерна ИКЕА. Однако в России к тому времени продукцию фирмы знали главным образом только по западным фильмам. Первые два фирменных магазина «после продолжительных боёв» только-только открылись в Москве. Господин Кампрад немного сомневается: имеет ли смысл торопиться с дальнейшим расширением, тем более открывать мебельный центр за тысячи километров от столицы?

Но разговор с руководителями города развеял сомнения тёртого шведа: конечно, стоит! Муниципалитет готов предоставить льготные условия по аренде участка на Новомосковском тракте. Помимо развития товарного рынка, у местных чиновников есть и ещё одна корысть. Стратегия ИКЕА — размещать заказы на производство своей продукции во всех странах, где она торгует. Это позволяет сэкономить огромные средства на транспортировке товара от завода до покупателя. Так что появляется реальный шанс обеспечить заказами местные мебельные предприятия («Вечёрка» за 22 октября).

Архитекторы Екатеринбурга тем временем обсуждают очередной смелый градостроительный проект: застройку улицы Юлиуса Фучика в молодом Ботаническом микрорайоне. На тот момент эта территория являла из себя картину весьма непрезентабельную: горы строительного мусора, покосившиеся бараки, «россыпи» гаражей и теплиц.

Перед проектировщиками стоит нелёгкая задача: не просто «налепить» здесь жилых высоток, а придать микрорайону архитектурную выразительность и неповторимость. Для того чтобы не нарушить освещение окрестных зданий, решено проектировать дома переменной этажности, а фасады сделать подковообразными.

Но главная доминанта новорожденной улицы — вовсе не высотное жильё, а живописный парк протяжённостью более километра, от улицы 8 Марта до ТРЦ «Дирижабль». Парку отводится роль «сердца» Ботанического микрорайона: по замыслу проектировщиков, здесь будет не просто аллея с деревьями, а что-то вроде мини-ЦПКиО с аттракционами, торговыми зонами, оздоровительными центрами и даже сетью небольших искусственных озёр (номер «Вечёрки» за 23 марта).

Именно таким представляли себе проектировщики парк на улице Фучика в 2002 году. Фото: архив редакции.

Так выглядит парк на Фучика сегодня… Фото: архив редакции.

…А так — в эскизе архитекторов из Санкт-Петербурга. Фото: архив редакции.

Взгляд из 2017-го

Улица Юлиуса Фучика изменилась кардинально. Обустроен и парк с аттракционами, в котором с удовольствием гуляют жители «Ботаники», а по большим праздникам собираются на массовые увеселительные мероприятия. В 2011 году здесь появилась станция метро, а через год — новая трамвайная линия. Она соединила улицу 8 Марта с крупным транспортно-пересадочным узлом на улице Белинского. Появились наброски возведения рядом с ним нового автовокзала.

А в 2016 году на рассмотрение городского градсовета был вынесен ещё один знаковый проект: концепция реконструкции и благоустройства парка. По замыслу разработчиков проекта, архитекторов бюро «РАЦИО инжиниринг» (г. Санкт-Петербург), парк должен стать средоточием широкого спектра «активностей»: от площадок для фитнеса, тенниса и футбола до сети детских игровых зон.

Несмотря на то, что в ходе бурного обсуждения проект был отклонён (в основном из-за претензий питерского заказчика на долгосрочную аренду участка), намерения развить парк решили не «прятать по сукно». На состоявшихся вслед за заседанием градсовета публичных слушаниях горожане согласились превратить парк на Фучика в зелёную зону с фонтаном, летним амфитеатром, площадками для детей (в том числе и детей-инвалидов) и аллеей почётных граждан Чкаловского района.

К слову

В октябре 2002 года на площадке Библиотеки Главы города состоялись первые общественные обсуждения другого, ещё более важного для горожан проекта: первой редакции Стратегического плана развития Екатеринбурга. Участникам дискуссии была дана возможность не только высказывать свои мнения в режиме живого общения, но и размещать их на веб-сайте Администрации города, который заработал в Интернете в феврале (номера «ВЕ» за 16 февраля и 30 октября).

 

Стройки года

Начало «нулевых» стало для Екатеринбурга эпохой самого настоящего Ренессанса. Во-первых, прекращается падение рождаемости и начинается знаменитый екатеринбургский «бэби-бум». Во-вторых, тронулся лёд в строительной сфере. Второй год третьего тысячелетия знаменуется целым фейерверком проектов, которые ещё вчера казались горожанам малонаучной фантастикой.

Например, на улице Красноармейской с огромной скоростью растёт второй (после здания Дома правительства) екатеринбургский небоскрёб: бизнес-центр «Антей». Проектировали эту высотку архитекторы института «Энергостройпроект», один из которых, тогда ещё молодой зодчий Андрей МОЛОКОВ, спустя 15 лет станет главным архитектором Екатеринбурга (номер за 28 августа).

А на другом конце города, в Юго-Западном микрорайоне, завершается строительство крупнейшего на Урале инфекционного корпуса ГКБ № 40. Запроектирован он был ещё в конце 70-х годов, сразу же после печально известной вспышки «сибирской язвы», унесшей жизни полутора сотен жителей Чкаловского района.

Инфекционный корпус «сороковой» незадолго до сдачи в строй. Фото: архив редакции.

Однако из-за нехватки финансирования строить корпус начали только в 2000 году. Согласно проекту, он был рассчитан на лечение 300 человек одновременно. Общая стоимость работ составила 87 миллионов рублей (номер за 13 апреля).

Взгляд из 2017-го

Прошедшие 15 лет показали, что эти деньги были потрачены не впустую. Ещё бы: 7 отделений, новейшее оборудование, плюс коллектив высококлассных врачей, знающих, как бороться с самыми страшными болезнями, включая даже чуму.

Ежегодно к врачам инфекционного отделения обращается более 6 тысяч детей и более 13 тысяч взрослых пациентов. Корпус не только стяжал славу самого крупного на Урале учреждения по борьбе с тяжёлыми инфекциями, но и приглянулся посланцам ФИФА — когда Екатеринбург был выбран в качестве одной из площадок чемпионата мира по футболу-2018.

Городской бюджет, идя навстречу пожеланиям ФИФА, выделил деньги на реконструкцию «инфекционки». Она завершилась в августе 2017 года. В ходе ремонта были модернизированы приемный покой и реанимационное отделение, обновлены системы отопления, водоснабжения, электроснабжения и канализации.

Общая стоимость работ составила 72 миллиона рублей: 42 миллиона из бюджета Екатеринбурга и ещё 30 миллионов из средств ТФОМС. Деньги фонда обязательного медицинского страхования пошли на закупку нового медицинского оборудования.

Кстати

Специалисты НПО автоматики — крупнейшего на Урале оборонного КБ — в марте 2002 года внезапно получили заказ из Москвы на разработку системы управления электроподвижного состава Московской монорельсовой дороги. В списке подрядчиков предприятие оказалось единственным не имеющим столичной «прописки», более того — со временем стало одним из соучредителей проекта (номер «Вечёрки» за 6 марта).

Труды уральских оборонщиков не пропали втуне: уже в ноябре 2004 года московский монорельс принял первых пассажиров, начав работу в «экскурсионном режиме». В январе 2008 года линия перешла в полнокровный режим работы.

 

Люди года

На административном «горизонте» Екатеринбурга в 2002 году появляется персона, сыгравшая в дальнейшем большую роль в судьбе города и области. Это бывший первый замминистра путей сообщения России Александр МИШАРИН, ставший начальником Свердловской железной дороги («ВЕ» за 18 мая). Здесь он далеко не новичок: уроженец Артёмовского, окончил местный институт инженеров железнодорожного транспорта, работал на СвЖД на многих должностях.

А в августе «Вечёрка» порадовала читателей ещё одной новостью: директор Уральского оптико-механического завода Эдуард ЯЛАМОВ принят в ряды Почётных граждан Екатеринбурга. Формулировка — «за заслуги в производстве медицинской техники и светотехники, а также за помощь в развитии спорта» (номер «Вечёрки» за 17 августа).

Насчёт успехов в производстве техники комментарии не требуются. Редкий случай успешной конверсии: оборонное предприятие за считанные годы сумело прославиться по всей России своими сугубо мирными высокотехнологичными изделиями: инкубаторами для новорожденных, облучателями для лечения желтухи, дефибрилляторами и контактными линзами, светодиодными светофорами.

Однако причём тут спорт? Как и многие другие предприятия страны, начиная с 1960-х годов УОМЗ стал «шефом» учреждений «спорта высоких достижений». Но обычно заводчане брали под крыло представителей игровых видов спорта. Оптико-механический же завод стал поддерживать легкоатлетов.

За годы такого плодотворного сотрудничества спортклуб «Луч» подготовил 13 заслуженных мастеров спорта России, 30 мастеров спорта международного класса, более 50 мастеров спорта СССР и России. Спортсмены клуба «Луч» успешно выступают на всероссийской и международной арене, принимают участие в чемпионатах Европы, чемпионатах мира, Олимпийских играх. Среди них — легкоатлеты Ольга КОТЛЯРОВА и Илья МАРКОВ, гимнастка Юлия ИВАНОВА, хоккеисты Илья БЯКИН и Николай ХАБИБУЛЛИН.

Именно при поддержке Яламова спортивный клуб «Луч» стал одним из наиболее развитых спортивных комплексов в Екатеринбурге. В его составе — легкоатлетический манеж, зал настольного тенниса, фитнес-зал, тренажёрный зал, три теннисных корта, две площадки для игры в волейбол, баскетбольная площадка, площадка для игры в бадминтон, зал для восточных единоборств, два восстановительных центра, массажные кабинеты.

Взгляд из 2017-го

Александр Мишарин в 2009 году был назначен на должность губернатора Свердловской области. Он постарался привести в областные коридоры власти людей «новой формации» — бизнесменов, представителей высокотехнологичных отраслей. По его инициативе в Екатеринбурге началось проведение международной выставки «Иннопром», а столица Урала попала в список городов, получивших право принимать у себя игры чемпионата мира по футболу-2018. Не будем забывать и о помощи, которую оказал Екатеринбургу Мишарин в строительстве метрополитена, выделив городу из областного бюджета кредит в размере 1,9 миллиарда рублей.

Однако его работа на посту губернатора была трагически прервана тяжелейшей автокатастрофой в декабре 2011 года. После трудного лечения он возглавил ОАО «Скоростные магистрали», ту самую компанию, которая занимается строительством первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань.

Судьба Эдуарда Яламова сложилась трагически: в 2005 году он безвременно ушёл из жизни. Однако горожане хранят благодарную память об этом неординарном человеке. Завод УОЗМ с гордостью носит имя Яламова. А для легкоатлетов города и области ежегодно проводится «Мемориал Эдуарда Яламова» — соревнования среди спортсменов среднего возраста.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF