12 декабря 2017, вторник, 19:07

Северная чернь на Урале

Ольга ДРУЖИНИНА, 25 ноября 2016
Елена ДОБРЕЦОВА представила «Искусство северной черни» в Екатеринбурге. Фото: Ольга ДРУЖИНИНА.

Что может роднить Екатеринбург и Великий Устюг? Неужели только то, что многие уральцы хотят побывать в этом сказочном городе, где находится официальная резиденция Деда Мороза? Не только это! Оказывается, именно из уральского серебра в настоящее время изготавливаются уникальные изделия, которыми Россия славится на весь мир — северная чернь.

Это народный художественный промысел, сформировавшийся более трёх столетий назад на севере нашей страны. Можно сказать, что настоящей родиной рукотворной сказки и единственным местом в мире, где доподлинно известны все секреты производства уникальных изделий, как раз и является Великий Устюг, расположенный в Вологодской области.

Несмотря на прочные связи между двумя нашими регионами, в Екатеринбурге изделия, выполненные в технике северной черни, до сих пор не выставлялись. По крайней мере, настолько полно и масштабно. Безусловно, о них знали искусствоведы, ювелиры, да и покупатели стремились найти и приобрести в специализированных магазинах предметы, выполненные из драгоценных металлов.

Так, многие из уральских художников, искусствоведов и культурологов собрались в четверг, 24 ноября, в Музее камнерезного и ювелирного искусства (пр. Ленина, 37) на открытии уникальной выставки «Искусство северной черни». Знаменитый отечественный промысел оказался впервые так широкомасштабно представлен в столице Урала. А познакомиться с ним можно в течение ближайших нескольких недель.

— Это исконно русское искусство, секрет которого передавался из поколения в поколение только родственникам по мужской линии, — пояснила искусствовед, преподаватель специализированных кафедр нескольких уральских вузов Елена ДЕНИСОВА. — В XVII—XVIII веках техника чернения по серебру была распространена во многих городах России. Но наибольшего расцвета достигла именно в Великом Устюге. А вообще, техника украшения изделий из драгоценных металлов черневым рисунком для придания максимального контраста пришла на Русь из Византии, в течение нескольких столетий претерпевала существенные изменения. Отмечу, что уральские студенты отлично знают процесс этого развития, успешно сдают зачёты и экзамены.

На церемонии открытия выставки. Фото: Ольга ДРУЖИНИНА.

На открывшейся выставке представлено около 100 экспонатов — это и изделия, имеющие широкое распространение в советский период, и современные авторские произведения века нынешнего. Здесь есть и посуда, и предметы сервировки, и украшения, и прекрасные офисные наборы… Как было отмечено на открытии выставки, с середины XIX века в силу экономических условий промысел пришёл в упадок, а его возрождение началось только в 1933 году с создания артели «Северная чернь» под руководством потомственного мастера черневого дела Михаила ЧИРКОВА. Деятельность и наработки этой артели и легли в основу современного российского производства.

Чайный набор «Георгин». Фото: Ольга ДРУЖИНИНА.

— Мастера Великого Устюга способны изготовить в данной технике практически любое изделие, — уверяет Елена ДОБРЕЦОВА, приехавшая в Екатеринбург с родины легендарного промысла. — В музеях страны хранятся чернёные иконы, а когда в наш город приезжал президент страны Владимир ПУТИН, для него специально была изготовлена большая матрёшка, на которой мастера выгравировали все операции, которые выполняются в технике северной черни. Как правило, на одно изделие уходит 40—50 дней. Северная чернь всё равно остаётся ручной работой. А секрет состава, который и наносится на серебро, в настоящее время известен только двум мастерам из Великого Устюга.

Старинная технология, а также индивидуальное ручное исполнение позволяют современным мастерам вновь и вновь удивлять мир подлинными произведениями искусства, которые по праву являются национальным достоянием России. 



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF