2 июля 2018, понедельник, 16:56

Незнайка приЛунился в ТЮЗе

Екатерина ШАКШИНА, 6 июня 2017
Коротышки из Цветочного города. Фото: Татьяна ДОУКША.

Незнайка не обделён мультипликационными версиями своей бурной жизни. Коротышка в голубой шляпе и жёлтых брюках часто появляется и в кукольных театрах, и в новогодних интермедиях. Однако Буратино, его знаменитый литературный соперник за сердца маленьких читателей, явно обогнал своего младшего книжного собрата по числу театральных постановок на драматических сценах. Только в Екатеринбургском театре юного зрителя «Золотой ключик» ставили не однажды. А вот спектаклей по книгам Николая НОСОВА о приключениях Незнайки — ни разу. Ни в Цветочном городе, ни в Солнечном… Поставили всё-таки, и сразу отправили на Луну.

Последнюю премьеру 87-го сезона на Большой сцене (ул. К. Либкнехта, 48) ТЮЗ и управление культуры администрации Екатеринбурга, как учредитель театра, представили 6 июня, и это — «Незнайка на Луне».

Накануне премьеры, 5 июня, состоялся генеральный прогон спектакля при полном зале. Спектакль адресован детям от 8 лет, которые, по мнению постановщика Олега ГЕТЦЕ, в состоянии понять то, что переживают герои «Незнайки на Луне». А переживаний на их долю выпадает немало, причём весьма драматических. Перед началом «пилотного» показа постановочная группа представила премьеру журналистам.

Режиссёр Олег ГЕТЦЕ и директор ТЮЗа Евгения УМНИКОВА. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Заслуженный артист РФ Олег Гетце не только один из ведущих актёров театра, но и успешный режиссёр. Только на тюзовской сцене им поставлены «Дембельский поезд» Александра АРХИПОВА, «Человек-подушка» МАКДОНАХА, «С тобой все кончено навсегда» РАВЕНХИЛЛА, «Тестостерон» САРАМОНОВИЧА… А за тюзовский проект «Театр у школьной доски», спектакли которого идут сейчас на Малой сцене театра, режиссёр в числе создателей проекта удостоен главной городской премии им. Татищева и де Геннина, учреждённой администрацией Екатеринбурга. «Незнайка на Луне» — первая его постановка на Большой сцене после реконструкции здания ТЮЗа. И инициатива этой постановки, как рассказала директор театра Евгения УМНИКОВА, принадлежит режиссёру. Почему именно «Незнайка» и почему именно «на Луне», объяснил сам постановщик:

— Назвать точное время, когда возник этот импульс, пожалуй, не смогу. Может быть, собственное детство, может, то, что и сегодня дети с интересом читают эту книгу, и она не кажется им устаревшей, хотя Носов написал последний роман-сказку о Незнайке ещё в 1964 году. Новая инсценировка — это её первая постановка — рождалась вместе со спектаклем, автор — екатеринбургский драматург Светлана БАЖЕНОВА. Конечно, многие сюжетные линии и персонажи в пьесу не попали — это ведь действительно большой многофигурный роман, но сохранена его композиция, его смыслы. Наш «Незнайка на Луне» — не развлекательная увеселительная история, хотя, надеюсь, зрителям не будет скучно. Это некий повод поговорить с ними. О чём? О том, что однажды начинаешь вдвойне ценить то, что раньше не казалось важным. О том, что наступает момент, когда приходится делать выбор и совершить поступок. Это о дружбе, о предательстве, о трусости и самоотверженности.

Разговор происходил на фоне декораций первой сцены: Цветочный город, яркий, «мультяшный», с огромными ягодами на клубничном «дереве».

— Цветочный город, где всё начинается, — это мир детства, простой и ясный, и добрый, несмотря на ссоры. Луна — мир взрослых, совсем другой, жёсткий, где происходят странные метаморфозы. Жулик прикидывается честным и щедрым, славный парень готов променять дружбу на дармовые лакомства Дурацкого острова и не заметить, как превращается в барана…

Художник спектакля Александр ЛИПОВСКИХ (Санкт-Петербург) показал за кулисами разные театральные чудеса — лунные деньги, без которых там никуда, скатерть-самобранку в лунном ресторане — настоящий конвейер с очень соблазнительными тортами, омарами, фруктами, бутафорскими, конечно. Юный корреспондент одного из телеканалов Василий ЯМПОЛЬСКИЙ добровольно согласился примерить компактную «тюрьму», с которой лунные полицейские преследуют бедных лунатиков. Художник также рассказал, что ракету для полёта на Луну коротышки выстроят на сцене, а сам полёт будет показан анимацией. Мультипликационные вставки в действие придают спектаклю фантастическую реальность, в чём мы убедились на просмотре.

Художник Александр ЛИПОВСКИХ примеряет лунную «тюрьму» на добровольце. Коротышки из Цветочного города. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Первый Незнайка в нашем ТЮЗе — Павел ПОЗДЕЕВ (вспомните Принца из замка Депо). Он узнаваем сразу. Художник Мария БРЯНЦЕВА (главный художник питерского Театра им. Ленсовета) одела его в те самые жёлтые штаны, а девочек-коротышек из Цветочного города Ромашку (Дарья БОЛЬШАКОВА) и Кнопочку (Алеся МААС) в платьица с пышными юбочками, какие носили читательницы книги Носова в середине 1960-х. Зрители — и взрослые, и дети — встречали как старых знакомых образованного серьёзного Знайку (Валентин СМИРНОВ), чудаковатого астронома, сменившего фамилию Стекляшкин на Звёздочкин (Илья СКВОРЦОВ), работяг-механиков Винтика (Сергей ТИМОРИН) и Шпунтика (Даниил АНДРЕЕВ), благородного доктора Пилюлькина (Сергей МОЛОЧКОВ)… И толстячка Пончика (Сергей МОНГИЛЁВ), которого, кажется, ничего не волнует, кроме еды. Это кажется. Волнует, да ещё как. Все коротышки окажутся в конце спектакля чуть-чуть другими, чем в его начале. Приключения Незнайки и его друзей, среди которых теперь и зрители ТЮЗа, только начинаются.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




расширенный поиск
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook