6 августа 2017, воскресенье, 18:42
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

Композиторский голос Баска

25 октября 2011
Место любимой работы: Максим БАСОК за роялем. Фото: Из личного архива Максима Баска.

Екатеринбургский композитор Максим БАСОК отмечает два юбилея: жизненный — 60 лет, творческий — 40 лет.

«Диалоги за стеной» — первая, поставленная на консерваторской сцене опера тогда ещё студента Уральской государственной консерватории 20-летнего Максима Баска. Тогда же, ещё учась на четвёртом курсе, он стал преподавать на кафедре теории музыки УГК. А начинался путь в творчество учёбой в музыкальной школе-десятилетке при Уральской консерватории, где Максим занимался в композиторском кружке под руководством Любови Борисовны НИКОЛЬСКОЙ. В эти школьные годы он получает «благословение» на композиторскую стезю от самого Дмитрия КАБАЛЕВСКОГО. Посетив Свердловск (ныне Екатеринбург), мэтр отметил одарённого мальчишку с оттопыренными ушами, показавшего ему свои первые сочинения…

Сегодня композитор — профессия абсолютно неприбыльная. Автор удовлетворяет творческое любопытство, в подавляющем большинстве случаев не получая ничего взамен. Не считая, конечно, внимания благодарных слушателей, если он убеждает их в ценности им создаваемого. У композитора Баска это получается. Его творческий портфель насчитывает более десятка сочинений в жанре оперы и мюзикла. Энциклопедически образованный, прекрасно чувствующий слово, знающий литературу, нередко являющийся автором либретто своих опер, этот композитор верен теме театра в своём творчестве: более десятка сочинений в жанре оперы и мюзикла. Они поставлены на любительских и профессиональных сценах в Екатеринбурге, Челябинске, Белгороде, Улан-Удэ, Омске, Тюмени...

Неординарность личности Максима Андреевича привлекает внимание. При его появлении в здании консерватории голос Баска слышен на разных этажах. К его голосу прислушиваются и на заседании кафедры теории музыки, и на учёном совете, и в кругу коллег, и близкие друзья. Среди предметов, которые ведёт сегодня профессор Басок, главный и любимый — полифония. Это высшая математика музыканта, без которой не смогли бы обойтись ни Бах, ни Шостакович, ни другие великие.

В активе композитора более 800 авторских концертов-встреч, где тоже звучит и его музыка, и его голос. Он выступал в роли лектора-музыковеда, аккомпаниатора, режиссёра, а иногда и действующего лица своих музыкальных спектаклей. Его хоровые сочинения, как детские, так и «взрослые», находятся в репертуаре профессиональных коллективов (Омск, Москва, Смоленск, Челябинск, Оренбург, Самара, Екатеринбург…) Пьесы для фортепиано, домры, флейты играют, пожалуй, ученики всех музыкальных школ нашего города. Два нынешних юбилейных вечера в Концертном зале консерватории представляют, главным образом, новые сочинения Максима Баска — кантаты для смешанного и детского хора, музыку балета, вокальный цикл, новую постановку мюзикла «Беда от нежного сердца»…

Мастер, неугомонный честный труженик, бурный, наивный, мудрый, светлый, непоседливый и вездесущий, всегда отзывчивый и неравнодушный и никогда — холодный или бессердечный. Вплотную приблизившись к своему 60-летию и 40-летию творческого пути, Максим Андреевич Басок успешно продолжает работать в самых демократичных, близких слушателю жанрах.

Андрей БЫЗОВ, композитор,

заслуженный деятель искусств РФ, профессор УГК.

Из досье

Максим Андреевич БАСОК родился в Свердловске 26 октября 1951 года. Окончил музыкальную школу-десятилетку при Уральской консерватории, а затем — композиторский факультет УГК. С 1973-го преподаёт здесь на кафедре теории музыки, с 2003-го — профессор. Кандидат искусствоведения (1984), член Союза композиторов СССР (1982).

 



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook