2 марта 2016, среда, 15:21
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

Шифровка от синих беретиков

Премьера ТЮЗа посвящается женщинам Великой Отечественной войны Екатерина ШАКШИНА, 7 мая 2015

«Согласно приказу НКО СССР носить береты тёмно-синего цвета как часть летней форменной одежды полагалось военнослужащим-женщинам…» Героини нового спектакля ТЮЗа, девчонки-шифровальщицы из спецсвязи, в своей казарменной комнатушке береты снимают, а под ними — туго заплетённые девичьи косы, уложенные вокруг головы, или забранные в пучок, или торчащие легкомысленными хвостиками.

Весь спектакль девочки находятся в замкнутом пространстве (художник Анатолий ШУБИН) — четыре кровати, тумбочки, табуретка и телефон, по которому их вызывают на дежурство. Обстановка не располагает к интимности размышлений и чувств, они всё время на виду друг у друга. Но и смех, и мечты прорываются в этот аскетичный быт. И слёзы, как в сцене, когда младший сержант Наташа (Дарья БОЛЬШАКОВА) с плачем, по-детски безудержным, рассказывает Люде (Мария ВИКУЛИНА), что её «Ермолай», оказывается, не усатый бравый воин, которого она нафантазировала себе по шифровкам. Это две наши девчонки-связные во вражеском тылу, которые на связь уже не выйдут никогда.

Премьеру «Шли девчонки по войне» на Малой сцене ТЮЗа (ул. Карла Либкнехта, 48) тюзовцы посвятили всем женщинам военного времени.

Синие строгие береты с красной звёздочкой военнослужащих спецсвязи на девочках из спектакля часто выглядят именно беретиками, почти штатскими, не нарочно кокетливыми, сдвинутыми на затылок или на ушко. «Виной» тому не пренебрежение к уставу, а их молодые ясные лица — слишком молодые, слишком уж ясные для войны.

Питерский драматург Тарас ДРОЗД написал первый вариант пьесы ещё в 1984 году. Тогда она называлась «Это, девушки, война». Была ли поставлена?.. Возможно, постановщиков смущала некая вторичность образов, заставляющая сразу вспомнить других девчонок на войне — героинь повести Бориса ВАСИЛЬЕВА «А зори здесь тихие…» и одноимённого фильма Станислава РОСТОЦКОГО. Аллюзия такая действительно возникает поначалу. Старшина Валя (Ольга МЕДВЕДЕВА) напоминает своей «правильностью» Риту Осянину, бесшабашная красавица Тося (Александра ПРОТАСОВА) — Женю Комелькову, интеллигентная и сердечная Люда (Мария ВИКУЛИНА) — Соню Гурвич, а самая юная, Наташа (Дарья БОЛЬШАКОВА) детской наивностью слегка похожа на Галку Четвертак. Но всё это исчерпывается глаголом «напоминает».

Здесь всё-таки, мне кажется, не «вторичность», а тот реальный расклад характеров, которые встречались в любых частях на войне, где довелось служить женщинам, — хоть в эскадрилье, хоть в банно-прачечной службе, в полку связи или в медсанбате. Именно женских характеров, очень молодых, получающих опыт жизни в неестественных условиях. А в спектакле «Шли девчонки по войне» эти условия диктуются не только войной, но ещё и сверхсекретностью службы шифровальщиц и кодировщиц.

Каждая из четверых девчонок, перейдя из пьесы в спектакль, раскрывается совсем иначе, чем можно предположить, следуя по привычке прочитанному или уже виденному. Режиссёр Григорий ЛИФАНОВ, москвич, которого хорошо знают и любят театралы Екатеринбурга, дал каждой девчонке персональный код — зашифрованную тайну и довоенной жизни, и военной, и будущей судьбы. И они делятся ею со зрителями, кто скупо — согласно уставу и дисциплине, кто взахлёб, как в детстве, кто сдержанно, стараясь не отягчать настроение других своими горестями. Так же, как потихоньку сообщают они друг другу после дежурства секретную информацию. Эти девушки не воюют на передовой, и место их дислокации засекречено, но и в самые засекреченные расположения может упасть бомба. Они живут страстным ожиданием наступления, они уже ненавидят радиорепродуктор, который то и дело сообщает: «Существенных изменений на фронте не произошло». А действие происходит в 1943-м, перед началом Курской битвы, и они каким-то шестым чувством догадываются по шифровкам, что вот-вот…

За лёгким занавесом, за пределами реальности, во сне или в мечтах их настигают прошлое и будущее (хореограф Александр ПЕТРАЖИЦКИЙ, анимация Оксаны ИЛЬИНЫХ). И нежный танец встречи и разлуки, и повторённый силуэтной анимацией «разговор» двоих — это про любовь, которая была, есть и, может быть, будет. Но тут… Как поётся в песне, переделанной на фронте танкистами: «И тут нас вызывают в особый наш отдел: «Скажи, а почему ты вместе с танком не сгорел?..» «Сверхсекретные» девчонки получают другие, но по сути такие же вопросы. Тем более что сверхдисциплинированная, как пионерка-отличница, старшина уже на них «честно ответила» и «честно» их всех сдала…

Будущего у них, так восторженно смотревших фильм про «страну мечтателей, страну учёных», наверное, не будет. Но это будущее им дарит ТЮЗ, когда в финале и капитан Коваленко (Сергей МОЛОЧКОВ) оказывается не в штрафбате, и «правильный» жених-политрук (Павел ПОЗДЕЕВ) жив, и две девочки не отправлены под арест и в лагерь. Вот все — перед нами. Как из зашифрованной на военное время, такой простой мечты. Парни в штатском, а девочки в лёгких платьях в цветочек и в соломенных шляпках вместо синего военного берета с красной звёздочкой.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Ищите нас на Facebook