26 июня 2018, вторник, 08:22

Кисти и краски против болезни

Особые дети легче социализируются через разные виды творчества Мария ЗЫРЯНОВА, 3 апреля 2013
Ученики и педагоги студии «Дар» в процессе работы над созданием нового мультфильма. Фото: предоставлено организаторами.

Когда в семье рождается ребёнок с церебральным параличом и задержкой психического развития или синдромом Дауна, родители, безусловно, первым делом бросают все силы на борьбу с физической стороной недуга. Но порой они забывают, что победа над болезнью зависит не только от медикаментозного, но и от духовного лечения. Социализация, которая для простых-то детей никогда не бывает безболезненной, для особых детей становится настоящим испытанием, преодолеть которое они могут при постоянной поддержке педагогов и родителей. Последние сами иногда находятся в затруднительном положении: не обладая достаточной информацией, не зная альтернативных способов общения, просто пребывая в состоянии растерянности, взрослые начинают обвинять себя в неспособности помочь своим детям. Но выход всегда есть, главное — знать, куда вовремя обратиться.

Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Талисман» был открыт в Екатеринбурге летом 1999 года на Дагестанской, 34, а в 2001 году было открыто ещё одно отделение центра на Грибоедова, 14а в ЧКАЛОВСКОМ РАЙОНЕ. За год в центре проходят реабилитацию около тысячи детей. Одновременно на реабилитации в центре может находиться 51 ребёнок, 15 из них — круглосуточно. Стандартная смена длится дней 15—21 день.

— Мы уверены, что нужно идти рядом с ребёнком. Мы стремимся научить взрослых помогать детям видеть цель и достигать её, — рассказывает методист по культурно-досуговой деятельности реабилитационного центра «Талисман» Эльвира АБДРАХМАНОВА.

Все родители слышат «Мама-папа, научите меня!» По мнению педагогов центра, детям, любым детям, важно уметь делать что-то самостоятельно, и не нужно взрослым подавлять это стремление. Если ребёнок будет чувствовать свою самостоятельность, свои силы, физические и духовные, то сможет меньше внимания обращать на болезнь, которая и выделяет его из толпы обычных сверстников.

— Основная наша задача — сделать так, чтобы дети с особыми потребностями чувствовали себя комфортно в обществе детей здоровых, — уверяет Эльвира Абдрахманова.

На базе «Талисмана» опытный педагог работает как с ребёнком, так и с его родителями, давая последним различные рекомендации. Зачастую мамы и папы особенных детей нуждаются в психологической поддержке, в совете специалиста. Занятия с использованием различных форм арт-терапии могут помочь взрослым наладить контакт с детьми и сделать творчество частью повседневной жизни семьи.

Кисти и краски

Надо сказать, что арт-терапия включает в себя множество различных техник: кляксографию, монотипию (особый вид печатной графики), «яркие ладошки», холодный батик... В арсенале у педагогов всегда акварель, тушь, гуашь, пастельные мелки, а в качестве инструментов — кисти, поролон и даже ладони. Так, простые отпечатки пальцев могут стать отличным поводом пофантазировать: всегда можно при помощи нескольких деталей оживить свои следы, превратив их в животных или сказочные деревья. Это даёт возможность не только раскрыть детский творческий потенциал, но и корректировать физические проблемы. Если ребёнок не может раскрыть ладонь, для того чтобы оставить яркую пятерню на бумаге, ему всегда помогут это сделать. Иногда ребёнку бывает сложно провести чёткий, ровный контур, и тогда рисование превращается в настоящее мучение. Но современная педагогика нашла выход и из этой неудобной ситуации: кусочки поролона разной формы дают возможность легко оставлять на бумаге множество ярких пятен, составляя из них различные изображения. В результате занятий у детей развивается мелкая моторика, укрепляются кисти рук, улучшаются речь, внимание и усидчивость.

Но работа может проходить не только в классе. В тёплое время года ученики реабилитационных центров вместе с родителями и педагогами выходят на пленэр. Рисование на свежем воздухе, в новых, необычных условиях, непосредственное общение с природой дают массу свежих впечатлений и положительных эмоций. Для этой работы порой привлекаются студенты-художники, которые впоследствии могут стать постоянными сотрудниками центров реабилитации.

Все на сцену!

Рисование не является единственным способом работы с особыми детьми. Театральная студия может стать именно тем местом, в котором ребёнок наконец-то раскрепостится, разовьёт навыки общения, почувствует уверенность в себе.

— Театральные тренинги помогают детям лучше адаптироваться, делают их заинтересованными в процессе своего развития, — отмечает руководитель театральной студии «Мы» центра «Талисман» Нелли ПОДЪЯПОЛЬСКАЯ.

Театр — это всегда игра, а она естественна для ребёнка. Через игру дети легче учатся навыкам самообслуживания, познают окружающий мир, начинают более терпимо относиться к себе и к окружающим. Актёрские упражнения на движение и дыхание, безусловно, также идут на пользу. А необходимость заучивать тексты наизусть развивает память не только у юных артистов, но и у их родителей, которые невольно разучивают роли вместе с детьми. Терапия театром помогает развивать речь и умение взаимодействовать, находиться в диалоге. Кроме того, всегда можно ненадолго отвлечься, стать кем-то другим.

— Примеряя на себя роль отрицательного персонажа, ребёнок начинает замечать соответствующие качества и в себе самом. Так мы можем мягко работать с личностью, не травмируя её, — рассказывает Подъяпольская.

Руководитель студии «Мы» Нелли ПОДЪЯПОЛЬСКАЯ. Фото: Мария ЗЫРЯНОВА.

В театральную студию «Мы» принимают деток с пяти лет, но те же педагоги применяют театральные приёмы в работе с трёхлетками. В самой же театральной студии процесс обучения проходит постепенно: за несколько лет ребята проходят путь от коротких стишков до настоящих спектаклей и занятий хореографией. Многие из них успешно принимают участие в различных концертах и фестивалях.

Мультличности

Ещё одним альтернативным способом развития и общения может стать создание собственного мультфильма. В Екатеринбурге уже пару лет существует студия «Дар», которая работает совместно со Свердловским региональным общественным фондом развития кино и телевидения для детей и юношества «Возрождение». Начиная с 2011 года ими было открыто уже четыре мультстудии в городе. В мультстудиях дети общаются, фантазируют, творят. Важно отметить, что в процессе участвуют не только ребятишки и педагог, но часто и родители. Занятия могут проходить как в группах, так и индивидуально. Аниматоры в своей работе применяют различные техники (рисование, пластилинографию), используют краски, крупы, песок…

Так, на прошедшем недавно в Екатеринбурге семинаре «Сотворчество как основа успешной социализации для детей с ограниченными возможностями здоровья» был презентован новый мультфильм «Морское дно». Ученики студии разрисовали свои ладони так, что они превратились в обитателей морского дна. Каждый подводный житель рассказывал в кадре о своей жизни и своих желаниях.

Благодаря помощи аниматоров ладони превратились в подводных обитателей. Фото: предоставлено организаторами.

«Я хочу счастья. Я устала плавать. Я хочу выйти замуж и жить на суше», — мечтает голубая рыбка. «А я мечтаю летать по воздуху и разговаривать с птичками о праздниках и о хорошем», — рассуждает морская звезда. При создании этого фильма шестеро ребят в возрасте от 7 до 17 лет выступили не только в роли «актёров», но и сами придумали сценарий, делали раскадровку и озвучку.

— Молодые профессиональные аниматоры воспринимаются детьми как старшие товарищи, с которыми можно общаться на «ты». Для дальнейшей диагностики и коррекции поведения педагогу крайне важно наблюдать этот процесс живого общения, — отмечает Эльвира Абдрахманова.

«Дар» — это первый проект по созданию сети детских анимационных студий на Урале, где дети и подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации (дети с онкологическими заболеваниями, с особенностями развития, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и другие), проходят социальную и психологическую реабилитацию.

Учить и учиться

Реабилитационный центр «Талисман» активно сотрудничает со своими коллегами из других городов области. На семинарах и открытых мастер-классах педагоги получают счастливую возможность поделиться своим опытом, поучиться.

— В современном мире человеку так легко потеряться, если не чувствовать поддержки других и самому не помогать кому-то, — убеждена завотделом диагностики и разработки программ реабилитационного центра Асбеста Ирина ЛЮКШИНА. — Для нашей школы настоящей инновацией стало создание групп взаимопомощи. Это новая форма работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями. При помощи групп мы хотим создать единое информационное пространство и обеспечить психолого-педагогическое сопровождение семьям.

В Екатеринбурге существует коррекционная школа-интернат «Эверест», в которой обучаются дети с различными опорно-двигательными проблемами: ДЦП, вялые параличи, врождённые и приобретённые деформации опорно-двигательного аппарата, парезы и парапарезы. Надо сказать, что школа имеет давнюю историю: осенью этого года в ней будут отмечать 50 лет со дня открытия. Начиная с 1963 года она несколько раз меняла номера, но одно оставалось в ней неизменным — бережное отношение к детям.

— Уже много лет мы работаем под девизом «Ты в своей школе хозяин — думай, твори, дерзай». Эти слова определяют всю концепцию работы с нашими учениками, — говорит замдиректора по воспитательной работе школы «Эверест» Валентина ВОЙЛОКОВА.

С 2007 года школа получила название «Эверест», и это вполне понятно. У каждого из воспитанников своя высота, которую необходимо взять. Преодоление индивидуальных трудностей является каждый раз общей победой. Интернат даёт не только общее образование, но и предоставляет массу возможностей для раскрытия творческого потенциала, для физического развития. Так, музыкальный педагог Зоя Николаевна КОЖУХАРЬ уже много лет учит детей пению. Общаясь с её воспитанниками — непосредственными, открытыми, очень талантливыми ребятами, — понимаешь, что они вполне готовы выйти в большой мир. В нём они смогут стоять наравне с другими, но всё же всегда будут немного выше, потому что свой первый Эверест они уже взяли.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




расширенный поиск
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook