7 декабря 2017, четверг, 19:52

Оттенки балетного цвета

В палитре нового спектакля соединились краски танца, музыки, света Екатерина ШАКШИНА, 27 июня 2014

Небесный — это цвет от слова «небеса», голубой. Снежный — как снег. Сиреневый воплощает главный оттенок душистых майских гроздьев. А вот балетного цвета нет. Не пользуются живописцы таким названием краски. Но теперь этот цвет появился в палитре благодаря художнику другого вида искусства — хореографу Вячеславу САМОДУРОВУ в новом балете «Цветоделика».

Премьера трёхактного спектакля «Цветоделика» в академическом Театре оперы и балета (пр. Ленина, 46а) состоится 27 июня. Накануне мы увидели на сцене финальный этап работы над балетом — генеральный прогон. Фоном для всех трёх актов здесь стал экран — подобие огромного осциллографа, куда транслируется «кардиограмма» цвета и света, исходящих от разных источников — движений персонажей и музыки (дизайнер Энтони МАКИЛУЭЙН, художник по свету Евгений ВИНОГРАДОВ).

…Среди «монохромных» подруг в белом вдруг ярким цветком фуксии расцвела девушка (Алёна ШАМШАРОВА) и была подхвачена, «окружена» кольцом рук своего героя (Кирилл ПОПОВ). Их музыка — «Моцартиана» ЧАЙКОВСКОГО — заставила цветовые волны завибрировать на экране, отражая колебания звуков, пластики, чувств…

 «Моцартовская» музыка сюиты № 4 — это оммаж Чайковского великому композитору. Первый акт «Цветоделики» — оммаж Славы САМОДУРОВА классическому романтическому балету. 18 танцовщиц в белых полудлинных пачках с корсажами, словно сильфиды из «Жизели». Но те сильфиды — бесплотные, призрачные. Здесь живые юные создания — воплощённая чистота, грация, озорство, девичья тревожность перед встречей с будущим. Их общий танец то синхронен, то соединяется индивидуальными «нотами» в белый ярко-звучный зримый аккорд.

«Фуксия» (Алёна ШАМШАРОВА) летит на сцену на качелях, как юная красавица с картины ФРАГОНАРА, современника Моцарта. И, конечно, как в той живописной сценке из галантного века, с ней рядом оказывается улыбающийся кавалер (Кирилл ПОПОВ). Антично-белые наряды подруг подчёркивают и броскость пачки цвета фуксии (художник по костюмам Ирэна БЕЛОУСОВА), и сам этот образ девушки-праздника.

Цвет сильфид и лебедей вбирает в себя все цвета спектра, как известно ещё из школьного курса оптики. В спектакле, который начинает с белого, дальше раскрываются другие оттенки балетного цвета. Музыка современного эстонского композитора Арво ПЯРТА вдохновила балетмейстера на хореографический акт, который художники назвали бы «марина». Здесь танцуют Лариса ЛЮШИНА и Кирилл ПОПОВ. Она проходит по прозрачному коридору «аквариума», словно проплывает экзотическая рыбка с бело-синим пышным хвостом. Юбку-хвост сдёргивает настойчивый «рыбак», и оказывается, они — две ультрамариновые половинки одного целого. Синий взрывается ультрафиолетом, бурное море встречает их общее естество, но им никак не удаётся соединиться. Движения резкие, острые, как сильные гребки пловца, при этом в них не исчезает, а нарастает текучесть и волнообразность.

Елена ВОРОБЬЁВА и Андрей СОРОКИН солируют в «сельском» акте «Цветоделики». Фото: Антон БУЦЕНКО.

Клавесин в третьем акте зовёт на сельский праздник, воссозданный в музыке с изяществом, нежностью и остроумием французским композитором ХХ века Франсисом ПУЛЕНКОМ. На сцене нет доминирующего балетного цвета. Это цветник из мальв и левкоев, маргариток и флоксов на пачках танцовщиц, на трико танцовщиков. Серый фон простодушного деревенского разноцветья — земля, на которой растут эти цветы, эти парни и девушки. Женский танец прелестниц сменяется мужским «прыгучим» выходом, когда и до драки недалеко. Солируют Елена ВОРОБЬЁВА и Андрей СОРОКИН. Это маленькая «цветная» история парочки, украдкой покинувшей круг танцующих, но они ещё вернутся в цветник-танец.

Оркестр под руководством дирижёра-постановщика Павла КЛИНИЧЕВА заставляет уверовать в теорию Александра СКРЯБИНА — в цветность всех звуков. А хореограф Вячеслав Самодуров в предпремьерном интервью говорил:

«Для меня танец тоже наполнен неповторимыми красками. Я пытаюсь подчеркнуть сакральный момент перехода одного цвета в другой и передать магию зарождения нового оттенка…»

Собственно, каждый балет екатеринбургского театра — «цветной». Однако в других постановках цвету диктуют условия сюжет, исторические время и место действия. В «Цветоделике» другие «диктаторы»: хореография и музыка. Они не подавляют самодостаточность цвета и делают его персонажем балета. Цвет стал таким героем в конце сезона, когда наш балет только что отметил своё столетие.

Видео: Антон БУЦЕНКО.



Новости по теме

Премьера Коляда-Театра «Мёртвые души» тоже участвует в фестивале и конкурсе.
«Браво!» представляет премьеры Служба репортёров, 15 мая 2014
В фестивальную афишу вошли 20 лучших спектаклей, просмотренных и отобранных критиками-экспертами.
Вячеслав САМОДУРОВ репетирует с артистами свою постановку «Вариации Сальери».
В области балета впереди России всей Содержит Фото Екатеринбуржцы перетанцевали соперников и надели четыре «Маски» Екатерина ШАКШИНА, 22 апреля 2014
Четырежды лауреатом престижной национальной театральной премии стал Екатеринбургский академический Театр оперы и балета.
Балет — дело тонкое… Редакция, 14 ноября 2013
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. События вокруг Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, которая и находится в городе на Неве, не утихают. Академия подвергнется тщательной проверке...
Дневник балетных туфелек Содержит Фото На пальчиках ног артисты протанцевали сквозь времена Екатерина ШАКШИНА, 29 июня 2013
Премьерой трёхчастного балета En Pointe — «На пуантах» — закрывает 101-й сезон академический Театр оперы и балета...
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook