Оттенки балетного цвета
Небесный — это цвет от слова «небеса», голубой. Снежный — как снег. Сиреневый воплощает главный оттенок душистых майских гроздьев. А вот балетного цвета нет. Не пользуются живописцы таким названием краски. Но теперь этот цвет появился в палитре благодаря художнику другого вида искусства — хореографу Вячеславу САМОДУРОВУ в новом балете «Цветоделика».
Премьера трёхактного спектакля «Цветоделика» в академическом Театре оперы и балета (пр. Ленина, 46а) состоится 27 июня. Накануне мы увидели на сцене финальный этап работы над балетом — генеральный прогон. Фоном для всех трёх актов здесь стал экран — подобие огромного осциллографа, куда транслируется «кардиограмма» цвета и света, исходящих от разных источников — движений персонажей и музыки (дизайнер Энтони МАКИЛУЭЙН, художник по свету Евгений ВИНОГРАДОВ).
…Среди «монохромных» подруг в белом вдруг ярким цветком фуксии расцвела девушка (Алёна ШАМШАРОВА) и была подхвачена, «окружена» кольцом рук своего героя (Кирилл ПОПОВ). Их музыка — «Моцартиана» ЧАЙКОВСКОГО — заставила цветовые волны завибрировать на экране, отражая колебания звуков, пластики, чувств…
«Моцартовская» музыка сюиты № 4 — это оммаж Чайковского великому композитору. Первый акт «Цветоделики» — оммаж Славы САМОДУРОВА классическому романтическому балету. 18 танцовщиц в белых полудлинных пачках с корсажами, словно сильфиды из «Жизели». Но те сильфиды — бесплотные, призрачные. Здесь живые юные создания — воплощённая чистота, грация, озорство, девичья тревожность перед встречей с будущим. Их общий танец то синхронен, то соединяется индивидуальными «нотами» в белый ярко-звучный зримый аккорд.
«Фуксия» (Алёна ШАМШАРОВА) летит на сцену на качелях, как юная красавица с картины ФРАГОНАРА, современника Моцарта. И, конечно, как в той живописной сценке из галантного века, с ней рядом оказывается улыбающийся кавалер (Кирилл ПОПОВ). Антично-белые наряды подруг подчёркивают и броскость пачки цвета фуксии (художник по костюмам Ирэна БЕЛОУСОВА), и сам этот образ девушки-праздника.
Цвет сильфид и лебедей вбирает в себя все цвета спектра, как известно ещё из школьного курса оптики. В спектакле, который начинает с белого, дальше раскрываются другие оттенки балетного цвета. Музыка современного эстонского композитора Арво ПЯРТА вдохновила балетмейстера на хореографический акт, который художники назвали бы «марина». Здесь танцуют Лариса ЛЮШИНА и Кирилл ПОПОВ. Она проходит по прозрачному коридору «аквариума», словно проплывает экзотическая рыбка с бело-синим пышным хвостом. Юбку-хвост сдёргивает настойчивый «рыбак», и оказывается, они — две ультрамариновые половинки одного целого. Синий взрывается ультрафиолетом, бурное море встречает их общее естество, но им никак не удаётся соединиться. Движения резкие, острые, как сильные гребки пловца, при этом в них не исчезает, а нарастает текучесть и волнообразность.
Клавесин в третьем акте зовёт на сельский праздник, воссозданный в музыке с изяществом, нежностью и остроумием французским композитором ХХ века Франсисом ПУЛЕНКОМ. На сцене нет доминирующего балетного цвета. Это цветник из мальв и левкоев, маргариток и флоксов на пачках танцовщиц, на трико танцовщиков. Серый фон простодушного деревенского разноцветья — земля, на которой растут эти цветы, эти парни и девушки. Женский танец прелестниц сменяется мужским «прыгучим» выходом, когда и до драки недалеко. Солируют Елена ВОРОБЬЁВА и Андрей СОРОКИН. Это маленькая «цветная» история парочки, украдкой покинувшей круг танцующих, но они ещё вернутся в цветник-танец.
Оркестр под руководством дирижёра-постановщика Павла КЛИНИЧЕВА заставляет уверовать в теорию Александра СКРЯБИНА — в цветность всех звуков. А хореограф Вячеслав Самодуров в предпремьерном интервью говорил:
«Для меня танец тоже наполнен неповторимыми красками. Я пытаюсь подчеркнуть сакральный момент перехода одного цвета в другой и передать магию зарождения нового оттенка…»
Собственно, каждый балет екатеринбургского театра — «цветной». Однако в других постановках цвету диктуют условия сюжет, исторические время и место действия. В «Цветоделике» другие «диктаторы»: хореография и музыка. Они не подавляют самодостаточность цвета и делают его персонажем балета. Цвет стал таким героем в конце сезона, когда наш балет только что отметил своё столетие.
Видео: Антон БУЦЕНКО.
Новости по теме
Gismeteo
Прогноз на 2 недели
|