22 мая 2017, понедельник, 00:28
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

Первый бал Русалки

Мы увидели героиню лирической сказки в трёх обличьях Екатерина ШАКШИНА, 24 апреля 2017
Томаш ПИЛАР на репетиции с Викторией НОВИКОВОЙ и Дмитрием РОЗВИЗЕВЫМ. Фото: Ольга КЕРЕЛЮК.

Ровно год назад, в конце апреля 2016-го, мы впервые познакомились с этой «Русалкой». Будущую премьеру оперы чешского классика Антонина ДВОРЖАКА в екатеринбургском Театре оперы и балета тогда впервые представила её творческая группа: главный дирижёр театра и постановщик «Русалки» Оливер фон ДОХНАНЬИ (Словакия), режиссёр Томаш ПИЛАР, сценограф Павел КОДЕДА и художник по костюмам Ивана МИКЛОШКОВА (все трое — из Чехии). А теперь, за месяц до выхода на сцену майского спектакля-2017, последней оперной премьеры в 105-м сезоне театра, мы увидели героиню лирической сказки живьём, причём в трёх обличьях, двух её соперниц княжеской крови и трёх принцев.

Бал во дворце, куда приводит влюблённый Принц свою нечаянно найденную невесту — прекрасную, но безмолвную (условие колдовского заклятия) Русалку, будет роскошным, судя по виденному макету и эскизам. Бал, на который мы попали, проходил в аскетичной рабочей обстановке оперного класса. Уже готово в костюмерном цехе изумительное бальное платье для Русалки, переливающееся, как краски девичьей кожи, — от нежного загара, лёгкого румянца до внезапной бледности. Уже примерил грим и корону Водяного Михаил КОРОБЕЙНИКОВ. Корона — не земной, а водной красоты: на застывших в серебре извивах водорослей повисли чистые капли, словно слёзы отца Русалки, знающего, какие страдания принесёт его дочери земная любовь.

Но Водяной на бал не явился, а другие герои «Русалки» на этом «балу» в оперном классе были в обычных платьях, свитерах, джинсах. И ассистент маэстро фон Дохнаньи Йозеф КРАФТ тоже фрак не надел, хотя дирижёрская палочка была при нём. За весь оркестр играла на рояле концертмейстер Виктория РЕШЕТНИКОВА. Это была первая репетиция одной из самых драматичных сцен романтической истории, действие которой, как указано в либретто оперы Дворжака, происходит в сказочной стране, в сказочные времена.

Михаил КОРОБЕЙНИКОВ в гриме и короне Водяного. Фото: предоставлено театром.

Такое «бальное» действо зрители не увидят. Но, поверьте, этот «бал» был очень интересным. Русалки, принцы, княжны из нескольких составов исполнителей майской премьеры по очереди участвовали в этой сцене. Сначала почти безмолвно, словно Русалка, которой по роли предназначено быть на балу бессловесной. Режиссёр Томаш Пилар ставил мизансцены, проходы, уточнял состояние каждого из персонажей по мере развития конфликта — как на репетиции драматического спектакля. С каждым «любовным треугольником», где героев играли разные артисты, — Русалка (Ольга ТЕНЯКОВА, Виктория НОВИКОВА, Елена ДЕМЕНТЬЕВА), Принц (Кирилл МАТВЕЕВ, Дмитрий РОЗВИЗЕВ, Ильгам ВАЛИЕВ) и Княжна (Мария МОТОЛЫГИНА, Ирина РИНДЗУНЕР). Не каждый зритель соберётся смотреть один и тот же спектакль трижды с разными певцами. А нам повезло увидеть, как отличаются образы героев в разном исполнении в одном постановочном решении. Все обаятельны, но принцы веселятся и гневаются, русалки страдают, княжны кокетничают и соблазняют — по-своему. И, конечно, они поют по-разному одну и ту же музыку Дворжака. Это так увлекательно — смотреть, слушать, сравнивать. В какой-то момент забываешь, что певцы не в сценических костюмах, что это всего лишь репетиция… Идея красоты — беззащитной, страдающей, великодушной — о которой говорили постановщики, представляя год назад будущий спектакль, уже «выплывает», как Русалка из подводного мира.

«Русалка» прозвучит на чешском языке. Мы услышали, как она звучит по-чешски, на репетиции. Артисты уже прекрасно знали свои партии, только иногда режиссёр поправлял произношение. На репетиции Томаш Пилар говорил через переводчика по-английски, а вот на вопрос, как ему работается в нашем театре, ответил по-русски:

— Очень хорошо!

К слову

Режиссёр Томаш Пилар возглавляет оперную труппу Театра им. Йозефа Каетана Тыла в Пльзене, на его счету 55 спектаклей на оперной и драматических сценах Чехии, США, Германии, Италии. Екатеринбургская «Русалка» — его первая работа в России и первая постановка этой оперы Дворжака в творческой биографии. Томаш Пилар, по данным журнала Forbes, вошёл в список 30 самых успешных молодых профессионалов Чехии.



Новости по теме

Пространство для водяных и земных Содержит Фото В Театре оперы и балета представили макет декораций и эскизы костюмов будущей премьеры «Русалка» Екатерина ШАКШИНА, 28 апреля 2016
«Ещё одна?! У нас уже есть «Русалочка» в ТЮЗе», — с удивлением подумает, может быть, кто-нибудь из екатеринбургских театралов. Вечная неразбериха.
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook