Кристина Горланова: «Фотолетопись районов — вот чего нам не хватает!»
Есть ли связь между патриотизмом и фотографией? Абсолютно прямая — если, конечно, рассматривать праздник, отмечаемый 4 ноября, через призму интереса к истории Родины, пусть даже и «малой». Тем более что и повод для такого совмещения выпал вполне подходящий: оказывается, вслед за Днём народного единства в календаре следует День разглядывания старых фотографий. «Вечёрка» решила в преддверии этих праздников убить двух зайцев сразу и поговорить о тайнах «фотолетописной» истории» Екатеринбурга. Писали эту фотолетопись многие авторы — и знаменитые, вроде МЕТЕНКОВА и ПРОКУДИНА-ГОРСКОГО, и практически безвестные, не оставившие после себя даже автографа. Но снимки последних, между прочим, сохранились — и не где-нибудь, а в фондах фотографического музея «Дом Метенкова» (ул. Карла Либкнехта, 36). Экспертом же в означенном вопросе вызвалась побыть заведующая музеем Кристина ГОРЛАНОВА.
— Кристина Юрьевна, расскажите поподробнее, как музей ведёт фотохронику нашего города? Это спонтанные поступления из частных коллекций или целенаправленная работа? Как вообще формируется ваш фонд?
— Не могу сказать о какой-то простроенной стратегии пополнения фондов, поскольку в бюджете музея не предусмотрена закупка фоторабот современных авторов. Тут мы ограничены в выборе и не можем формировать заказ. Но лёд тронулся: в этом году наш проект «Новые истории Екатеринбурга» стал победителем XII грантового конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда Потанина в номинации «Музей и местное сообщество», и 6 ноября мы открываем арт-резиденцию для художников, работающих с фотографией. Восемь наших резидентов, в том числе два творческих дуэта, в течение двух месяцев поочерёдно будут делать серию работ, посвящённых Екатеринбургу. В конце каждой резиденции мы будем устраивать небольшую выставку-отчёт, а в финале года состоится большая выставка, представляющая все 6 проектов.
— Это будут проекты, посвящённые только сегодняшнему Екатеринбургу?
— В большинстве — да, но некоторые из авторов хотят поработать и с нашими архивами.
— Ваши архивы, кстати, систематизированы по эпохам? И все ли снимки, имеющие отношение к истории Свердловска-Екатеринбурга, имеют чёткое авторство или есть среди них, образно говоря, «народное творчество»?
— Более 90% наших коллекций атрибутированы: имеется подпись, дата съёмки, в большинстве случаев авторство. Ядро фонда составляет уникальная частная коллекция фотохудожника Евгения Михайловича БИРЮКОВА, которую он собирал свыше 20 лет, а потом безвозмездно передал музею. Анонимных работ от силы четверть, и они, как правило, поступают к нам из домашних архивов. Львиная же доля фотоизображений города сделана профессионалами, имена которых хорошо известны. Но бывает и так, что сам хозяин коллекции не знает, кто изображён на том или ином снимке и кто его сделал. Один молодой человек недавно принёс нам раритетный альбом 20—30-х годов прошлого века, найденный им… на помойке. Кто-то этот альбом выбросил как ненужный хлам — и вот теперь он у нас в фондах.
— Какие эпохи фотоистории города известны хорошо, а по каким имеется «провал» — снимков либо нет, либо их крайне мало?
— Примерно с конца 1890-х годов фотографы начинают активно снимать Екатеринбург, но в основном центр. Самый знаменитый снимок авторства Вениамина Метенкова — огромная панорама города, «сведённая» из 8 разных снимков, сделанных в 1895 году с колокольни Екатерининского собора. Уже в наши дни эти снимки были переведены в цифровой формат и сведены в панораму. Сегодня эта панорама экспонируется в холле Музея истории Екатеринбурга, филиалом которого мы являемся. Оборудование с сенсорным управлением «мультитач» позволяет рассмотреть в подробностях каждую улицу и каждый дом, заглянуть в каждый околоток, представить в подробностях городскую планировку, и даже прочитать вывески на торговых лавках. Прокручивая изображения на электронном планшете, зритель может получить информацию о интересующих его объектах — домах, церквях, фабричных заведениях, магазинах — в виде сжатой исторической справки.
Но так получилось, что на протяжении многих десятилетий фотографы снимали в основном центр города, наиболее знаковые объекты. И практически никто из них не исследовал историю улиц год за годом, не вёл хронику изменения лица города. Более-менее полно зафиксировано разве что строительство Уралмаша, в том числе в серии почтовых открыток. А в годы Великой Отечественной войны город вообще практически не снимали.
Мы решили исправить эту ошибку. К 300-летию Екатеринбурга у нас запланирована большая работа в сфере исследования истории районов города — фотографического исследования в том числе. Этим проектом занимается заведующий информационным центром МИЕ Евгений БУРДЕНКОВ. Он давно изучает биографию Уралмаша и Эльмаша, на очереди — история Верх-Исетского района. На следующей неделе, 9 ноября в 18.30, Евгений читает в нашем музее лекцию «Советский модернизм в архитектуре жилых зданий Свердловска». И примерно той же теме — модернизм в архитектуре — посвящена выставка фотографий из архива екатеринбургского краеведа Юрия КАЛЕНКОВА «Городской ширпотреб», открывшаяся у нас в начале октября. На ней представлены снимки жилых домов, сделанные в 60—80-е годы прошлого века. Все дома сняты с одного и того же ракурса, и полное ощущение, что в кадре один и тот же объект. В коллекции более 50 фотографий, все они подписаны по адресам. И посетители часто узнают на этих снимках дом своего детства — и вы бы видели, как они радуются при этом!
Новости по теме
Gismeteo
Прогноз на 2 недели
|