18 июля 2017, вторник, 14:32
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

Шедевр и Эрмитаж при свете «Ночи…»

Екатерина ШАКШИНА, 15 мая 2017
В историческом здании ЕМИИ пройдёт программа «Эрмитаж спасённый». Фото: Антон БУЦЕНКО.

Историческое здание Музея изобразительных искусств на улице Вайнера, 11, закрыто на реконструкцию. Горожане знают, почему. В Свердловской картинной галерее — в доме, построенном архитектором Константином БАБЫКИНЫМ, в годы войны хранилась коллекция экспонатов Эрмитажа, эвакуированная из Ленинграда. Об этом свидетельствует мемориальная доска у входа. Об этом помнят в Санкт-Петербурге и в нашем городе.13 сентября 2014 года в Екатеринбурге директор Государственного Эрмитажа Михаил ПИОТРОВСКИЙ поставил свою подпись под соглашением о намерениях создать культурно-просветительный центр «Эрмитаж-Урал». Соглашение подписал и глава администрации Екатеринбурга Александр ЯКОБ, подтвердив уже принятое городом решение. Городом же намерение теперь воплощается в жизнь.

«Эрмитаж-Урал» у нас обязательно будет, а вот каким он будет, покажут в «Ночь музеев». Только в эту «Ночь…» 20 мая с 19.00 до 22.00 Музей изобразительных искусств откроет для экскурсантов одно из помещений исторического здания на Вайнера. Уникальная «ночная» программа «Эрмитаж спасённый» представит и прошлое — историю военного музейного подвига. И будущее — проект «Эрмитаж—Урал».

В «Ночь музеев-2017» пройдёт также акция «Я выбираю Эрмитаж». Это интерактивное голосование горожан, стремящихся и готовых войти в сообщество «эрмитажников». Это своего рода и конкурс среди тех, кто голосует «за Эрмитаж». Участников ждут призы от оргкомитета «Ночи музеев в Екатеринбурге». Напомню, мультикультурный междисциплинарный общегородской проект, который координируют и курируют администрация Екатеринбурга и её управление культуры, пройдёт в столице Урала в 11-й раз 20 мая и в первые два часа ночи на 21 мая. Нынче его слоган: «Ночь музеев в ЭКОстиле».

Музей изобразительных искусств всегда участвует в этом проекте и занимает по итогам его проведения первые строчки рейтинга посещаемости. В мае 2016-го особым успехом пользовалась масштабная экспозиция «В память о прошлом на будущее. Послевоенный дар Эрмитажа». В декабре именно она стала обладателем Гран-при ежегодного конкурса, учреждённого управлением культуры городской администрации, «Лучший музейный проект». Эрмитаж с нами и этой «Ночью…». Обширная «ночная» программа ЕМИИ (Воеводина, 5) включает специальный детский «репертуар», музыкальный фестиваль на «козырьке» над музейным входом ROCK MUSEUM, квесты, полюбившиеся командам «полуночников», экскурсии по постоянным экспозициям и новым выставкам. О недавно открывшейся выставке из частных коллекций Санкт-Петербурга «Русские «парижане», где и ШАГАЛ, и БЕНУА, и ДОБУЖИНСКИЙ, и БАКСТ, и СЕРЕБРЯКОВА, мы уже рассказали нашим читателям.  А вот рассказ о самой новой и необычной экспозиции приберегли к «Ночи…»

Это выставка одного-единственного экспоната «Шедевр саксонского ювелира». Это первый его выход к публике — екатеринбургская, российская, мировая «премьера». Бронзовый пьедестал на львиных лапах «дошёл» до нас через два с лишним века. Столько лет, после Отечественной войны 1812 года, когда имение его владельца пострадало от наполеоновского нашествия, он числился «пропавшим без вести». Шедевр и сам — трофей, но не за войну, а за мир. Славная страница истории российской дипломатии — его история. В 1779 году Тешенским миром завершилась война за баварское наследство, территориальный вооружённый «спор» Пруссии, Австрии и Саксонии. Войну называли «картофельной», потому что войска, с перебоями снабжавшиеся продовольствием, налегали на плоды картофельных полей по пути следования. Посредниками между воюющими странами стали Франция и Россия, и благодаря переговорам, которые вели Луи Огюст де ТОННЕЛЬ, барон де БРЕЙТЕЛЬ и наш дипломат князь Николай Васильевич РЕПНИН, мирный договор был подписан. Эта дипломатическая миссия впервые показала, как можно предотвратить эскалацию войны, используя международные гарантии. Прецедент, как считают специалисты, можно считать «первой ласточкой» будущих Лиги Наций и ООН.

Бронзовый пьедестал работы Иоганна-Христиана НОЙБЕРА. Фото: Антон БАННОВ.

Курфюрст Саксонии Фридрих Август III в знак благодарности преподнёс французскому и русскому дипломатам прекрасные дары. Барон де Брейтель получил великолепный стол, изукрашенный пластинами из 128 минералов. В 2015 году шедевр неоклассического декора приобрёл в своё собрание Лувр. А князю Репнину, удостоенному за мирные усилия наградами от императрицы Екатерины II, прусского короля и австрийского императора, был преподнесён саксонским правителем мейсенский фарфоровыйй сервиз, включавший surtout de table. И тот стол с бронзовой оправой, и этот сюрту (украшения стола) с бронзовыми основаниями были изготовлены придворным саксонским ювелиром Иоганном-Христианом НОЙБЕРОМ. Один из драгоценных пьедесталов сейчас представлен во всей красе в нашем музее.

Скульптура для сюрту князя Репнина (Мейсенская фарфоровая мануфактура). Фото: Антон БАННОВ.

Для выставки одного шедевра в музее отведено два зала. Первый, разжигая зрительский интерес и заполняя вакуум нашего незнания о событиях той войны и того мира, о мастере, чьё имя было так популярно в Европе, знакомит с историческими материалами. А стены второго демонстрируют эскизы художника и фотографии двух из семи аллегорических фигур, которые водружали на опоры с львиными лапами. В центре — герой экспозиции.

Нас знакомила с ним перед вернисажем заведующая отделом декоративно-прикладного искусства, кандидат искусствоведения Людмила БУДРИНА, и при свете дня сюрту был тоже прекрасен. Казалось бы, не золотой пьедестал, и камни не драгоценные — саксонские поделочные камни, но — драгоценность, несомненный шедевр ювелира Нойбера. Золочёная бронза трёх цветов — жёлтая, красная, зелёная. Чуть-чуть цвета: нежные оттенки созданы не краской, а соотношением металлов в бронзовом сплаве. Изящество работы и в лепестках цветов, и в «жемчужнике» по верхнему краю, и в этих, как костры, пламенеющих львиных лапах…

Первая встреча екатеринбургского искусствоведа с одним из «родственников» этого основания с княжеского стола состоялась в парижской частной галерее. Устроители выставки попросили коллегу из России уточнить, не русская ли это работа. Нет, русские мастера работали с другими материалами. Далее к «уточнению» подключились музейщики из Дрездена, из Балтимора в США… А это основание сюрту из сервиза князя Репнина возникло из небытия в Фейсбуке. Искусствовед, известный коллекционер Александр Борисович САВИНОВ поделился со своей екатеринбургской знакомой фотографией загадочного предмета. Людмила Будрина опознала «незнакомца». И вот он у нас — московский коллекционер предоставил шедевр из своего собрания для первого публичного показа нашему музею в благодарность за атрибуцию. В свою очередь ЕМИИ отмечает, что выставка стала возможной благодаря энтузиазму и доброму сотрудничеству москвича Александра Савинова, обладателей парижской частной коллекции, балтиморского Музея искусства Уолтерса, архива Мейсенской фарфоровой мануфактуры и коллекции государственных художественных собраний Дрездена. Немецкие коллеги предоставили копии эскизов и фотографий, не требуя возврата. Кстати, доподлинно известно лишь о нескольких предметах Иоганна-Христиана Нойбера в России — табакерки, им созданные, есть в собрании Эрмитажа. И здесь наш музей идёт по стопам своего «кровного» брата.

Музейной ночью, в персональной витрине с подсветкой пьедестал на львиных лапах обещает выглядеть волшебно и внесёт свой шедевральный вклад в тему «Экология искусства». Экскурсии к шедевру саксонского ювелира с рассказом о его загадках будут идти каждый час, да ещё и театрализованные — с участием клуба исторических танцев Pas de côté. Первая начнётся в 20.00 20 мая, последняя — 21 мая в час ночи. Спокойной ночи у посетителей ЕМИИ не будет, но будет «Ночь…», полная впечатлений, похожих на добрые цветные сны.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook