1 февраля 2018, четверг, 15:24

Кто знает свои корни, тот и с соседом дружен

В этом убеждены активисты Курултая башкир Свердловской области Евгений СУСОРОВ, 11 июля 2014
Председатель Курултая башкир Свердловской области Нафиса ТЮМЕНЦЕВА. Фото: Екатерина ТИТОВА.

В минувшие выходные сотни уральцев — в том числе коренные жители Урала, а также жители ближнего зарубежья, работающие в Екатеринбурге и городах Свердловской области, — собрались у мечети Рамазан на Химмаше, чтобы за одним столом провести окончание очередного дня священного для мусульман поста Рамадан. В рамках праздника на площадке «Шатра Рамадана» прошёл День Башкортостана. Причём в нём участвовали не только башкиры, проживающие на Среднем Урале, и члены мусульманских общин, но и все желающие, независимо от национальности и вероисповедания.

О том, что значит Рамадан для мусульман всего мира, о буднях и праздниках башкир и тонкостях межнациональных и межконфессиональных взаимоотношений рассказала председатель Курултая башкир Свердловской области, член областного КС по межнациональным отношениям Нафиса ТЮМЕНЦЕВА.

— Нафиса Фасхутдиновна, расскажите, в чём особенность Рамадана у башкир Урала?

— Каких-то резких отличий от общемусульманской традиции празднования у башкирского народа нет. Рамадан — месяц строгого поста, который называется «ураза». День начала праздника ежегодно меняется. В нынешнем году Рамадан начался 27 июня с заходом солнца. Смысл его — в стремлении каждого мусульманина укрепить свою веру, определить жизненные ценности, отказаться от гордыни и плотских желаний, переключиться с привычной суеты и бытовых проблем на духовное самосовершенствование. Поэтому весь месяц в течение светового дня верующему положено отказываться от приёма пищи и воды, курения и супружеских отношений. Во время после захода солнца и перед произведением вечерней молитвы мусульмане садятся за общий или семейный стол и приступают к трапезе, которая называется ифтар, что сообразно христианскому разговению. Как правило, ифтар следует начинать финиками и водой, как это делал основной пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Поэтому в минувшие выходные в «Шатре Рамадана» не звучали весёлые песни, не устраивались танцы и игры. Но гостям праздника и без увеселений было интересно — ведь мы познакомили их с башкирской национальной культурой. Многие посетители Шатра потом признавались, что подобные мероприятия способствуют развитию дружеских отношений, миру и стабильности.

— Но ведь религиозные праздники — не единственный повод для знакомства и сближения разных национальных культур Урала?

— Конечно! В этом направлении Курултай башкир ведёт очень разноплановую и активную работу. Да и не только Курултай: в Свердловской области на сегодняшний день действует порядка 120 национальных организаций, работающих на благо сохранения самобытности народов, их языка, культуры, традиций и развития образования. В этом плане дел у нас очень много: только в этом году мы провели десятки мероприятий в районах компактного проживания башкир, в том числе День юмора в Нижнем Тагиле, персональную выставку заслуженного художника Республики Башкортостан Анаса ХАРАСОВА, мастер-классы игры на кубызе (национальный башкирский инструмент наподобие варгана. — Е. С.) в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле и Каменске-Уральском, Сабантуй в Кировграде, Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Полевском, Зюзельке. Кстати, играть молодых ребят на кубызе учил очень уважаемый у башкир артист, заслуженный деятель культуры Республики Башкортостан, обладатель почётного титула «Виртуоз мира» Миндегафур ЗАЙНЕТДИНОВ. Кроме того, мы приняли участие в V областном молодёжном фестивале национальных культур «Соцветие Урала», международном турнире «Кубок Евразии-2014» по борьбе на поясах, организовали несколько вечеров для ветеранов Великой Отечественной войны, посвящённых Дню Победы. Ну, а в эти дни организуем «Шатры Рамадана», причём не только в Екатеринбурге, но и в других городах региона. В планах на август, сентябрь и октябрь — участие в организации и проведении Дня коренных народов в селе Бугалыш и Дня народов Среднего Урала в Екатеринбурге, а ближе к зиме — организация Курбан-Байрама, традиционного фестиваля кубызистов и, конечно же, мероприятий Дня Республики Башкортостан, который ежегодно отмечается 11 октября.

Но неправильно думать, что мы в нашей работе ограничиваемся только борьбой за сохранение традиций — ведь уважая наше прошлое, мы не должны забывать, что живём-то в настоящем! Поэтому наряду с культурными программами мы занимаемся очень широким кругом вопросов, от правовых консультаций до помощи национальным школам и организации благотворительных акций для социально незащищённых слоёв населения. И самое главное — мы очень тесно сотрудничаем в наших программах и с государственными органами, и с коллегами из других национально-культурных общин Свердловской области. Наша задача не только в том состоит, чтобы поддерживать башкир, но и в том, чтобы укреплять их культурные связи с другими народами, поддерживать межэтнический мир и согласие.

— Не секрет, что сегодня многие политические силы пытаются разыгрывать национальную или религиозную карту в своих политических целях. Какие инструменты есть у национальных организаций региона, чтобы противостоять таким вот опасным сценариям?

— К счастью, башкиры вообще миролюбивый, добрый и спокойный народ, поэтому ни в каких политических сценариях участвовать не будут. Тем более на Урале, где за века взаимодействия разных народов фактически сформировалась уникальная уральская межнациональная культура, своего рода суперэтнос, мозаика, калейдоскоп — единый в своём многообразии культур. А вообще я уверена, что для предотвращения межэтнических и межрелигиозных конфликтов нужно поднимать уровень внутренней культуры людей, чтобы каждый уралец, с одной стороны, проявлял живой интерес в первую очередь к своей культуре, а с другой — к традициям соседей. Ведь даже воспитание детей тоже идёт через культуру. Ребёнок ещё не научился говорить, а слыша национальную музыку, уже реагирует на неё эмоционально. А корни такого отношения к культуре — в семейном воспитании. Но и внешние факторы — например, СМИ — тоже нельзя сбрасывать со счетов. Журналисты, освещая такие деликатные вопросы, ни в коем случае не должны разжигать негатив в отношении тех же узбеков или кавказцев, знать особенности национальной этики малых народов, их обычаи и традиции, знать, как себя вести в той или иной этнической среде. Тогда мир и согласие между людьми будут процветать и обогащать нас душевно и духовно.

На заметку

Время Рамадана истекает в конце июля, но екатеринбургский «Шатёр дружбы» будет принимать гостей до 29 августа. За это время каждый может стать гостем на ежедневном ужине-ифтаре, познакомиться с национальными обычаями и историей Ислама и деятельностью мусульман на уральской земле. До конца лета в «Шатре Рамадана» пройдут дни Дагестана, Узбекистана, Башкортостана, Татарстана, день истории ислама на Урале.



Новости по теме

Раскинется «Шатёр Рамадана» Служба репортёров, 4 июля 2014
Раскинется «Шатёр» на площадке мечети «Рамазан»
Вход в шатёр свободный.
Отмечают Рамадан Служба репортёров, 24 июля 2012
Второй год подряд на площадке мечети (ул. Димитрова, 15) на Химмаше встретит гостей шатёр дружбы — «Шатёр Рамадана»...
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook