7 апреля 2018, суббота, 23:19

1998-й: ставим рекорд по «Титанику», выбиваем долги по зарплатам, обзаводимся новым гербом

Евгений СУСОРОВ, 28 июля 2017
Нынешний облик Храма-на-Крови «родился» в 1998 году. Фото: архив редакции.

Газета «Вечерний Екатеринбург» продолжает юбилейный проект: «Город: год за годом». 31 декабря 2017 года нашему изданию исполнится 60 лет. В преддверии славной даты мы решили вспомнить, о чём писали корреспонденты «Вечёрки» в каждый из прожитых газетой лет. Какие темы были главными? Какие события, происходившие в нашем городе, обсуждались на страницах газеты?

Сегодня с помощью архивных номеров «Вечернего Свердловска» мы отправляемся в 1998 год. Индия и Пакистан становятся членами «ядерного клуба», проведя первые в своей истории ядерные испытания. Бастующие шахтёры перекрыли Транссиб, требуя погасить многомесячную задолженность по зарплате. В России в ходе деноминации снова введена в обращение копейка. Впрочем, финансовой системе страны это не помогло: в августе грянул дефолт. Тем временем экспертная комиссия официально подтвердила подлинность найденных под Екатеринбургом останков Николая II.

Поиски года

Группа энтузиастов утверждала, что царские останки ими были обнаружены после кропотливых поисков ещё в советские времена. Но тогда им пришлось оставить находку на месте и держать всё в тайне. Лишь в 1991 году геолог Александр АВДОНИН указал общественности «то самое место» — Поросёнков Лог в лесопарке на окраине — и предъявил множество костных останков.

Поверили ему далеко не все. То, что несколько лет назад искатели потревожили захоронение, не давало экспертам возможности подтвердить, что оно было произведено несколько десятилетий назад. Да и будь оно так — мало ли в Гражданскую войну появилось безвестных могил…

На помощь пришла едва появившаяся на тот момент технология анализа ДНК. Япония любезно предоставила для сравнения сохранившийся в её музее образец — остатки крови Николая II. Наконец в январе 1998 года правительственные эксперты вынесли вердикт: останки принадлежат царю, его близким и домочадцам. Уже в июле их торжественно захоронят в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга.

Однако прах двух членов расстрелянной императорской семьи — царевича Алексея и царевны Марии — так и не был обнаружен. Чтобы ускорить поиски, Россия и США решают выделить на дополнительные исследования 500 000 «новых» рублей (номер «Вечёрки» за 2 февраля 1998 года).

Тем временем екатеринбургские метростроители во время работ на станции «Геологической» нашли… два скелета. Судмедэксперты выяснили: они принадлежат молодой девушке и подростку (номер за 4 января). Первая версия, всплывшая в СМИ, — недостающие останки обнаружены! Страшная находка отправлена на самолёте в Москву… но итоговый вердикт оказался неутешительным: это останки совсем других людей. «Настоящих» Алексея и Марию обнаружат лишь в 2007 году, хотя многие исследователи, в том числе и ряд иерархов РПЦ, до сих пор сомневаются в их подлинности.

Архитектурное сообщество Екатеринбурга уже думает над проектом Храма-на-Крови. В феврале состоялся градсовет, на котором обсуждали два варианта архитектурного решения «российской Голгофы»: в строгих канонах новгородско-псковского церковного зодчества (архитектор Константин ЕФРЕМОВ) и более современный вариант, выполненный в традициях русско-византийского стиля. Эту концепцию, разработанную архитектором Виктором МОРОЗОВЫМ, градсовет в итоге и утвердил (номер «Вечёрки» за 4 февраля 1998 года).

Взгляд из 2017-го

Храм-на-Крови, построенный в 2003 году, оказался для Екатеринбурга не только культовым сооружением, но и знаковым архитектурным ансамблем, одним из ведущих культурно-образовательных центров города. Здесь расположены музей царской семьи, концертный зал с «царским» роялем, библиотека, выставочные залы, работают кадетские классы и художественная школа. А в 2012 году на территории Патриаршего подворья открылся памятник самой знаменитой семейной паре Руси — князю Петру и княгине Февронии, которые в православной традиции считаются символом супружеской верности и любви.

Взрыв года

Свердловская область плотно сидит на кредитной «игле»: общий внешний долг региона на февраль 1998 года уже составлял 829 миллиардов «новых» рублей. Задолженность по зарплате в Свердловской области достигла рекордной отметки в 2,27 триллиона (!) «старых» рублей. Неудивительно, что терпение работяг лопнуло. Регион захлестнула волна забастовок и акций протеста.

Из-за хронического недофинансирования останавливается строительство метро (номер ВЕ за 7 февраля). Ситуацию в тот момент удаётся смягчить только очередными вливаниями из городского бюджета: около 1,8 миллиона «новых» рублей собственно из муниципальной казны, плюс ещё 700 000 рублей из фондов Управления капстроительства Екатеринбурга. Спустя некоторое время горбюджет выделит метростроевцам ещё 30 миллионов, экономя на других, не менее важных для города статьях (ВЕ за 28 марта).

Но там, где компетенция муниципалитета заканчивается бушуют по-настоящему шекспировские страсти. ВИЗ готовится к банкротству. Шахтёры предприятия «Вахрушевуголь» пикетируют Белый дом, требуя погашения 8-месячной задолженности по зарплате (номер ВЕ за 21 марта). Легенда гласит, что один из депутатов тогдашнего Заксобрания, проходя мимо пикетчиков, в шутку положил в шахтёрскую каску… 60 копеек. Что называется, последняя капля: областная Федерация профсоюзов выводит на митинги тысячи работников самых разных отраслей: от оборонки до образования, здравоохранения и даже… правоохранительных органов. Лозунги — далеко не экономические: отказ от «губительных реформ», принятие законов в защиту прав трудящихся, отставка Президента и досрочные выборы Госдумы (ВЕ за 11 апреля и 8 октября).

Скандал года

Любая акция протеста — «зона риска». Эмоции, нервное напряжение вполне могут привести к эксцессам как со стороны митингующих, так и сотрудников правопорядка.

«Митинговое поветрие» началось в нашем городе раньше, чем где-либо ещё в стране, и проходило, пожалуй, более интенсивно. Но, к чести участников, все акции проходили мирно. Так же поначалу было и в 1998 году. На митинги и пикеты приезжали сознательные рабочие, вели себя взвешенно, милиция относилась к ним с уважением.

Однако к протестам присоединились студенты екатеринбургских вузов, напуганные слухами о грядущей реформе системы высшего образования. Реформа предусматривала довольно крутое урезание субсидий на нужды высшей школы. Недовольство студиозусов очередной шоковой терапией федерального правительства вылилось в их масштабную акцию протеста, а та — в столкновения студентов с ОМОНом.

Сейчас уже сложно определить, «кто первый начал» в тот роковой день 14 апреля 1998 года. По версии правоохранительных органов, среди студентов, митингующих у Белого дома, затесались провокаторы под чёрным флагом, которые якобы бросили в омоновцев несколько пивных бутылок. Те в ответ, как тогда писали, «применили спецсредства» — попросту говоря, двинулись на участников акции с дубинками наперевес. Началась свалка. Семь студентов были задержаны, несколько человек получили серьёзные травмы (номер «Вечёрки» за 16 апреля).

Скандал в итоге разгорелся нешуточный. СМИ обвинили милицию в избиении «беззащитных детей». Спустя два дня полетели и погоны, и головы, причём как в «органах», так и в областном правительстве. Подал в отставку даже тогдашний зампредседателя правительства Свердловской области, профессор Анатолий ГАЙДА. По факту избиения студентов прокуратура возбудила уголовное дело.

Символы года

Свершилось: Екатеринбург уже официально обзавёлся собственным гербом. Он принят в июле 1998 года, уже после того как был одобрен Государственной герольдией при Президенте России. Но перед этим Гордуме Екатеринбурга пришлось рассмотреть и оценить целых 40 различных вариантов главного геральдического символа города. Наконец остановились на том, что сегодня красуется на флаге города: соболь и медведь в роли щитодержателей, в центре щита — рудник и плавильная печь, под которыми протекает синяя лента реки Исеть. Недра города хранит самоцветная друза белого цвета: символ природных богатств Урала. Авторы герба — преподаватели УрГАХУ Герман ДУБРОВИН и Алексей ОВЕЧКИН (номер ВЕ за 25 июля).

Но герб — не единственный подарок екатеринбуржцам к 275-летию Екатеринбурга. В ходе празднования Дня города на площади Труда открывается один из самых любимых монументов горожан — памятник основателям столицы Урала Вильгельму де ГЕННИНУ и Василию ТАТИЩЕВУ (номер за 18 августа).

Взгляд из 2017-го

Если герб горожане приняли более-менее спокойно, то вокруг памятника «отцам-основателям» споры разгорелись сразу же, и весьма нешуточные. Автора композиции, московского скульптора Петра ЧУСОВИТИНА упрекали в том, что Вильгельм Иванович и Василий Никитич в его исполнении получились схематичными и даже «роботоподобными». Некоторые, желая блеснуть исторической эрудицией, даже ехидничали, что две эти персоны в реальности вряд ли бы встали вот так плечом к плечу, ибо находились в весьма неприязненных отношениях.

Но в итоге получилось как с Эйфелевой башней: критики повозмущались и успокоились. Сегодня у подножия памятника Татищеву и де Геннину проходят праздники, митинги, молодёжные тусовки. Правда, острые на язык екатеринбуржцы окрестили статую «Бивисом и Бадхедом». Нынешняя молодёжь уже и не знает, кто это такие. А вот бронзовых «отцов-основателей» в морозы заботливо укутывает тёплыми вещами из своего гардероба, а в летнюю жару катается у постамента на роликах и скейтах.

Кстати

В августе 1998 года на карте Екатеринбурга появился ещё один знаковый объект: здание Международного торгового центра на пересечении улиц Куйбышева и Белинского. По тем временам — маленький осколок «сытой западной жизни»: два панорамных скоростных лифта в холле, отель, ресторан, ночной клуб. Всего в строительство МТЦ вложено ни много ни мало 45 миллионов долларов. Однако инвесторы проекта вовсе не заокеанские толстосумы, а наши, уральские предприятия: Богословский алюминиевый завод, «Свердлоэнерго», «Уралтрансгаз» и «Уралэлектромедь». (ВЕ за 26 августа).

Рекорд года

Но в 1998 году Екатеринбург бил рекорды не только по митингам. Кинотеатр «Салют», к примеру, выбился в мировые лидеры проката блокбастера «Титаник» и чуть не попал за это в «Книгу рекордов Гиннесса». «Чуть» — потому что учредители «Книги» почему-то не заинтересовались этим достижением. А вот самому «Салюту» оно весьма помогло выжить в водовороте экономических неурядиц. В начале года над кинотеатром нависла реальная угроза отключения от теплоисточников и выселения за долги. Но айсберг, погубивший «Титаник», на сей раз сыграл спасительную роль: екатеринбуржцам так понравился фильм, что они ходили на него по несколько раз, а студентка Юлия КАЗАНЦЕВА посмотрела картину… 27 раз!

В ноябре «Салют» отпраздновал свой рекорд весёлой вечеринкой с конкурсами и викторинами для киноманов, в финале которой, разумеется, устроил ещё один сеанс «Титаника», используя новомодную звуковую стереосистему «Долби» (ВЕ за 28 ноября). Кстати, заработать на «Долби» кинотеатру также помог «долгоиграющий» прокат «Титаника».

Взгляд из 2017-го

Что характерно, на этой вечеринке дружба между «Титаником» и «Салютом» не закончилась. В следующем, 1999 году кинотеатр установит абсолютный рекорд показа этой картины — 1 год и 7 месяцев, сумев за это время накопить деньги на новый, более широкий экран.

А в 2001 году «Салют» стал первым кинотеатром России, показавшим мюзикл «Мулен Руж», причём за три недели до официальной премьеры. В итоге был зафиксирован уже российский рекорд по кассовым сборам и продолжительности проката: «Мулен Руж» шёл на экране «Салюта» ровно год.

Победа года

Августовский дефолт крепко ударил по и без того шаткой экономике региона. Буквально за неделю из-за резкого расширения «валютного коридора» цены в магазинах скакнули сразу на 25%... и внезапно замерли. Почему? Ведь любой кризис предполагает ураганное удорожание всего и вся.

Секрет — в слаженных и, самое главное, грамотных действиях городских и областных властей. Как только доллар пополз вверх, руководители Екатеринбурга и региона, забыв о противоречиях (а их в те годы было немало, особенно в вопросах формирования бюджетов), разработали единую программу антикризисных действий.

«Цены взяли под колпак!» — пишет «Вечёрка» 26 августа. Это не красивый оборот речи: муниципалитет и область организовали жёсткую проверку всех торговых точек Екатеринбурга, выявляя тех, кто решил под шумок половить рыбку в мутной воде. Несколько промтоварных магазинов, повысивших цены на импортную бытовую технику, спустя несколько дней увидели: покупатель просто отказывается приобретать товары ценой теперь как крыло от «Боинга». И — «сыграли назад»: вернулись к прежним, «додефолтовским» ценникам.

В номере за 2 сентября ВЕ предупреждает: правительство области будет строго наказывать торговлю за необоснованное завышение цен. При этом областники понимают: свободное ценообразование при рынке отменить невозможно. Поэтому под контроль берутся только торговые надбавки в магазинах. А органы местного самоуправления взяли на себя мониторинг цен на хлеб, молочную продукцию и детское питание. «Кто будет задирать цены — лишится поддержки областного бюджета», — обещает руководство региона. В те времена это была серьёзная угроза (как, впрочем, и сегодня): без льготных тарифов на электроэнергию и ставок по аренде, без соглашений о рассрочке платежей и предоставления кредитов и ссуд на льготных условиях в условиях кризиса бизнесу долго не протянуть…

Тем временем екатеринбургские экономисты разрабатывают альтернативный пакет антикризисных мер. В номере за 23 сентября академик Александр ТАТАРКИН обращается напрямую к Правительству РФ с предложением запустить 35—40-процентную эмиссию рубля (чтобы элементарно рассчитаться по зарплатным и пенсионным задолженностям), проиндексировать зарплаты и социальные выплаты, а в макроэкономике сделать ставку на перспективные отрасли промышленности вроде космической, оборонной, лёгкой и пищевой. По мнению прославленного учёного, это поможет вырваться из объятий кризиса своими силами, не прибегая к интервенциям Центробанка и иностранным займам.

Знаете ли вы, что…

Свой вклад в успешную войну с последствиями дефолта внесла и продуманная политика Администрации города Екатеринбурга по развитию малого и среднего бизнеса. Незадолго перед «чёрным августом» в городе насчитывалось свыше 20 000 «малых» предприятий, работавших в плотной связке с муниципальными органами власти. В помощь предпринимателям городская Администрация создала сразу несколько «подпорок»: Екатеринбургскую палату товаропроизводителей, информационно-выставочный центр, центр поддержки инвестиций и один из первых на Урале бизнес-инкубатор. А крупные предприятия смогли остаться на плаву в том числе и благодаря муниципальным заказам — например, на выпуск энергосберегающего оборудования для нужд городского хозяйства и световых указателей для улиц столицы Урала.

Взгляд из 2017-го

Сегодня Екатеринбург научился уверенно держать удар кризисных явлений в экономике. Доказательство тому — данные социально-экономических показателей города за первую половину 2017 года. Две волны кризиса — 2008 и 2015 годов — не смогли остановить роста оборота розничной торговли, инвестиций в основной капитал, заработной платы горожан. А вот уровень цен и безработицы по городу, наоборот, снизились в сравнении с аналогичным периодом 2016 года.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




расширенный поиск
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook