24 февраля 2018, суббота, 03:15

Светлана Учайкина: «Хочу быть полезной всем учреждениям культуры»

Дмитрий МИГАЛИН, 6 декабря 2016
Министр культуры Свердловской области Светлана УЧАЙКИНА. Фото: Антон БУЦЕНКО.

Указом губернатора Свердловской области Евгения КУЙВАШЕВА министром культуры региона назначена Светлана УЧАЙКИНА, в недалёком прошлом — директор екатеринбургского ТЮЗа. В её послужном списке — и руководство Екатеринбургским театром кукол. Она успешно сочетает работу топ-менеджера с общественной деятельностью. Является членом Союза театральных деятелей России (СТД РФ), членом комиссии по театрам для детей и юношества СТД РФ, членом правления и бюро Свердловского регионального отделения СТД РФ, председателем совета директоров театров Свердловской области. С 2013 года была депутатом Екатеринбургской городской Думы. В интервью «Вечернему Екатеринбургу» Светлана Учайкина поделилась своими планами.

— Светлана Николаевна, как вы оцениваете положение дел в культурной сфере региона?

— В вопросах культуры, как, впрочем, и во многих других вопросах, Свердловская область — один из лидеров в России. Конечно, 80% событий культурной жизни региона происходит в её столице — Екатеринбурге. Здесь сосредоточены такие флагманы, прекрасно заявившие о себе, как, например, филармония и детская филармония, Екатеринбургский цирк. У нас есть уникальные академические театры. Кстати, если говорить о театрах, то их в области 35, 24 из которых находятся в Екатеринбурге.

Областной центр — это средоточие фестивалей, которые добавляют нашей области привлекательности, в том числе с точки зрения въездного туризма, потому что известны далеко за пределами региона и даже страны. В их числе «Коляда плэйз», международный фестиваль кукол «Петрушка Великий», старейший в России фестиваль «Реальный театр», который проводит ТЮЗ. Он был придуман раньше, чем национальный театральный фестиваль «Золотая Маска». Безусловно, это фестиваль академической музыки «Безумные дни», который второй год проводит наша филармония. Екатеринбург — единственный город в России, которому Рене МАРТЕН доверил проведение этого события. Каждый год задействуются всё новые площадки, фестиваль выходит на улицы, расширяет свои границы. Это уникальная для России Биеннале современного искусства. Все они являются замечательными драйверами роста, которые способствуют повышению привлекательности региона.

— Как министерство культуры может реально помочь учреждениям отрасли?

— Сейчас как раз идёт утверждение бюджета Свердловской области на следующий год. Мне кажется, нужно сначала посмотреть, какими ресурсами мы обладаем, как и чем может министерство культуры — и лично я как министр — помочь учреждениям культуры, которые находятся в области. В моей трудовой книжке первая запись — художественный руководитель сельского Дома культуры. После школы до поступления в институт я работала именно в сельском Доме культуры, поэтому прекрасно знаю проблемы таких учреждений. Но понимаю также и то, что многое зависит от творчества и креативности людей, которые работают в небольших посёлках и городах, от того, насколько они могут собрать команду единомышленников. Это очень важно, ведь досуг людей, которые живут в небольшом городе, районе, посёлке, зависит от местных учреждений культуры. Поэтому необходимо поддержать их в том числе в развитии материальной базы. Речь идёт не только о клубах и домах культуры, но и о библиотеках. Ведь люди туда приходят не только за книгой, но и за общением. Библиотеки проводят различные мероприятия для населения, при них создаются клубы по интересам. Ведь Интернет никогда не заменит живого общения.

Безусловно, нельзя забывать и музеи, которые расположены на территории Свердловской области. Тот же музей деревянного зодчества в Верхней Синячихе, музей Чайковского в Алапаевске, музей в Невьянске и многие другие. Мне кажется, нужно делать туры выходного дня из Екатеринбурга, тогда туда смогут попасть не только местные жители, но и екатеринбуржцы, люди из других регионов и даже из-за рубежа. Продвижению таких проектов я планирую уделить особое внимание.

Очень важно посмотреть и ознакомиться с дислокацией учреждений культуры в области. Когда-то я работала в обкоме профсоюза металлургов, в отделе культуры. И у нас была норма: не менее семи дней в месяц проводить в командировках. Поэтому мне знакомы и дворцы культуры Североуральска, Краснотурьинска, Полевского, Каменска-Уральского. События, которые происходят в этих ДК, ничуть не уступают столичным по качеству, креативу, задумке и технике исполнения. Думаю, такая норма есть и в министерстве культуры. Будем знакомиться с работой центров культуры на местах.

— Передадите коллегам екатеринбургский опыт?

— Это происходит регулярно. Есть прекрасный опыт культурных десантов, когда Театр музкомедии этим летом объехал более 60 населённых пунктов с гастролями. У ТЮЗа есть замечательный проект, когда произведения классики воплощаются на небольших сценах и даже в школах. Театр кукол тоже мог бы принять участие в таких выездах. Мне кажется, что жители области должны быть причастны к культуре, к тому, что происходит в культурной жизни Екатеринбурга.

— На что ещё обратите внимание в первую очередь?

— Крайне важен проект «Эрмитаж-Урал» — новое слово в музейной и выставочной деятельности в регионе. Переговоры идут, надо посмотреть, какие средства заложены для его реализации в бюджете.

Нельзя не упомянуть о творческих союзах. Поддержка этих союзов также будет одним из приоритетов работы. Я вижу свою задачу в том, чтобы сохранить существующие коллективы, дать возможность творческим людям реализовать себя.

Важна кадровая проблема. Хочется создать такие условия, чтобы выпускники специализированных учебных заведений охотно ехали работать в Свердловскую область. Не секрет, что зарплата в учреждениях культуры не самая высокая. Мы должны заинтересовать их, привлечь. Сейчас много программ, связанных с молодыми педагогами, сельскими врачами. Надо посмотреть наши возможности в этой сфере.

Необходимо приобщать к культуре подрастающее поколение, чтобы у детей развивался вкус, развивались их интересы. Совсем не обязательно всем становиться профессиональными художниками и музыкантами, но людьми, чувствующими гармонию, чувствующими музыку, эстетически развитыми они стать должны. Только в этом случае мы вырастим новое поколение интеллигентных, нравственных людей.

Нужна поддержка талантливых, одарённых детей, чтобы их таланты могли раскрыться. Это ведь в том числе и ранняя профориентация. Мы же хотим, чтобы в творческие вузы приходили талантливые дети. Но они должны полюбить это дело, попробовать себя в творческой профессии.

— Сейчас очень много говорят об инклюзивном образовании, о создании доступной культурной среды для инвалидов…

— Да, этому уделяется большое внимание. Яркий пример тому — проект «За живое», который сегодня реализуется на подмостках ТЮЗа. Это пилотный проект в масштабах всей России: реабилитация людей с аутическими расстройствами с помощью средств театра. Уже в июне 2017 года театр планирует представить широкой общественности спектакль, в котором наравне с профессиональными артистами сыграют актёры-аутисты. Проделанная за два месяца работа, динамика изменений уже позволяет говорить о том, что проект будет успешным. Очень надеюсь, что полученные методические наработки смогут использовать театры всей страны.

— Опыт законотворческой деятельности поможет на новом поприще?

— Безусловно! В настоящее время активно обсуждается проект закона о культуре. Когда он будет принят, аналогичные правовые акты будут приняты и в регионах. Я планирую принять участие в разработке такого закона в Свердловской области. Хотела бы, чтобы он обсуждался с привлечением экспертов отрасли — представителей творческих союзов. Только в этом случае закон станет инструментом, который используется на благо дела, которым занимаются наши учреждения культуры.

В него необходимо включить и все моменты, связанные с меценатством. Необходимо создать у предпринимателей заинтересованность в том, чтобы вкладывать средства в культуру. Должно быть общественное признание этой социальной ответственности — это очень важно, должны быть какие-то материальные стимуляторы. Социально ориентированный бизнес позволяет сегодня поддерживать фестивальное движение, вводить именные стипендии. Такая поддержка должна стать модной и престижной в предпринимательской среде. Сейчас таких механизмов пока нет.

— Каких результатов вы хотели бы достичь в ближайшие несколько лет?

— Сейчас появляются новые формы учреждений культуры. Очень хочется, чтобы таких становилось больше и больше. Но и существующие учреждения должны продолжать свою деятельность. Я надеюсь, что в ближайшие годы они не только сохранятся, но и преобразятся, укрепят материальную базу, заиграют новыми красками.

Свою задачу вижу в том числе в том, чтобы построить собственные здания для каменск-уральского театра драмы, серовского театра. Это творческие коллективы с большой историей. Хочется, чтобы у них, наконец, появилась собственная сцена.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook