18 февраля 2018, воскресенье, 05:28

С Шекспиром в Европу, за океан — со своими «Стульями»

Коляда-Театр показал премьеру, отправился за рубеж и предстанет на екатеринбургских фестивалях Екатерина ШАКШИНА, 3 мая 2017
Ося (Илья БЕЛОВ) и Киса (Олег ЯГОДИН) — герои «не нашего» времени. Фото: Марина КОЗЛАЧКОВА.

Во французском городе Мец (Metz), столице Лотарингии, 5 мая начинается Международный фестиваль искусств «Пассаж» — Festival Passages, один из крупнейших во Франции, ему уже 20 лет. Коляда-Театр не раз гастролировал во Франции. В «Пассаже», например, участвовал несколько лет назад спектаклем «Баба Шанель». Теперь фестиваль «заказал» театру ШЕКСПИРА: 5 мая екатеринбургский театр начнёт Festival Passages на сцене Театра оперы и представит шекспировскую постановку Николая КОЛЯДЫ «Ричард III». Спектакль покажут здесь ещё дважды, 6 и 7 мая, а затем театр ждут в Сербии — с 9 по 12 мая Коляда-Театр участвует в Белградском фестивале современной русской драмы.

В столице Сербии фестивальная жизнь театра в этом сезоне не завершится, она продолжится в столице Урала. Об участии Коляда-Театра в екатеринбургских театральных смотрах нам рассказала главный специалист управления культуры администрации Екатеринбурга по театральному и исполнительскому искусству Лариса ВАКАРЬ:

— Коляда-Театр востребован в мире, и в Екатеринбурге этот театр любят, ценят, у него есть свой преданный зритель. Мы живём в едином театральном пространстве. Фестивальный марафон продолжится для театра под руководством Николая Владимировича Коляды в программе XVII фестиваля «Браво!», который представляет лучшие работы театрального года на XXXVII конкурс с таким же названием.

Управление культуры администрации Екатеринбурга — один из учредителей фестиваля «Браво!», поддерживает его и морально, и финансово и участвует в церемонии награждения. Среди лучших премьер года экспертами «Браво!» выбран спектакль Коляда-Театра «Фальшивый купон» по повести Льва ТОЛСТОГО, который покажут 20 мая. А ровно через месяц после этого показа начнётся фестиваль Коляда-Plays — Международный театральный фестиваль современной драматургии, который Коляда-Театр проведёт уже в 11-й раз. Управление культуры администрации города как учредитель муниципальных театров Екатеринбурга снова поможет этому фестивалю площадками. Свои сцены для Коляда-Plays-2017 предоставят Театр юного зрителя, Театр балета «Щелкунчик», Камерный театр объединённого Музея писателей Урала и Театр кукол.

Новым подтверждением слов о «своём преданном зрителе» Коляда-Театра стал переполненный зал (пр. Ленина, 97) на всех генеральных прогонах премьеры с присутствием публики в конце апреля и сама премьера «Двенадцать стульев», показанная 1 мая перед отлётом во Францию. Эти впечатления — от показа 28 апреля.

Николай Владимирович Коляда к кошкам относится с большой приязнью, что всем известно. При этом он не размещает фотографии котиков ни в соцсетях, ни в ЖЖ, что видят все, кто заходит на его странички. Для этого нашлось другое пространство — сценическое. Режиссёр «постит» котиков в своей новой постановке «Двенадцать стульев» в собственной инсценировке романа Ильи ИЛЬФА и Евгения ПЕТРОВА.

Коты разных пород и размеров, на которые только хватило фантазии игрушечных «артелей», сидят на всех приспособленных для этого поверхностях. Кошки «бегут» по воздуху, словно на скандальной «анималистической» выставке Яна ФАБРА в Эрмитаже, на фоне задника сцены. Котики умильно смотрят с вышитых подушек. Кошаки ободранного вида развешены на прищепках, лежат горжетками на плечах красоток, обвивают, как боа, их шеи. И всё это кошачье полчище громоздится под кумачовым лозунгом «Мы победили!». Кого победили, не сказано. Может быть, вот этих домашних кошек, ставших помойными беспризорниками, которых «душили, душили…» коллеги булгаковского Шарикова. Не додушили. Из небытия возникают «бывшие» — Киса и Ося и начинают свои поиски счастья по цене бриллиантов. Сцена декорирована множеством ярких занавесей, которые становятся то пропускающими звук любого чиха стенами в общежитии «имени монаха», то антуражем образцовой московской столовой «Прага», то пёстрыми волнами житейских неурядиц, норовящими утопить героев. И гремят, шумят, отплясывают «Ой, лимончики, мои лимончики…» — старинный фольклор поисковиков дармового богатства. Сценография и музыкальное оформление премьеры тоже Николая Коляды. Словом, в чистом виде — авторский спектакль авторского театра.

Авторство Коляды не исчерпывается, конечно же, количеством упоминаний его имени в программке. Его авторство — это, прежде всего, собственный взгляд на рассказанную когда-то историю, любимую, смешную с обаятельным жуликом Остапом Бендером и лишённым обаяния в той же степени, что и удачливости, Ипполитом Воробьяниновым. В инсценировке Коляды — в сущности, независимой пьесе — написано: « Не наше время». Может, это не сегодня, не вчера, а завтра, и потому эти Киса и Ося — герои не нашего времени? Но так многое на сцене до смеховых колик и до горьких слёз узнаваемо. У Коляды часто в спектаклях: начинается шумом-гамом-смехом, завершается безысходной горестной тишиной.

Безусловное авторское решение — перемена героя. Остап Бендер (Илья БЕЛОВ) сразу вроде бы такой же привычный — деятельный предприимчивый остроумец, но чем дальше, тем жёстче становится этот баловень судьбы в жёлтых ботинках на босых ногах, тем злее его взгляд. Бывший интеллигент, симпатяга-прохиндей быстро превращается в разнузданного хама, не признающего в Воробьянинове ни человека, ни вообще живого существа — хоть той же кошки.

Кисой могут называть в детстве только очень любимого мальчика. Ипполит Воробьянинов, он же Киса, которого Олег ЯГОДИН играет так, что от него просто невозможно отвести глаз, — бывший мальчик, бывший предводитель дворянства, во всём бывший. Но он — человек. Жалкий, бледный, измотанный человек, вдруг ощутивший снова вкус к жизни, вдруг поверивший, что жизнь — пусть идиотским способом — можно поправить. Достойный жалости, но не унижений. Достойный смеха, но не издевательств, которые глумящийся над ним Остап считает обычными шутками. Шутки оборачиваются трагедией. Остап умирает у Кисы на коленях (кто читал роман, знает почему), как сын в объятьях царя-детоубийцы на репинской картине. А Киса буквально «сыграет в ящик», засыпанный совгражданами чёрным мусорным полиэтиленом. Вместо земли. Вместо Шопена — «Ой, лимончики, мои лимончики…»

В спектакле занята, кажется, вся труппа Коляда-Театра. И, те, кто видел, говорят, что Остап у Сергея КОЛЕСОВА — другой Ося. А вот какой Киса в исполнении Николая Коляды, никто не говорит, потому что никто не видел — Коляда обещал сыграть Воробьянинова в мае, после возвращения из Европы. Кстати, премьере тоже предстоит дальняя дорога. Коляда-Театр получил приглашение в США, и одним из спектаклей театра на его первых заокеанских гастролях в декабре будут эти собственные авторские «Двенадцать стульев».



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook