1 февраля 2018, четверг, 03:09

Многомерная картина Уралмаша

В Екатеринбурге состоялась премьера документального спектакля Ольга ДРУЖИНИНА, 10 октября 2016

В воскресенье, 9 октября, в ЦК «Орджоникидзевский» (б-р Культуры, 3) была представлена премьера необычного документального променад-спектакля «Уралмаш GO». Работа над постановкой началась ровно год назад и шла параллельно с разработкой остальных частей глобального проекта «Уралмаш — производство будущего». Так, вначале по улицам района поехал легендарный автобус № 33. Из его окон можно было не только посмотреть на дома и отметить необычность архитектуры «города будущего», но и услышать рассказы жителей. На этой «машине времени» были проведены десятки экскурсий для школьников, студентов, гостей нашего города, а также самих жителей района и всех заинтересованных лиц. Тогда же состоялась и некая премьера будущего спектакля. Из мозаики голосов, звучащих в автобусе № 33, получилась единая, чрезвычайно многомерная картина района. Она пронизывала не только пространство, но и время.

— Сотрудниками Музея истории Екатеринбурга (ул. К. Либкнехта, 26) и ЦК «Орджоникидзевский» было проведено и записано около 50 интервью, которые порой оказывались многочасовыми, — рассказывает разработчик проекта «Уралмаш — производство будущего», директор Музея истории Екатеринбурга Сергей КАМЕНСКИЙ. — Документальный спектакль «Уралмаш GO» откроет серию документальных постановок про районы города. Нам хочется рассказать о них всех, что запустит очередной проект на пути к 300-летию Екатеринбурга.

Документальный театр, чья популярность стала нарастать в последние десятилетия, — это некая творческая лаборатория, которая лежит на стыке документальной правды и её переосмысления методами искусства. Так, вербатим (от лат. «verbatim» — т. е. «дословно»), или «документальный театр» полностью состоит из реальных монологов или диалогов обычных людей, перепроизносимых актёрами.

— Спектакль строился вслед за рассказами уралмашевцев, которые жили и живут в этом районе. Именно они задавали направление всему действию, — поясняет драматург Полина БОРОДИНА. — Это экскурсия не только по месту, но и монологам, мыслям других людей. Спектакль основывается на документах, если считать таковыми записанные интервью, подготовительную работу в архивах, даже само старое здание Центра культуры. Сейчас спектакль также можно считать своеобразным документом, рассказывающим об Уралмаше.

Сценой для демонстрации спектакля стало всё здание ЦК «Орджоникидзевский» — от верхних этажей до подвала. Зрители переходили от станции к станции, как это происходит в реальной жизни. Старт начался у метро «Уралмаш». Здесь перед зрителями были поставлены самые важные вопросы, ответ на которые предстояло найти в ближайшие полтора часа: «Уралмаш — это что? Уралмаш — это где? Кто здесь живёт, и что происходит со всеми этими людьми?»

А для того чтобы найти ответы, нужно было просто уметь слушать. Слушать молодых рэперов и вахтёров, кондукторов и режиссёров, старых работниц завода и слесарей… Своими словами они рисуют не только собственный многомерный социальный портрет, но и создают документ эпохи. Так, кондуктор вспоминала, что раньше за смену продавала билеты «человекам шестистам», а теперь хорошо, когда наберётся двести. Ведь на заводе раньше работало около 40, а то и 50 тысяч, и был он настоящим промышленным гигантом.

А начиналось всё с землянок, в которых жили рабочие, преодоления нечеловеческих трудностей. Об этом на Уралмаше, как доказывает спектакль, почти каждый вахтёр знает.

Но, пожалуй, одной из самых трепетных сцен спектакля можно назвать встречу зрителей со старой заводчанкой, чьи родители также работали на «Уралмаше». Люди, отодвинув шторы-занавес, входили в совершенно тёмную комнату. В окне догорал закат, на подоконнике — свеча, рядом — сидящая женщина. Именно она расскажет молодым, что значит «встретиться у Серёжи» — то есть прийти на свидание к памятнику Серго ОРДЖОНИКИДЗЕ, что стоит на площади 1-й Пятилетки. Услышат, что многие иностранцы восхищались мастерством рабочих-уралмашевцев, а Фидель КАСТРО — это «красивый бойкий мужчина в больших ботинках 47-го размера». Узнают, что когда предприятию исполнялось 25 лет, танк-памятник, стоящий на территории завода, сняли с пьедестала, залили бензин, и он поехал… Вот что значит на совесть делали, на десятилетия вперёд! Вот что значит флагман промышленности — «Уралмаш».

— У меня спектакль вызвал полный восторг, он действительно рассказывает про «Уралмаш», каким я его знала с раннего детства, — рассказывает зрительница Татьяна ВАХРУШЕВА. — Помню, как ждала маму-крановщицу с работы у заводской проходной. А потом детство кончилось, и наступили страшные 90-е, это время тоже показали в постановке так, что мурашки по коже. Сейчас у нас началась новая история, делаем её уже мы, наше поколение.

Кстати

В Екатеринбурге постановка документального спектакля подобного формата была осуществлена впервые. В дальнейшем постановку можно будет увидеть не только на площадке ЦК «Орджоникидзевский», но и в Музее истории Екатеринбурга (22 октября в 17.00 и 1 ноября в 19.00).



Новости по теме

Уральский завод творческой мысли Содержит Видео Содержит Фото Ольга ДРУЖИНИНА, 6 октября 2016
Чуть ли не каждый день здесь брали начало новые идеи, объединённые проектом «Уралмаш — производство будущего».
Фотошаг к предкам Служба репортёров, 2 марта 2016
Фотоконкурс «Стань своим дедушкой» стартует в Музее истории Екатеринбурга.
Ускользающий Уралмаш Содержит Фото Екатерина ШАКШИНА, 26 февраля 2016
Это первый блок выставки под названием «Охота на Уралмаш».
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook