25 октября 2017, среда, 08:12
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

Симфония в стиле Цой

В Екатеринбурге отметили день рождения солиста группы «Кино» Елена ЗАГОРОДНЯЯ, 22 июня 2016

21 июня исполнилось 54 года со дня рождения Виктора ЦОЯ. Ежегодно в канун этой даты в разных уголках страны вспоминают музыканта, чьё творчество перевернуло сознание нескольких поколений. Екатеринбургским зрителям повезло. Непосредственно в этот день в уральской столице было представлено концертное трибьют-шоу «Симфонические огурцы» — уникальный проект на стыке жанров, дающий новую музыкальную трактовку прославленным песням, над созданием которого совместно трудились екатеринбургский камерный оркестр B-A-C-H, московская группа «Чёрный квадрат» и команда уральских рок-музыкантов.

Публика, заполнившая зал Дворца молодёжи (пр. Ленина, 1), вопреки ожиданиям не изобиловала рок-атрибутикой. Чёрные майки с вечным лозунгом «Цой жив», банданы и напульсники остались лежать в шкафу, уступив место респектабельным вечерним туалетам. Однако данное обстоятельство вряд ли могло ввести кого-либо в заблуждение: очевидно, что в зале собрались люди не случайные, для которых имя Виктора Цоя не просто строчка на яркой афише. Сама атмосфера перед началом концерта больше напоминала рок-междусобойчик, нежели филармонический вечер. Наиболее голосистые зрители кричали со своих мест, поторапливая музыкантов с началом действа, в то время как оркестранты невозмутимо рассаживались по своим местам. Но тут на сцену вышел-выпорхнул дирижёр Виктор БАБАРИКИН и одним жестом пресёк всевозможные «разговорчики». Ещё один взмах руки — и со сцены полилась инструментальная увертюра, в звуках которой лишь через несколько секунд явственно проступила музыкальная фабула песни «Алюминиевые огурцы». Этот жизнерадостный хит группы «Кино» стал настоящим лейтмотивом вечера и в различных обработках прозвучал со сцены целых четыре раза.

Совместными проектами рок-групп и оркестров зрителя не удивишь. Один только B-A-C-H успел поучаствовать в нескольких подобных инициативах. Мы были свидетелями симфонического шоу на юбилее группы «Смысловые галлюцинации», а чуть ранее екатеринбуржцы ассистировали прославленным Scorpions. Однако проект «Симфонические огурцы» всё же заслуживает особого внимания, ведь на этот раз музыкальному переосмыслению подверглись песни, можно сказать, канонические. Цоя нет с нами уже четверть века, и все его старые записи заслушаны до дыр, известны до последней ноты. Давать новые трактовки подобных произведений — миссия крайне рискованная, ибо далеко не всякая перепевка воспринимается слушателями на ура. С другой стороны, публика не потерпит и безликих имитаций — необходим поистине тонкий художественный вкус, чтобы совместить бережное отношение к материалу со смелыми музыкальными новациями. К счастью, проект «Симфонические огурцы» сумел удержаться на этой тонкой грани.

Большая заслуга здесь, конечно, принадлежит Игорю СОКОЛОВУ, солисту московской группы «Чёрный квадрат», которая вот уже 5 лет с успехом исполняет песни группы «Кино». Артист даже внешне напоминает Виктора Цоя, умышленно подчёркивая сходство соответствующей причёской и одеждой. Однако надо отдать ему должное, он не пытается копировать кумира, принимая схожие позы, не транслирует со сцены излишний пафос (чем нередко грешат подобные кавер-группы), а весьма достойно, уважительно и мощно исполняет знакомые каждому песни. С публикой общается очень сдержанно и позитивно: «Я надеюсь, мы не зря собрались здесь вместе».

Рок-музыкант Игорь СОКОЛОВ и дирижёр Виктор БАБАРИКИН — продуктивный творческий альянс. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Ещё одной движущей силой проекта, бесспорно, является дирижёр Виктор Бабарикин. Вот уж кто поистине способен завести с пол-оборота любую аудиторию благодаря своему неиссякаемому артистизму и творческой харизме. В течение всего концерта он умудрялся дирижировать не только оркестром, но и бандой Соколова, то и дело вступая с музыкантами в диалог жестами, имитируя движения гитариста и барабанщика, стремительно перемещаясь по сцене из конца в конец. Не менее успешно он управлял и зрительным залом — в момент кульминации концерта, когда зазвучали первые аккорды «Группы крови», публика встала со своих мест, повинуясь взмаху руки дирижёра. Ещё один раз зрителей попросил подняться уже сам Соколов — на время исполнения композиции «Атаман», последней известной нам песни Виктора Цоя, которая не была записана при его жизни, но сохранилась в виде рабочего материала.

Программу «Симфонические огурцы» определённо можно назвать одной из лучших сценических эпитафий Виктору Цою. Симфонические обработки его песен, созданные специально для данного проекта, удивительным образом раскрыли музыкальность песен группы «Кино». В кругах меломанов достаточно давно бытует убеждение, что главное достоинство цоевских песен — тексты и общий энергетический посыл, в то время как играются они буквально «на трёх аккордах». Оркестровые аранжировки, не нарушив исходную музыкальную канву, вывели знакомые композиции на новый уровень, показав их глубину и многогранность. Возможно, именно по этой причине, несмотря на многократные призывы Соколова, публика не спешила пускаться в пляс и громко подпевать любимым хитам, а одобрительно внимала со своих мест, поддерживая музыкантов горячими овациями.

В финале артистов долго не отпускали со сцены, просили исполнить «Пачку сигарет» — пожалуй, единственный хит группы «Кино», который не был включён в музыкальную программу. Увы, песня так и не прозвучала: остаётся лишь гадать, была ли причиной тому всеобщая кампания по борьбе с курением или иные скрытые мотивы. Зато снова грянули «Алюминиевые огурцы» — на этот раз зрители подпевали, не стесняясь. Уходя со сцены, Игорь Соколов всё же произнёс сакраментальное: «Цой жив!» Пожалуй, сейчас это очевидно как никогда.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook