2 декабря 2017, суббота, 01:33

Фототеатр о таинстве театра

Екатерина ШАКШИНА, 5 мая 2016
Сальери и Моцарт в «Маленьких трагедиях». Фото: Евгений ВОЛОВИЧ.

В галерее «ПоЛе» (пр. Ленина, 50 ж) прямо на стенах разместились театральные подмостки, ширмы, кулисы, куклы, артисты, кресла зала, где публика на сей раз не сидит и спектакль не смотрит. До 30 мая зрители могут прийти в этот «театр» бесплатно и увидеть то, что будь они хоть сто раз поклонниками екатеринбургского Театра кукол, им до сих пор наблюдать не доводилось. Даже фрагменты из виденных спектаклей предстанут иными, чем прежде. Мы рассматриваем всё происходящее на сцене и вне её с помощью чужой оптики. Нет, не театрального бинокля, а через фотообъектив Евгения ВОЛОВИЧА. Фотограф увидел то, что нам недоступно, и остановил живые, никогда не повторяющиеся театральные мгновения. Это ему, а теперь и нам, явилась возможность вглядываться в магию взаимоотношений человека и куклы. Выставка «Куклы и их люди» самим своим названием ломает стереотип первенства в искусстве театра кукол и нашего восприятия его таинств.

…Тоненькая кукла-златовласка в синем платье смотрит прямо в лицо актрисе Оксане БОДНАР. А та внимательно вглядывается в её черты, в знакомом открывает удивительное и слушает. Джульетта сейчас рассказывает своей визави подробности истории, не поведанные ШЕКСПИРОМ. Кукла советует, как быть с ней актрисе, чтобы она, Джульетта, стала на сцене некуклой.

Кукла Джульетта и актриса Оксана БОДНАР. Фото: Евгений ВОЛОВИЧ.

Полсотни историй в галерее «ПоЛе» представляет Евгений Волович из жизни екатеринбургского Театра кукол. Жизни не бытовой — театральной.

Под снимками нет подписей, отсылающих зрителей к спектаклям взрослого репертуара, которые и «позировали» фотообъективу: «Бобок», «Картинки с выставка», «Ромео и Джульетта», «Маленькие трагедии». Это не по недосмотру. Здесь такая «навигация» просто не нужна. Во-первых, догадаться легко, что, кто, откуда. Во-вторых, и в-главных, анонимность фотографий усиливает их обобщающий смысл, зовёт нас зримо сосредоточиться на том, как кукла и человек вместе становятся театральным художественным образом. Как важно им узнавать и узнать друг друга, вступить в диалог и потом повести разговор на сцене, публично, так, чтобы зритель почувствовал их единение в спектакле, в профессии. На фотографиях кукла и человек вместе размышляют, вместе отдыхают в зрительском кресле, пока их собратья репетируют. Они, бывает, спорят — кукла так своевольна, пока не полюбит актёра. Эта любовь обязательна, иначе как же сможет кукла потом простить артиста, который обязан по роли пронзить её шпагой на сцене… Как им быть дальше, играть снова и снова, если не с любовью?

Кукла рождается по воле и фантазии человека — художника театра (на снимках создания Юлии СЕЛАВРИ и Андрея ЕФИМОВА). И оживает по воле и фантазии людей — режиссёров и артистов. На фотографиях Воловича нет процесса рождения куклы, как в мастерской папы Карло. Но есть процессы и создания спектакля, и его совершенствования, который невозможен без взаимности кукол и их людей. Куклу артист любит всякую  — будь она даже скелетик в спектакле «Ромео и Джульетта» в стиле макабрических плясок. Она — партнёр. Но в названии выставки Воловича куклам доверено быть хозяевами положения, подчинять и властвовать: «Куклы и ИХ люди». Подчёркнутая таинственная зависимость показана в фотографиях наглядно: актёр осознанно или интуитивно перенимает мимику и пластику куклы, выражение её лица, расслабленность или напряжённость позы. Даже тогда, когда он в «чёрном кабинете» — когда зритель его не видит, а кукла всё чувствует. И фотограф это увидел.

Герман ВАРФОЛОМЕЕВ с куклой во время репетиции спектакля «Бобок». Фото: Евгений ВОЛОВИЧ.

Евгений Волович известен как мастер фотопортрета. А на новой выставке превалирующий жанр его фотографий и не определишь. Может быть, театральная фотомистерия? И в ней достойное место занимают потрясающие портреты. Не только куклы и человека вместе, но куклы и… куклы. Например, Сальери и Моцарт. В этот момент они самодостаточны: «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…», и, кажется, кукла Сальери отравит куклу Моцарта лично, без людского участия.

Из фрагментов действий за кулисами и на сцене, из моментов совместного бытия куклы и человека автор выстраивает собственный фототеатр, где оба персонажа, живой и оживлённый живым, становятся сотворцами. Неважно, видят ли они фотографа во время съёмки, замечают или нет его фотокамеру, они живут и умирают в этом театре вместе — в одной, предназначенной им роли. Чтобы потом воскреснуть в новом представлении. Похоже на чудо, в которое трудно поверить, если бы оно не происходило на самом деле. Таинство стало наглядным — придётся поверить.



Новости по теме

Буратино и Незнайка: приключения с продолжением Содержит Фото Екатерина ШАКШИНА, 2 апреля 2016
Творчество великого датского сказочника не раз становилось темой выставок в Музее «Страна чудес».
Директор ТЮЗа Светлана УЧАЙКИНА.
Полтысячи «каштанок» и новенькая Принцесса Екатерина ШАКШИНА, 26 марта 2016
В преддверии театральных праздников собеседником ВЕ стала директор екатеринбургского муниципального Театра юного зрителя Светлана УЧАЙКИНА.
Директор Театра кукол Пётр СТРАЖНИКОВ с Петрушками Великими.
Микро, макро, мега в одном театре Екатерина ШАКШИНА, 19 марта 2016
Понятия из физики применимы к нашему Театру кукол.
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook