7 июня 2018, четверг, 05:45

Кристина Горланова: «Фотолетопись районов — вот чего нам не хватает!»

Евгений СУСОРОВ, 2 ноября 2016

Есть ли связь между патриотизмом и фотографией? Абсолютно прямая — если, конечно, рассматривать праздник, отмечаемый 4 ноября, через призму интереса к истории Родины, пусть даже и «малой». Тем более что и повод для такого совмещения выпал вполне подходящий: оказывается, вслед за Днём народного единства в календаре следует День разглядывания старых фотографий. «Вечёрка» решила в преддверии этих праздников убить двух зайцев сразу и поговорить о тайнах «фотолетописной» истории» Екатеринбурга. Писали эту фотолетопись многие авторы — и знаменитые, вроде МЕТЕНКОВА и ПРОКУДИНА-ГОРСКОГО, и практически безвестные, не оставившие после себя даже автографа. Но снимки последних, между прочим, сохранились — и не где-нибудь, а в фондах фотографического музея «Дом Метенкова» (ул. Карла Либкнехта, 36). Экспертом же в означенном вопросе вызвалась побыть заведующая музеем Кристина ГОРЛАНОВА.

— Кристина Юрьевна, расскажите поподробнее, как музей ведёт фотохронику нашего города? Это спонтанные поступления из частных коллекций или целенаправленная работа? Как вообще формируется ваш фонд?

— Не могу сказать о какой-то простроенной стратегии пополнения фондов, поскольку в бюджете музея не предусмотрена закупка фоторабот современных авторов. Тут мы ограничены в выборе и не можем формировать заказ. Но лёд тронулся: в этом году наш проект «Новые истории Екатеринбурга» стал победителем XII грантового конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда Потанина в номинации «Музей и местное сообщество», и 6 ноября мы открываем арт-резиденцию для художников, работающих с фотографией. Восемь наших резидентов, в том числе два творческих дуэта, в течение двух месяцев поочерёдно будут делать серию работ, посвящённых Екатеринбургу. В конце каждой резиденции мы будем устраивать небольшую выставку-отчёт, а в финале года состоится большая выставка, представляющая все 6 проектов.

— Это будут проекты, посвящённые только сегодняшнему Екатеринбургу?

— В большинстве — да, но некоторые из авторов хотят поработать и с нашими архивами.

— Ваши архивы, кстати, систематизированы по эпохам? И все ли снимки, имеющие отношение к истории Свердловска-Екатеринбурга, имеют чёткое авторство или есть среди них, образно говоря, «народное творчество»?

— Более 90% наших коллекций атрибутированы: имеется подпись, дата съёмки, в большинстве случаев авторство. Ядро фонда составляет уникальная частная коллекция фотохудожника Евгения Михайловича БИРЮКОВА, которую он собирал свыше 20 лет, а потом безвозмездно передал музею. Анонимных работ от силы четверть, и они, как правило, поступают к нам из домашних архивов. Львиная же доля фотоизображений города сделана профессионалами, имена которых хорошо известны. Но бывает и так, что сам хозяин коллекции не знает, кто изображён на том или ином снимке и кто его сделал. Один молодой человек недавно принёс нам раритетный альбом 20—30-х годов прошлого века, найденный им… на помойке. Кто-то этот альбом выбросил как ненужный хлам — и вот теперь он у нас в фондах.

— Какие эпохи фотоистории города известны хорошо, а по каким имеется «провал» — снимков либо нет, либо их крайне мало?

Так выглядела улица Викулова в 70-х годах прошлого века… Фотокопия: Алина ШЕШЕНЯ.

— Примерно с конца 1890-х годов фотографы начинают активно снимать Екатеринбург, но в основном центр. Самый знаменитый снимок авторства Вениамина Метенкова — огромная панорама города, «сведённая» из 8 разных снимков, сделанных в 1895 году с колокольни Екатерининского собора. Уже в наши дни эти снимки были переведены в цифровой формат и сведены в панораму. Сегодня эта панорама экспонируется в холле Музея истории Екатеринбурга, филиалом которого мы являемся. Оборудование с сенсорным управлением «мультитач» позволяет рассмотреть в подробностях каждую улицу и каждый дом, заглянуть в каждый околоток, представить в подробностях городскую планировку, и даже прочитать вывески на торговых лавках. Прокручивая изображения на электронном планшете, зритель может получить информацию о интересующих его объектах — домах, церквях, фабричных заведениях, магазинах — в виде сжатой исторической справки.

Но так получилось, что на протяжении многих десятилетий фотографы снимали в основном центр города, наиболее знаковые объекты. И практически никто из них не исследовал историю улиц год за годом, не вёл хронику изменения лица города. Более-менее полно зафиксировано разве что строительство Уралмаша, в том числе в серии почтовых открыток. А в годы Великой Отечественной войны город вообще практически не снимали.

Мы решили исправить эту ошибку. К 300-летию Екатеринбурга у нас запланирована большая работа в сфере исследования истории районов города — фотографического исследования в том числе. Этим проектом занимается заведующий информационным центром МИЕ Евгений БУРДЕНКОВ. Он давно изучает биографию Уралмаша и Эльмаша, на очереди — история Верх-Исетского района. На следующей неделе, 9 ноября в 18.30, Евгений читает в нашем музее лекцию «Советский модернизм в архитектуре жилых зданий Свердловска». И примерно той же теме — модернизм в архитектуре — посвящена выставка фотографий из архива екатеринбургского краеведа Юрия КАЛЕНКОВА «Городской ширпотреб», открывшаяся у нас в начале октября. На ней представлены снимки жилых домов, сделанные в 60—80-е годы прошлого века. Все дома сняты с одного и того же ракурса, и полное ощущение, что в кадре один и тот же объект. В коллекции более 50 фотографий, все они подписаны по адресам. И посетители часто узнают на этих снимках дом своего детства — и вы бы видели, как они радуются при этом!



Новости по теме

Смотри в оба!.. Содержит Фото Фотограф Метенков продолжает удивлять через столетие Екатерина ШАКШИНА, 5 августа 2015
Сфотографировать современной техникой эффект, который показывает стереоскоп, невозможно.
Открытия утраченного времени Содержит Фото Маршрут «На Урале» проложен знаменитыми фотографами Екатерина ШАКШИНА, 16 августа 2014
Экспозиция, смонтированная по «географическому принципу», всеми своими компонентами — визуальными и литературным — открывает целый срез жизни рубежа веков во всех проявлениях.
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




расширенный поиск
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook