Алексей Федорченко: думаю, куда бы сбежать…
В начале августа кинорежиссёр ещё был с окладистой бородой — на фотографии в соцсетях. Снимок на фоне здания Министерства культуры России оснащён затейливой подписью: «Отпитчинговали». Как вздох облегчения после трудной работы. В преддверии 27 августа, Дня кино, Алексей ФЕДОРЧЕНКО пришёл к нам в редакцию уже безбородым — время от времени он возвращается к такому стилю. А вот в кино обладатель пяти призов Венецианского фестиваля и премии Римского кинофестиваля за вклад в мировой кинематограф «Марк Аврелий будущего» не повторяется никогда. «Первые на Луне» и «Железная дорога», «Давид» и «Шошо», «Овсянки» и «Небесные жёны луговых мари», «Ангелы революции»… Непредсказуемые, всякий раз по-новому необычные.
— Алексей, расскажите, пожалуйста, о будущем фильме, который успешно прошёл министерский питчинг, получил господдержку в Год кино, да ещё и был отмечен в резюме министра как особо качественный проект…
— Рабочее название фильма — «Ключи счастья». Так первоначально называлась автобиографическая книга Михаила ЗОЩЕНКО «Перед восходом солнца». Зощенко писал свою книгу в эвакуации, во время войны. Взять с собой из Ленинграда в Алма-Ату позволялось лишь 20 килограммов багажа, а у него 15 составляли тетради с черновиками. Он даже отрывал от них обложки, чтобы вес был меньше. Писатель считал её главной книгой жизни, хотя при его жизни она полностью так и не была издана. Только в 1968 году повесть вышла в США и лишь в 1987-м у нас.
— Когда вы впервые её прочитали?
— Тогда и прочитал, в студенческие годы. Возвращался к ней, думал о ней. Это одно из лучших произведений русской литературы, не имеющее аналогов в мировой литературе, но — недооценённое. Думал о нём и как о будущем фильме много лет. Сценарий же мы с Лидией КАНАШОВОЙ написали быстро, за год. Мы вместе работали над сценарием «Малыш» по повести братьев СТРУГАЦКИХ. Но проект дорогой, и пока мы его отложили до лучших времён. Сейчас занимаюсь «Ключами счастья».
— Ваш фильм — экранизация?
— Нет-нет, это психоаналитический детектив по мотивам книги. Зощенко был адептом академика ПАВЛОВА, посещал его занятия. Значительная часть книги связана именно с павловским учением. «Перед восходом солнца» — это сотня маленьких глав, где писатель вспоминает разные ситуации, в которые попадал в молодости, юности, детстве, в младенчестве. На фронтах Первой мировой и Гражданской, на любовном фронте, в писательских кружках и редакциях, в гимназии, дома… Вспоминает свои переживания, тоску, страхи. В фильме героя зовут Михаил Зо. Другие герои — мичуринец Леонид Ец и тайный фрейдист маляр Пьер Белый расследуют убийство. Будут и реальные персонажи Серебряного века — РЕМИЗОВ, МАЯКОВСКИЙ, ГОРЬКИЙ.
— У Зощенко написано, что наука входит в эту книгу, как входят разные истории в роман. Он даже письмо написал СТАЛИНУ после жёсткой критики опубликованных в «Октябре» нескольких глав, где объяснял важность научной составляющей книги для людей. В фильме будет такая составляющая?
— Конечно. Научная составляющая в «Ключах» большая. Как и в сценарии «Малыш». Мы даже придумали новый жанр – «науч-панк»! Но «Ключи счастья» — это не только «анатомия» меланхолии, но прежде всего попытка понять, что управляет миром человека. Логика и Разум? Или что-то другое?
— Вам и актёров интересно снимать тех, кого ещё никто или мало кто снимал?
— На питчинге проектов в министерстве культуры нужно показать и дримкастинг — актёрский состав, о котором ты мечтаешь. Наверное, в двух десятках проектов — на экране — мечта о Даниле КОЗЛОВСКОМ! Это грустно. Ведь столько замечательных актёров, столько их в провинциальных театрах… Кто будет играть в «Ключах счастья»? Пока не скажу, рано, съёмки начнутся в 2017 году. Или не начнутся — ещё не весь бюджет собран. А в этом году я должен завершить монтаж уже снятого фильма.
— Того самого, для которого искали «шестилетнюю субтильную еврейскую девочку»? Нашли?
— Нашли. В Москве.
Алексей показывает на смартфоне фото худенькой малышки с громадными библейскими очами — Марта КОЗЛОВА сыграла главную роль в фильме «Война Анны». Сценарий написан режиссёром вместе с Натальей МЕЩАНИНОВОЙ. Это фильм почти без слов — о судьбе девочки, оставшейся без родителей на оккупированной территории в 1941 году. В нём только эта девочка и музыка Андрея КАРАСЁВА, композитора «Овсянок», «Небесных жён луговых мари», «Ангелов революции».
— «Ангелы революции» снова выйдут на экран в екатеринбургскую «Ночь кино» в Театральном институте. Они собрали невероятный урожай наград по всему миру. Фестивальная судьба фильма продолжается?
— Фестивали для «Ангелов…» закончились, вышел срок — два года. Сейчас получаю предложения от фестивалей показать «Войну Анны». Пока не закончу монтаж, ответа дать не могу.
— Вы сами не раз бывали в жюри разных фестивалей. Вот и теперь приглашены в жюри 1-го Уральского фестиваля кино. Что труднее в этой работе: смотреть или награждать?
— Смотреть, если в конкурсе много плохого кино. И награждать, если много хорошего.
— Вопрос, конечно, глобальный, но если в нескольких словах, каким должно быть хорошее кино? Главные признаки?
— Интересным, самобытным, небанальным, непошлым.
— Помимо профессионального праздника Дня кино, приближается ваша личная дата — золотой день рождения. Как думаете отмечать?
— Думаю, куда бы сбежать… Скорее всего, юбилей перенесу с сентября на конец года и совмещу с кинопремьерой «Война Анны».
Новости по теме
Gismeteo
Прогноз на 2 недели
|