28 июня 2017, среда, 12:35
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

«Рука помощи, а не спецназ»

Россияне стали чаще звонить на телефоны доверия Жанна МАЙОРОВА, 3 апреля 2017
Подростки часто обращаются к психологам из-за проблем с родителями или конфликтов со сверстниками. Фото: архив.

— Я общаюсь с коллегами в разных регионах, они рассказывают, что, за последний год число звонящих увеличилось в десятки раз, — рассказывает начальник отдела «Психологическая помощь субъектам образования» Центра экстренной психологической помощи, Президент Российской Ассоциации Телефонной Экстренной Психологической Помощи (РАТЭПП) Андрей КАМИН. — Если раньше, к примеру, в одном регионе за помощью обращалось 50 человек в месяц, то сейчас такое количество звонков может поступить за день. Что касается проблемы так называемых «групп смерти», то на самом деле она существовала давно, ещё за полгода до громкой публикации. В обществе за последние пару лет несколько выросли суицидальные настроения. Но, нельзя не сказать о том, что ещё 10 лет назад детей, покончивших с собой, было в разы больше, чем сейчас. После начала в 2008 году национальной кампании по защите несовершеннолетних от насилия, число случаев самоубийств сильно уменьшилось.

Однако эксперт уточнил, что на телефоны доверия звонят не только те, кто планирует уйти из жизни, но и люди, заинтересовавшиеся проблемой. Так, поступает очень много тревожных обращений от родителей, которые хотят узнать, как уберечь детей от новой «моды» или как распознать в ребёнке суицидальные настроения.

Напомним, на прошлой неделе в Екатеринбурге прошла IV Всероссийская научно-практическая конференция представителей телефонов доверия на тему «Организация профилактической деятельности в детской и подростковой среде в практике консультирования на телефоне доверия». Ведущие эксперты рассказали о тонкостях своей работы и проблемах, волнующих сегодня детей и подростков.

— Не смотря на то, что телефоны доверия в нашей стране изначально создавались для тех, кто стоит на перепутье между жизнью и смертью, люди сейчас обращаются с самыми разными проблемами. И психологи не отказывают им в помощи, — констатирует Андрей Камин. — Например, подростков чаще всего беспокоят взаимоотношения с родителями. Многие специалисты отмечают, что конфликт поколений в нашей стране с начала 2000-х годов сильно обострился. Нет понимания между родителями и детьми — это признают и взрослые, и подростки.

Кроме того, подрастающее поколение волнуют и отношения со сверстниками. Причём, проблема часто кроется не в несчастной любви. Многие дети не могут найти своё место в социуме, отчего страдают. Нередко они не только оказываются в изоляции от коллектива, но и подвергаются травле, что очень сильно сказывается на психике, поскольку ребёнок не может самостоятельно решить проблему, он понимает, что не готов к вызовам судьбы. Подростки воспринимают это очень болезненно, ведь они как раз находятся на пути во взрослую жизнь, где необходимо умение самостоятельно решать проблемы.

Если говорить о взрослых людях, то те чаще жалуются по телефону доверия на одиночество или конфликты в семье и на работе. Психологи также отметили тенденцию увеличения звонков от мужчин в условиях сложной экономической ситуации в стране. Мужчины в трудной финансовой ситуации перестают чувствовать себя добытчиками, что бьёт по их самолюбию. К тому же на почве нехватки денег нередко возникают конфликты в семье. И приходится искать помощи у специалистов, которые рассказывают, как можно наладить отношения с близкими людьми.

Андрей Камин также напомнил, что телефон доверия — это не спецслужба, которая решит все проблемы одним махом. Психологи выслушают, поговорят, предложат возможные варианты решения проблемы, но выслать денег нуждающимся или выехать и арестовать обидчика позвонившего они не могут. Тем не менее, эксперты находятся в контакте с правоохранительными органами. И по желанию клиента могут направить запрос, чтобы стражи порядка разобрались в ситуации. В случае с подростками это региональные отделы полиции по делам несовершеннолетних.

Нужно сказать, что сегодня, помимо телефона доверия, специалисты могут консультировать людей и другими способами.

— Подростки сейчас предпочитают общаться с помощью интернета, и такие возможности у наших психологов тоже есть, — говорит ректор Института консультативной психологии и консалтинга, президент Федерации психологов-консультантов России, заведующий сектором интернет-консультирования Московской службы психологической помощи населению, супервизор телефона неотложной психологической помощи Виктор МЕНОВЩИКОВ. — У нашей службы существует множество мессенджеров — электронная поста, чат, форум. Иногда люди хотят пообщаться в скайпе по видео-конференции. Это также осуществимо. Некоторые люди обращаются даже из-за границы. Оказавшись в кризисной ситуации, они хотят поговорить с психологом на родном языке. Бывает, пишут или звонят из Швейцарии, Германии, Израиля, Испании или США.

Помимо очевидных преимуществ связи через интернет, есть и явные минусы. Такие, как растущее число несанкционированных телефонов и групп в соцсетях, которые якобы оказывают психологическую помощь. Так, например, если человек хочет обратиться за консультацией и натыкается в сети на какую-то сомнительную группу, он может стать жертвой обмана. Как в случае с одной из неопротестантских сект, члены которой указали свой номер в качестве центра психологической поддержки, а на деле выманивали у людей деньги. По словам Андрея Камина, если позвонить по такому телефону, первое, что сделают мошенники, это пригласят на собрание секты, где «обработают» жертву, чтобы подчинить и использовать в своих интересах. Специалист советует в первую очередь посмотреть на принадлежность организации — она должна быть государственной. А в соцсетях людей чаще всего подстерегают мошенники, либо это люди, не имеющие достаточной профессиональной квалификации. 



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook