18 декабря 2017, понедельник, 12:08

Признак столичности

В начале сентября вновь состоится фестиваль «Безумные дни в Екатеринбурге» Елена ЗАГОРОДНЯЯ, 2 августа 2017
Восемь площадок, сто концертов — сентябрьские дни обещают быть поистине безумными. Фото: Елена ЗАГОРОДНЯЯ.

Начало сентября в уральской столице обещает быть чрезвычайно урожайным на яркие культурные события, которые охватывают буквально все жанры прекрасного. Здесь и Уральская индустриальная биеннале современного искусства, и Уральский открытый фестиваль современного кино... И, наконец, подарок любителям музыки — ставший уже традиционным международный фестиваль «Безумные дни в Екатеринбурге», который состоится с 1 по 3 сентября по инициативе Свердловской государственной академической филармонии.

— Это ли не признак столичности?! — восклицает музыкальный критик Лариса БАРЫКИНА.

Критик Лариса БАРЫКИНА подчёркивает: музыка не теряет своего качества. Фото: Елена ЗАГОРОДНЯЯ.

Действительно, подобной яркой мозаикой культурных начинаний могут похвастаться лишь немногие города — не только нашей страны, но и мира. Недаром, чтобы убедить проект «Безумные дни» прописаться в Екатеринбурге, в своё время организаторам пришлось немало постараться, ведь за право принимать у себя этот международный фестиваль боролись и Москва, и Питер, и Казань... Но — уговорили, убедили! Сейчас Екатеринбург — единственный в России, ежегодно становящийся одной из площадок фестиваля La Folle Journée, который 23 года назад зародился в Нанте.

— Я считаю, что это единственный в мире фестиваль, который направлен на людей, которые не ходят в концертные залы, — подчёркивает уникальность проекта директор Свердловской филармонии Александр КОЛОТУРСКИЙ.

И тут же приводит мировую статистику — к сожалению, с академической музыкой соприкасается лишь около 5% зрителей. В Екатеринбурге, при наличии концертного зала, рассчитанного на 700 мест, эта цифра составляет примерно 3%. Проект «Безумные дни» призван хотя бы отчасти исправить подобное положение. В течение нескольких дней академическая музыка звучит буквально повсюду, с утра до позднего вечера. Фиксированно низкие цены на билеты, 8 площадок, широкий выбор исполнителей, репертуар, рассчитанный на самого широкого зрителя, плюс небольшая продолжительность концертов — всё это способно привлечь в концертные залы даже тех, кто никогда не ступал под своды филармонии.

— «Искусство принадлежит народу» — этот старый лозунг известен всем, — говорит Лариса Барыкина. — Когда я впервые побывала на фестивале «Безумные дни», я поняла, что так оно и есть — искусство действительно принадлежит народу!

Отметим, что Екатеринбург — единственный из фестивальных городов, где программа концертов не сосредоточена под крышей одного концертного холла. В Нанте, к примеру, в дни проведения фестиваля вся жизнь кипит на одной огромной площадке, где музыка звучит одновременно в 12 локациях. В Польше, в Японии для проведения фестиваля «Безумные дни» также задействованы крупнейшие концертные мультиплексы. В России подобных площадок пока попросту нет. Отец-вдохновитель проекта Рене МАРТЕН согласился сделать исключение в формате фестиваля, когда убедился: он может быть реализован и в рамках одной улицы, одного квартала.

— Мы в буквальном смысле шаги отмеряли по центру города, чтобы показать, насколько близко друг от друга расположены наши залы, — вспоминает Александр Колотурский.

Александр КОЛОТУРСКИЙ убеждён — это первый в мире фестиваль для неискушённого зрителя. Фото: Елена ЗАГОРОДНЯЯ.

И действительно, обойти все фестивальные площадки можно буквально за полчаса. Помимо центральной локации — Свердловской филармонии, в программе задействованы Камерный театр Объединённого музея писателей Урала, Городской дом музыки, Театр юного зрителя, Усадьба Расторгуевых-Харитоновых, а также Зал Маклецкого. В течение трёх дней центральная часть города превратится в настоящий музыкальный квартал — по замыслу организаторов, зрители смогут свободно перемещаться между площадками, переходя с одного концерта на другой, имея возможность за день послушать до пяти-шести музыкальных программ. При этом, как подчёркивает критик Лариса Барыкина, все концерты — неизменно высокого уровня:

— Музыка становится доступнее для народа, но не теряет своего качества.

Действительно, к выбору исполнителей, выступающих на фестивале, устроители всегда относятся крайне внимательно. Здесь нет случайных имён, при этом многие из артистов выступают параллельно в нескольких точках международного проекта. К примеру, Уральский академический филармонический оркестр является постоянным участником фестиваля в Нанте, начиная с 2007 года. Именно этот, самый первый визит на родину La Folle Journée и дал толчок «Безумным дням в Екатеринбурге».

В числе исполнителей, которых услышат уральские зрители, — и яркие представители местной исполнительской школы, и коллективы из Москвы, и гости из-за рубежа. Впервые екатеринбуржцы услышат Государственный академический камерный оркестр России под управлением Алексея УТКИНА. Приедет Московский камерный оркестр Musica Viva, знаменитый Ансамбль ударных инструментов Марка ПЕКАРСКОГО. Ожидаются яркие российские исполнители, которые в последнее время куда чаще выступают за рубежом, чем на родине. В их числе российский баянист с мировым именем Айрат ГАЙНУЛЛИН. На концерты пианиста Бориса БЕРЕЗОВСКОГО все билеты уже распроданы.

С другой стороны, постоянной изюминкой проекта La Folle Journée во всём мире становится привлечение молодых талантливых музыкантов. На презентации фестиваля, состоявшейся 1 августа в екатеринбургском Доме журналистов, прозвучала своеобразная увертюра к будущему событию — молодые «народники» Сергей ШАКИРЬЯНОВ и Нафис МИНДИЯРОВ представили несколько музыкальных композиций. В рамках фестиваля они выступят в составе Уральского государственного русского оркестра.

Кстати, молодеет не только исполнительский состав, но и зритель. Впервые в программе фестиваля появились концерты для семейного посещения, куда можно прийти даже с годовалыми детьми. Причём таких в афише — более десятка. Всего же фестивальная программа насчитывает ровно 100 концертов. Согласно прогнозам, зрителями фестиваля станет около 30 тысяч человек. Многие из них, возможно, впервые соприкоснутся с академической музыкой. Организаторы убеждены, даже если кто-то придёт на концерт лишь от скуки или от из любопытства — это уже большая удача, ведь путь к прекрасному у каждого свой. И даже неискушённый зритель способен стать преданным поклонником искусства.

Баянист Нафис МИНДИЯРОВ впервые примет участие в фестивале. Фото: Елена ЗАГОРОДНЯЯ.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF