6 августа 2017, воскресенье, 17:07
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

Александр Стариков: «Идеальный вариант роста — агломерации городов»

Евгений СУСОРОВ, 17 марта 2017
Советник ректора УрГАХУ Александр СТАРИКОВ. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Сегодня общественность Екатеринбурга активно обсуждает «Стратегию-2035», точнее — три наиболее вероятных сценария развития города: инновационный, базовый и инерционный.

По мнению руководителей города, проект Генерального плана развития уральской столицы на период до 2035 года должен опираться на стратегию пространственного развития — новую идеологию формирования городской среды. Каким видит лицо уральской столицы в 2035 году архитектурное сообщество Екатеринбурга, «Вечёрка» попросила рассказать советника ректора Уральского государственного архитектурно-художественного университета (УрГАХУ) Александра СТАРИКОВА.

— В разные эпохи архитекторы по-разному подходили к пространственной организации города. В ранние советские времена господствовала модель «город-комбинат», где жильё было придатком к заводам. Затем перешли к модели микрорайонов, задумались об экологии и комфорте. Но вот важный момент: сначала тренд, социальный запрос — и затем отклик на него со стороны архитектурного сообщества, или наоборот?

— Социально-экономическая ситуация, планы экономического развития, как было при социализме, или стратегия, как сегодня, — всегда первичны. Стратегия — документ менее конкретный, нежели жёсткие планы советской эпохи, но даже она определяет направления и тренды и в экономике, и социальной сфере. Лицо мегаполиса создаёт, конечно, архитектурное сообщество, но в основе этого процесса — всё те же экономика, стратегия и план. Получается, что архитекторы получают от муниципальных властей и горожан своего рода социальный заказ — и уже исходя из этого заказа думают, что построить, где, когда и в какой форме.

— Сегодня в Екатеринбурге много говорят о новом проекте генплана, о новой идеологии формирования городской среды. А чем старая-то плоха?

— До сего времени Екатеринбург формировал стратегию сам, был пионером среди других городов, в какой-то мере законодателем градостроительной и архитектурной моды. Если углубиться в историю, то самый первый генплан города-крепости Екатеринбург, созданный ещё при Петре I, был во всех смыслах идеальным: укреплённый город соответствовал представлениям граждан о безопасности и комфорте и вполне соответствовал, говоря современным языком, социальному заказу.

В конце 1990-х годов — начале «нулевых» движущей силой и идеологом новой стратегии развития были тогдашний глава Екатеринбурга Аркадий ЧЕРНЕЦКИЙ и его команда. В итоге генплан образца 2002 года был выполнен досрочно. Это, с одной стороны, говорит о том, что стратегия была выбрана правильная, но с другой стороны — уже сегодня назрела её корректировка. Изменилась прежде всего государственная политика в сфере стратегического планирования и развитии городов, поставлены новые цели и задачи, которых раньше не существовало. Так что новая идеология, о которой мы говорим, должна стать продолжением той же концепции развития, но на более высоком уровне.

— Конкретизируйте, пожалуйста.

— Федеральные требования сформулированы в законе о стратегическом развитии в 2014 году. А мнение архитекторов — в рекомендациях Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. Начиная с 90-х годов прошлого века архитектурное сообщество было недовольно тем, как строится госполитика в сфере градостроительства. Но в тот момент главным приоритетом государства было не мешать развитию строительного бизнеса. Всё, что этому хоть как-то препятствовало, было убрано из Градостроительного кодекса. В те времена на строительство жилья вкладывалось до 8,5 триллиона рублей в год! А новая концепция опирается, как я уже сказал, на закон о стратегическом развитии, который, в свою очередь, формирует приоритеты в этой сфере на мнениях всех сторон, в том числе архитекторов и рядовых граждан.

Чем же недовольны граждане? Не только существующей градостроительной политикой, но и сложившейся системой общественного транспорта, состоянием экологии. А состояние экологии, и это хорошо заметно по Екатеринбургу, напрямую зависит от транспортной схемы. Ну и третий пункт недовольства граждан — это уровень благоустройства наших городов. Что же люди хотят? Чтобы им гарантировали экологическую безопасность, комфортную городскую среду и доступный транспорт. Поэтому Президент РФ Владимир ПУТИН и соединил задачи стратегии пространственного развития с вопросами транспорта и экологии.

— При реализации самого заманчивого и одновременно самого рискованного сценария «Стратегии-2035» население Екатеринбурга должно увеличиться до 1 856 000 человек. Этим без малого двум миллионам нужно будет где-то жить…

— Есть несколько направлений стратегического пространственного развития крупных городов.

Первое — так называемая точечная застройка, цель которой уплотнять существующую жилую зону за счёт возведения высоток, не меняя при этом границ жилой территории. Эта модель позволяет, конечно, сохранить лесопарки и городские леса… но нельзя уплотнять и уплотнять до бесконечности. Второе направление — реновация промышленных территорий под жильё и модернизация районов старой массовой застройки. Оно дороже первого и требует больших инвестиций. В Екатеринбурге есть хорошие примеры реализации этой модели, но пока только по промтерриториям: районы мельниц Симанова и Борщанинова на ул. Челюскинцев, территория вокруг ОЦМ и шарико-подшипникового завода. Третий путь — расширение городской черты и расползание города вширь. Такой вариант ещё дороже и возможен только при комплексном подходе, как в случае с Академическим. И четвёртое направление — когда, не уплотняя застройку, не строя районы комплексного освоения территорий, не реконструируя старые районы, города формируют агломерации типа «мегаполис — города-спутники». Правительство России планирует в ближайшие годы создать 5—6 таких агломераций, в том числе и вокруг Екатеринбурга. При этой модели главное внимание будет уделено развитию городов-спутников, в том числе сохранению в них зелёных массивов, созданию новых рабочих мест и строительству объектов культурно-бытового назначения. Это — оптимальный путь, который к тому же способен привлечь крупные федеральные средства и частные инвестиции.

Из досье

Александр Александрович Стариков — один из признанных авторитетов уральской архитектурной школы. Почётный академик Российской академии художеств, профессор, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, народный архитектор России. На протяжении многих лет возглавлял УрГАХУ в должности ректора. В 2011 году ректором вуза стал профессор Сергей ПОСТНИКОВ.



Новости по теме

Экономист Виктория АКБЕРДИНА.
Будущее столицы Урала: город-витрина или индустриальный центр? Вячеслав КОСТЮК, 15 марта 2017
Если вам есть что сказать по означенной теме — присоединяйтесь к дискуссии.
Коллегия горадминистрации — это серьёзный уровень оценки проблем.
2035 год: три пути, как в сказке Дмитрий МИГАЛИН, 9 марта 2017
Прогноз социально-экономического развития Екатеринбурга до 2035 года обсудили на заседании коллегии городской администрации.
Каким будет наш город в 2035 году? Содержит Фото Общественность уральской столицы обсуждает прогнозы развития мегаполиса будущего Вячеслав КОСТЮК, 3 марта 2017
Если Екатеринбург из крупнейшего индустриального центра России превратится в большой торгово-развлекательный центр, то о какой уж тут индивидуальности можно говорить?
Взгляд в 2035 год Экспозиция Екатеринбурга на «Иннопроме» будет потрясающей Служба репортёров, 5 июня 2015
В 2015 году Екатеринбург имеет все шансы стать одним из наиболее интересных участников выставки.
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook