23 октября 2017, понедельник, 19:58
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

Кинорифмы из городка Патерсон

Джим Джармуш снял фильм о творческом начале в каждом из нас Александра ПЕТКАУ, 2 марта 2017
Патерсон (Адам ДРАЙВЕР) и Лора (Гольшифте ФАРАХАНИ). Фото: кадр из фильма.

На поэтический фильм «Патерсон» как-то неловко брать с собой попкорн. И не только потому, что это творение режиссёра интеллектуального кино Джима ДЖАРМУША (США). Причина ещё и в том, что с первых минут показа зритель, хочет он этого или нет, оказывается в уютной домашней обстановке и словно вживается в героя, становится им, буквально начинает жить в маленьком городке в штате Нью-Джерси.

Мы привыкли ждать от авторского кино катарсиса, а не лёгкости и воздушности. Картина «Патерсон» подана под совершенно другим соусом. На экране появляется надпись «Понедельник», и мы видим спящих — Патерсона (Адам ДРАЙВЕР) и его возлюбленную Лору (Гольшифте ФАРАХАНИ). На часах главного героя 6.15 утра, а значит, ему пора идти на работу, он — водитель автобуса. В течение недели (надписи, обозначающие дни, условно делят картину на части) зритель следует за героем по пятам и даже слышит его внутренний голос, который транслирует стихи, сочинённые Патерсоном, но тщательно скрываемые от общественности. Это и есть его радость в жизни, свет в окошке. В остальном жизнь героя, прямо скажем, однообразна, на что нам указывают и его часы: их стрелка бежит со скоростью света и лишь приближает события, уже ставшие рутинными в его мире. Вот мы вместе с ним ведём автобус, затем перекусываем на фоне водопада и записываем строчки, неожиданно пришедшие на ум, затем следует возвращение домой к любимой жене Лоре — творческой домохозяйке, у которой всё время есть идеи по украшению дома и по приготовлению блюд для мужа. Заканчивается день неизменно выгуливанием английского бульдога по кличке Марвин и кружкой пива в местном пабе.

Имена героя и города одинаковые — Патерсон. Это ведь как у нас в России, Иван в городе Иванове… Кто-то может удивиться: как же про такую обыденную жизнь целый фильм сняли? Но эта такая родная рутина, от которой не тошно. На протяжении всего фильма так и хочется сказать: «Как же уютно!» У Патерсона маленький город, маленький дом, маленькая собака, но сам он немаленький человек, он — поэт.

Автор создал фильм-стихотворение, где каждый кадр встречает нас рифмой. Зрители их слышат, читают на экране и замечают в сюжете. Герой постоянно встречает близнецов на своём пути — чем не рифма? Дальше — больше. Любимое цветовое сочетание Лоры — чёрно-белое. Так она оформляет свой домашний мир в противопоставлении «внешнему» цветному окружению. Даже английский бульдог Патерсона имеет «рифмованное занятие» — покачивать столб с ящиком для писем. К слову, специальное жюри Каннского фестиваля наградило за эту роль собаку Нелли (её настоящее имя) призом The Palm Dog Award, но, к сожалению, уже только посмертно. И, наконец, главная рифма — это само имя: Патерсон. Оно повсюду. На обложках книг, на табло автобуса, которым управляет герой, на уличных указателях города Патерсон… Оператор Фредерик ЭЛМС создаёт кадры-отражения, которые усиливают всеобщую стихотворность, рифмованность в картине.

Режиссёр подспудно настраивает зрителя продолжить «раздевать» своё произведение до самой наготы, дойти до последнего толкования символа, до последней интерпретации чувств. Отсылок к прошлым работам режиссёра в фильме достаточно. Эти нейронные сети из прежних работ и образуют вселенную Джармуша, показывают черты фирменного почерка.

К фильму хочется вернуться, чтобы снова посмотреть и услышать его на английском языке (благо наши кинотеатры предоставляют нам сейчас такую возможность), оценить всё изящество поэзии в оригинале. Центральные стихотворения героя создал лауреат премии Уильяма Карлоса Уильямса, наш современник Рон ПАДЖЕТТ, звучит в фильме стихотворение и самого Джима Джармуша — из уст 10-летней девочки, увлекающейся, конечно же, поэзией. Здесь переводчик Марина КОРЕНЕВА виртуозно помогла российскому зрителю услышать камертонный звук авторской поэзии. Картина вдохновит тех, кто ещё не пишет стихи, и придаст уверенности тем, кто уже…

Из досье

Джим ДЖАРМУШ — американский кинорежиссёр, сценарист и музыкант. Неоднократный призёр Каннского кинофестиваля: за фильмы — «Более странно, чем в раю» (1984), «Таинственный поезд» (1989), «Кофе и сигареты» (1993), «Сломанные цветы» (2005). Один из главных представителей независимого кинематографа США.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF