27 июля 2018, пятница, 19:53

«Космический» зал в Камергерском

Екатерина ШАКШИНА, 23 марта 2016
Помощник премьер-министра (Игорь ВЕРНИК) попал в щекотливую ситуацию. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Наших театралов прямой трансляцией спектаклей не удивишь. Интернет-трансляция регулярно проходит во время фестиваля Коляда-PLAYS, некоторые спектакли — номинанты национального фестиваля «Золотой Маски» мы видели и можем видеть в этом году одновременно с жюри и столичной публикой на киноэкране. Расписание этих кинопоказов опубликовано на сайте «Золотой Маски». Впереди (1 апреля) трансляция шекспировского «Сна в летнюю ночь» театра «Мастерская П. Н. Фоменко».

Но вот так, чтобы не на компьютерном мониторе, а на полномасштабном киноэкране нам показали в режиме реального времени не фестивальный (согласитесь, особый случай), а обычный репертуарный спектакль, который пользуется успехом уже 13 лет, — это, пожалуй, впервые. Проект «ТеатрЖИВ», организованный Российским фондом культуры, соединил современные технологии с живым сиюминутным искусством театра и пришёл в наш «Космос». Екатеринбургские зрители 21 марта присоединились к москвичам, посмотрев одновременно с ними спектакль «№ 13D» МХТ им. А. П. Чехова (Москва, Камергерский пер., 3). В большом зале киноконцертного театра «Космос» (ул. Дзержинского, 2) состоялась прямая трансляция по спутниковой связи комедии современного английского драматурга Рэя КУНИ в постановке Владимира МАШКОВА.

Контролёр Валентина Николаевна в роли театрального билетёра. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Помня завет основателя МХТ, что «театр начинается с вешалки», служащие гардероба «Космоса» были в этот вечер особенно предупредительны: «В зале прохладно…» Контролёры кинотеатра вошли в роль театральных билетёров. Перед третьим звонком, который на сей раз прозвучал с экрана, мы успели поговорить с несколькими зрителями. Девушка и парень, ожидавшие начала перед входом в зал — студенты-филологи УрФУ Юлия АХТАМЯНОВА и Дмитрий САВЕЛЬЕВ. Они заинтересовались самой возможностью совершить такой необычный визит в МХТ им. Чехова. «А прежде бывали в Камергерском переулке?» — «Нет, только проходили мимо исторического здания театра. Вот теперь и зайдём, и мхатовский спектакль посмотрим — впервые».

Юлия АХТАМЯНОВА и Дмитрий САВЕЛЬЕВ «пришли» в МХТ впервые. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Четверо зрителей уже заняли свои места в зрительном зале. Познакомились: Лена Александровна БРОНИНА и Светлана БОЖИК (мать и дочь), Елена и Константин СТЕПАНОВЫ (муж и жена). Все — театралы, любят бывать в Театре драмы, а вот в МХТ была однажды только Светлана. По Камергерскому рядом с театром проходили, конечно, не раз и спектакли по телевизору видели. Интересно, что Лена Александровна связана с МХТ лично — работала вместе с артистом театра Константином ХАБЕНСКИМ над организацией его театральной школы в гимназии № 104.

Компания театралов: Константин, Светлана, Лена Александровна и Елена. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Тем временем на экране появились знаменитый занавес Фёдора ШЕХТЕЛЯ с чайкой — эмблемой МХТ и зал в Камергерском, который постепенно заполняли зрители, как и мы в «Космосе». Только, в отличие от екатеринбуржцев («в зале прохладно»), москвичи были без курток и пальто. Среди публики на экране вдруг возникло знакомое лицо: певец и музыкант Дмитрий МАЛИКОВ тоже пришёл на спектакль и оживлённо переговаривался со своими соседями в зале. Нам повезло больше, чем москвичам, потому что благодаря организаторам мы увидели в «Космосе» даже больше, чем они в Камергерском. Нам рассказали историю спектакля, созданного 13 лет назад и обновлённого в 2014 году известным актёром и режиссёром Владимиром Машковым. Нас пригласили за кулисы и показали, как 13 мхатовских актёров исполняют своеобразный ритуал на удачу перед выходом на сцену, соединяясь ладонями под залихватское «Эх!..» Вот сейчас, прямо сейчас. В Москве 19.00, в Екатеринбурге 21.00, спектакль начался.

Помощник премьер-министра (Игорь ВЕРНИК) пригласил в отель секретаршу (Паулина АНДРЕЕВА). Понятно, с какой целью. Но цель стала несбыточной, потому что обоих сразу настиг такой форс-мажор, что случается только с героями классической комедии положений. Здесь будет всё и все: растяпа-помощник помощника (Сергей УГРЮМОВ), феерическая жена помощника (Кристина БАБУШКИНА), муж-«интеллектуал» секретарши (Станислав ДУЖНИКОВ), официант-вымогатель (Андрей БУРКОВСКИЙ), респектабельный управляющий отелем в килте под цвет и узор «шотландских» обоев (Сергей БЕЛЯЕВ), и даже «труп» (Леонид ТИМЦУНИК), и даже монахиня (Ирина ПЕГОВА)… Немного напоминает знаменитые «Четыре комнаты» Квентина ТАРАНТИНО, но без кровавых ужасов и с совершенно другим настроением — безоглядно легкомысленным. Всё исполнено артистами виртуозно, в стремительном темпе, с увлечением, увлекающим и нас в стихию смешной эксцентрической путаницы. Но пересказывать все её перипетии, полные гэгов, «изобретательного» вранья персонажей, погонь и «игр в прятки», нельзя по одной простой причине. Это всё равно, что открыть с самого начала разгадку детективного романа. Ведь кому-то из будущих зрителей ещё предстоит смотреть «№ 13D», и, может быть, в самом Камергерском.

А мы увидели у себя в «космическом» зале даже то, что видят только актёры, заглядывая в злополучное, самопроизвольно захлопывающееся гостиничное окно (источник всех проблем), и не видят зрители. Помимо декорированного обоями в шотландскую клетку номера в пафосном «Вестминстере», где всё ломается, гаснет и открывается непредсказуемо, художник Александр БОРОВСКИЙ выстроил под балконом впечатляющую панораму Лондона с Биг-Беном. Для настроения артистов, которые смотрят в то самое окно. И они это настроение явно получили 21 марта, когда с залом в Камергерском переулке их смотрел «космический» зал. Мы увеличили аудиторию основной сцены МХТ, рассчитанной на 920 зрительских мест, человек на пятьсот. Двухтысячный зал по визуальному ощущению был заполнен на четверть (время-то позднее), но главное — уходящих со спектакля не наблюдалось. А если прибавить тех, кто пришёл одновременно с екатеринбуржцами в кинотеатры ещё в 14 российских городах (от Архангельска до Челябинска), нетрудно прикинуть: общий театральный зал, предоставленный Российским фондом культуры, приобрёл в тот вечер поистине космические размеры.

Проект «ТеатрЖИВ» организаторы обещают продолжать и показывать лучшие московские постановки в городах страны. В финале первого показа последние два знака из названия спектакля «№ 13D» стали реальностью. Анимационная чайка пролетела по экрану от Лондона до Москвы и приземлилась на шехтелевский занавес. И чайка, и занавес одномоментно стали клетчатыми, как шотландский килт управляющего отелем. В театре в Камергерском зазвучали аплодисменты. В кинотеатре аплодировать не принято. Но и в нашем «космическом» зале кое-кто поаплодировал — для настроения, для полноты театрального ощущения.



Новости по теме

Директор Театра кукол Пётр СТРАЖНИКОВ с Петрушками Великими.
Микро, макро, мега в одном театре Екатерина ШАКШИНА, 19 марта 2016
Понятия из физики применимы к нашему Театру кукол.
Каштанка лает для глухих Рунет-спецкор, 18 марта 2016
Сценическую версию рассказа Антона ЧЕХОВА «Каштанка» адаптировали для людей с нарушениями слуха.
За кулисами Театра оперы и балета после гала-концерта-2014.
Юный балет и Большой театр приняли приглашение Содержит Фото Мария ЛЕОНИДОВА, 17 марта 2016
В дни конкурса Екатеринбург традиционно становится столицей детского балета России.
Мария ВИКУЛИНА с подарком от маленькой москвички — Русалочкой.
Русалочий заплыв в «Маске» Екатерина ШАКШИНА, 16 марта 2016
Екатеринбургская «Русалочка» совсем не похожа на любимый детьми диснеевский мультфильм.
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




расширенный поиск
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook