25 июля 2018, среда, 18:25

«Там, на Шарташах…»

Галина ТАРАСОВА, 20 июня 2012
Задолго до образования Екатеринбурга вблизи озера Шарташ поселились беглые раскольники. Фото: Екатерина ФОМИНЫХ.

Многие тысячи лет плещут волны Шарташа. Гладко обкатали они мощные гранитные плиты. Наклонись над холодным серым камнем, положи на него руку — и ты действительно почувствуешь, как из глубины веков до тебя доносится таинственная, полная чудесных превращений, сотканная из судеб человеческих, история. У озера прошла жизнь многих поколений, которые пользовались им во благо или в ущерб ему; здесь возникали, умирали и возрождались вновь различные поселения.

Первые поселенцы

История нынешнего посёлка Шарташ отсчитала недавно 340 лет. Архивные документы свидетельствуют, что основали его в XVII веке раскольники — выходцы из центральных районов России, бежавшие после церковного раскола от преследований царских чиновников за Каменный пояс. В древней летописи, найденной в деревне Становой после разгрома староверческой часовни в середине XVIII века, неизвестным летописцем сказано: «Смиренный иерей Устин забре в сии места лета 1672 майя пятый день и зде у озера глаголаемого Шарташ пристанище обре со стада посама воздвигша храм господень».

Так задолго до образования Екатеринбурга, ещё 5 мая (16 мая по новому стилю) 1672 года скрытое со всех сторон дремучими лесами, непроходимыми болотами неизвестное тогда озеро приютило на своём крутом берегу беглых раскольников, которые построили деревянные избы. Жить здесь было привольно: много пахотных земель на берегу, вдоволь рыбы в озере, дичи в лесу.

Первоначально Шарташ назывался скитом — так называли поселения, служившие убежищем для людей, которые «не хотевшие новизны Никонова прияти». Д. Н. МАМИН-СИБИРЯК писал, что в Шарташе было 8 скитов, и, согласно преданию, здесь поселились ещё бунтовавшие в Москве стрельцы, среди которых было немало староверов. С течением времени, по мере того как религиозный фанатизм в среде раскольников ослабевал, скиты теряли свой первоначальный характер, превращаясь в рабочие общины с артельным хозяйством.

Краевед и знаток Урала Н. К. ЧУПИН в своей книге «Полуторастолетие Екатеринбурга» (1873 год) писал: «В шести верстах от Екатеринбурга находится озеро Шарташ, бывшее прежде довольно рыбным. Когда началось строение Екатеринбурга, при этом озере уже существовал небольшой посёлок, о котором в архивных делах в первый раз упоминается в ноябре 1722 года».

Поселившиеся в Шарташе староверы бежали в давние времена первой волны репрессий — после расправы с монахами Соловецкого монастыря и их единомышленниками. Преследование старообрядцев особенно ужесточилось после издания Сенатом в 1734 году Указа, направленного против них. Солдаты повсеместно обыскивали леса вокруг демидовских заводов, находили в потаённых скитах раскольников и отправляли их в православные сибирские монастыри. В Екатеринбурге в 1737 году появилась особая тюрьма для староверов — «Заречный тын». Эти гонения не обошли и Шарташ. Здесь была обнаружена тайная раскольничья часовня, о которой донесли жители деревни Яков СВИНИННИКОВ и его сын Фёдор. Эта часовня тайно простояла 20 лет между двух жилых домов. Были изъяты церковная утварь, старообрядческие книги, распятия. Часовню солдаты разобрали и в присутствии всех жителей сожгли за пределами деревни.

«Раскольничьи сказки…»

Однако позднее в Шарташе было построено аж три раскольничьих часовни: на западном, северо-западном и восточном берегу. В архивных материалах, которые называются «Раскольничьи сказки деревни Шарташ и других», приводится перепись населения деревень Шарташ, Становой и Сарапульской 1735 года. Согласно этой переписи, в Шарташе тогда проживало 78 человек мужского пола, не считая женщин и детей. Большая часть этих людей (61 человек) переселились сюда в 1722 и 1727 годах из Нижегородской губернии, с реки Керженец, из «чернораменских» скитов, а также из Московской губернии. Остальные чуть позднее — из других губерний центральной России. Получается, что в эту подушную ревизию не попал ни один человек, поселившейся здесь до 1722 года. Это можно объяснить тем, что на Шарташе, как и по всему заводскому Уралу, было много потаённых углов, где прятались беглые раскольники, которые не могли попасть в подушную ревизию. Многие из них умерли, а их дети переселились в Екатеринбург для строительства завода и крепости. Н. К. ЧУПИН писал: «Деревня Шарташ скоро сделалась весьма людною. Многие жители ея переселились потом для торговли и промыслов в Екатеринбург, что весьма способствовало его экономики и развитию». То же писал и Д. Н. Мамин-Сибиряк: «Задолго до основания Екатеринбурга существовал Уктусский завод (1704 г.), а раньше его на берегу озера Шарташ выросла раскольничья слобода. Вот отсюда и явились первые переселенцы в новую крепость».

Из всего этого можно сделать вывод, что поселенцы 20-х и 30-х годов XVIII века, согласно переписи 1735 года, стали постоянными жителями деревни, а потом и слободы Шарташ.

Среди переселенцев 1723 года в Шарташ прибыл всем известный Ерофей МАРКОВ, который в 1745 году открыл первое коренное месторождение золота не только на Урале, но и в России. В «сказках» написано: «Ерофей Марков сказал от роду 50 лет, родом он города Москвы, Троицко-Сергиево монастыря, в Охонской волости села Повлова деревни Демидова крестьянин, с прежнего жилища сшёл в 1723 году для прокормления по пашпору в Екатеринбурге, в Шарташскую деревню написан в перепись 1735 года. В подушный и раскольнический обряд положен и заводскими работами зарабатываю с прочими таковыми».

Согласно переписи населения 1747 года, в Шарташе уже числилось 153 человека мужского пола, не считая женщин и детей. После этой переписи шарташская деревня была приписана к Верх-Исетскому заводу, на котором всё трудоспособное население должно было трудиться на заводских работах. Имея почти в каждом дворе лошадь, они были заняты, в основном, на перевозке грузов. Большей частью перевозили песок с озера или плитняк из «Урочища Палатки».

В 1763 году раскольников Шарташской, Становой и Сарапульской деревень определили к «подводной гоньбе» (от слова «подвода») по Тобольскому тракту, но формально они оставались приписными Верх-Исетского завода. У всех трёх деревень был один общий староста, и все три деревни в обиходе называли Шарташами. «Там, на Шарташах…»

В ноябре 1778 года Шарташская деревня отошла в ведение казённых Берёзовских промыслов. В ней тогда проживало 392 человека, не считая женщин и детей. В это время деревня Шарташ приобрела широкую известность, и вопрос о приписке Шарташа решался на высоком государственном уровне — на общем собрании Сената. «Жители в оной деревни суть государственные крестьяне, и ЯКОВЛЕВ (владелец Верх-Исетского завода) не имеет права требовать, чтоб жители Шарташской слободы навсегда при его заводе были неотъемлемы».

Духовный центр

Деревня Шарташ, позднее — селение Шарташ приобрела со временем широкую российскую известность, так как считалась одним из центров старообрядчества. Это был духовный центр раскольников, надёжное укрытие и перевалочная база для гонимых и преследуемых староверов. Шарташцы нередко устраивали побеги старообрядцам, партиями, целыми семьями вывозимых в Сибирь по Тобольскому тракту (Сибирский тракт). В пути исчезало по нескольку раскольничьих семей. Пойманные беглые люди на допросах говорили, что в Шарташе «у тех кержаков поделаны особые для укрывательства беглых людей избы, и во оных имеются потайники под тремя полами». Многих беглых людей, боявшихся разоблачения, отправляли восточнее в деревню Становую или в Сарапульскую.

Много людей тайно наведывалось из Екатеринбурга в Шарташ, чтобы принять «шарташскую веру». Но в конце 20-х годов XVIII века с развитием торговли и промыслов в Шарташе религиозный фанатизм шарташских жителей стал ослабевать, и они стали меньше заботиться о привлечении в свою веру православных людей. Они старались жить отчуждённо, «чтоб самим от общения с никонианцами не обмишуриться, чтобы не выучиться у них употреблять поганое зелье — табак, не перенять брадобрития и подсекания усов». Шарташцы всячески ограждали себя от пагубных привычек. В 1760 году по всему Екатеринбургу стали строить кабаки, и один из них должен был быть построен в Шарташе. Два года жители прогоняли присылаемых плотников, упрашивали заводскую контору ВИЗа не строить кабак в их деревне. Они писали: «Все жители оной деревни обыватели, яко живущие в уединенном месте, принуждены будут терпеть от пьяных людей превеликие беды». И добились. Пришёл из Москвы запретительный указ не строить кабак в Шарташе.

Шарташские жители были первыми строителями завода и крепости на Исети, первые строители Екатеринбурга. Они были крестьянами, торговыми людьми, купцами и предпринимателями.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




расширенный поиск
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook