18 января 2017, среда, 08:25
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

Театральные лики «голоса Города»

Екатерина ШАКШИНА, 23 октября 2015

Этот артист в опере не поёт, эстрада тоже — не его подмостки. Но тем не менее Екатеринбург знает его не только в лицо, но сразу узнаёт по голосу. В торжественные минуты, в праздничные и памятные даты именно его голос говорит нам о важном проникновенной прозой и стихами лучших поэтов. Мужественный, красивый баритон, богатый обертонами, звучит над главной площадью, над Широкореченским мемориалом, рядом с памятником Пушкину и «Чёрным тюльпаном»… И трогает душу, и уводит за собой из суеты к главным чувствам и мыслям. А лицо артиста знакомо театралам, многолетним поклонникам его искусства и «новообращённым», очень разным — в разных ролях.

Свой 75-летний юбилей народный артист России Валентин ВОРОНИН отметит на сцене. Пан Райнер, часовых дел мастер, готовый лезть по стене к башенным часам, чтобы они снова показывали Время, — его новая роль в премьере «Соло для часов с боем» на сцене академического Театра драмы (Октябрьская пл., 2). Здесь он служит без малого полвека.

Пришёл в этот театр в тот же год, когда его главным режиссёром стал Александр СОКОЛОВ. А началась творческая биография учёбой в студии знаменитого тогда Куйбышевского театра драмы под руководством Петра МОНАСТЫРСКОГО, работой в музыкально-драматическом театре «закрытого города» Челябинск-40… Это было уже позади перед первым свердловским сезоном 1967-го, а впереди… Виктор в «Варшавской мелодии» Леонида ЗОРИНА, Борис в «Грозе» и Глумов в «На всякого мудреца довольно простоты» ОСТРОВСКОГО, Арбенин в лермонтовском «Маскараде», капитан-лейтенант Гусев в спектакле по пьесе Михаила РОЩИНА «Валентин и Валентина», разведчик Николай Кузнецов, герои КАЛЬДЕРОНА, Теннесси УИЛЬЯМСА, Оскара УАЙЛЬДА… Они все снова на сцене — в фотографиях из театрального архива: и те, что Воронин играет до сих пор, например, в «Идеальном муже», и те, что уже ушли в историю.

Лицо — одно. А театральные лики — в комедиях, мелодрамах, драмах — такие, какие были у героев, сыгранных актёром. Выставка, представляющая его сценическую судьбу, открылась в Доме актёра (ул. 8 Марта, 8) к юбилею. Руководитель галереи Дома актёра Леонид ОРЛОВ, собирая экспозицию, включил в неё снимки из спектаклей, афиши Театра драмы, начиная с конца 1960-х, и объяснил ВЕ:

«Здесь лишь часть актёрской биографии Валентина Воронина. Его роли в 40 спектаклях, а их у артиста добрая сотня. К середине ноября выставка будет дополнена фотографиями недавних премьер, и тогда состоится её торжественная презентация для коллег Валентина Александровича, друзей, зрителей. Но уже сейчас, в том виде, в котором она представлена, её свободно может посмотреть любой желающий. И после ноябрьского вернисажа — тоже. Вернисаж станет ещё одним юбилейным бенефисом народного артиста России Воронина».

Почти 10 лет назад Валентин Александрович согласился стать «экспертом по теме» для ВЕ. Кому, как не ему, сыгравшему на сцене и любовь до гроба, и любовь с первого взгляда, и писателя ТУРГЕНЕВА, «любившего любовь», было стать нашим собеседником в День святого Валентина, да ещё и тёзки этого покровителя влюблённых?.. С удивлением и удовольствием мы обнаружили эту публикацию в блоке выставки «Пресса об актёре». И ещё «вечёркинские» материалы более давних времён. Одна из газетных публикаций, кстати, называется так, как спектакль Театра драмы, в котором играл молодой Воронин — «Баловень судьбы». И это не о персонаже, а о реальном герое творческого портрета.

На самом же деле Валентин Воронин к «баловням» не принадлежал и не принадлежит. Он трепетно, предельно серьёзно относится к своей профессии, которую «нельзя ни в коем случае терять». Речь не о «трудоустройстве», а о профессионализме актёра. Казалось бы, народный артист России, лауреат множества премий, удостоен почётного знака «За заслуги перед Екатеринбургом», что ему-то на эту тему переживать? Однако высокий профессионал говорит взволнованно: «Нельзя терять». Его путеводный афоризм абсолютно не из арсенала «баловней». Давным-давно Валентин Александрович прочитал у Льва Николаевича ТОЛСТОГО, что его любимая французская поговорка — «Fais ce que dois, advienne que pourra». В русском переводе: «Делай что должно, и будь что будет». И тогда же артист сразу принял эту максиму как кредо жизни для себя.

Актёру необходимо играть, быть в профессии, выходить на сцену. За ролью пана Райнера в премьере «Соло для часов с боем» последует новая роль в новой премьере 13 ноября. Спектакль ставит ученик Анатолия ПРАУДИНА, постановщика «Соло…», — петербургский режиссёр Виталий ДЬЯЧЕНКО. Пьесу Дональда КОБУРНА «Игра в джин», где есть две замечательные «дуэтные» роли, выбрали сами актёры — народные артисты РФ Галина УМПЕЛЕВА и Валентин Воронин.



Новости по теме

Участники самого первого «Театрального перекрёстка» 2008 года. Кто-то, наверное, уже стал актёром…
Театры встречаются на «Перекрёстке» Содержит Фото Екатерина ШАКШИНА, 22 октября 2015
Самый первый Открытый фестиваль детских и юношеских любительских театров состоялся в октябре 2008 года.
Финиширует фестиваль творчества пожилых людей Раиса ГИЛЁВА, 21 октября 2015
Он проходил с мая по октябрь.
Гран-при конкурса — у вокально-хореографического ансамбля «Уктусские зори».
На ринг выходим хором Ольга ЗЫРЯНОВА, 8 октября 2015
Участники «боёв» соревновались в трёх номинациях: «Любимый край», «Частушки», «Песенное раздолье».
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook