25 ноября 2017, суббота, 14:45

«Космический» зал в Камергерском

Екатерина ШАКШИНА, 23 марта 2016
Помощник премьер-министра (Игорь ВЕРНИК) попал в щекотливую ситуацию. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Наших театралов прямой трансляцией спектаклей не удивишь. Интернет-трансляция регулярно проходит во время фестиваля Коляда-PLAYS, некоторые спектакли — номинанты национального фестиваля «Золотой Маски» мы видели и можем видеть в этом году одновременно с жюри и столичной публикой на киноэкране. Расписание этих кинопоказов опубликовано на сайте «Золотой Маски». Впереди (1 апреля) трансляция шекспировского «Сна в летнюю ночь» театра «Мастерская П. Н. Фоменко».

Но вот так, чтобы не на компьютерном мониторе, а на полномасштабном киноэкране нам показали в режиме реального времени не фестивальный (согласитесь, особый случай), а обычный репертуарный спектакль, который пользуется успехом уже 13 лет, — это, пожалуй, впервые. Проект «ТеатрЖИВ», организованный Российским фондом культуры, соединил современные технологии с живым сиюминутным искусством театра и пришёл в наш «Космос». Екатеринбургские зрители 21 марта присоединились к москвичам, посмотрев одновременно с ними спектакль «№ 13D» МХТ им. А. П. Чехова (Москва, Камергерский пер., 3). В большом зале киноконцертного театра «Космос» (ул. Дзержинского, 2) состоялась прямая трансляция по спутниковой связи комедии современного английского драматурга Рэя КУНИ в постановке Владимира МАШКОВА.

Контролёр Валентина Николаевна в роли театрального билетёра. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Помня завет основателя МХТ, что «театр начинается с вешалки», служащие гардероба «Космоса» были в этот вечер особенно предупредительны: «В зале прохладно…» Контролёры кинотеатра вошли в роль театральных билетёров. Перед третьим звонком, который на сей раз прозвучал с экрана, мы успели поговорить с несколькими зрителями. Девушка и парень, ожидавшие начала перед входом в зал — студенты-филологи УрФУ Юлия АХТАМЯНОВА и Дмитрий САВЕЛЬЕВ. Они заинтересовались самой возможностью совершить такой необычный визит в МХТ им. Чехова. «А прежде бывали в Камергерском переулке?» — «Нет, только проходили мимо исторического здания театра. Вот теперь и зайдём, и мхатовский спектакль посмотрим — впервые».

Юлия АХТАМЯНОВА и Дмитрий САВЕЛЬЕВ «пришли» в МХТ впервые. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Четверо зрителей уже заняли свои места в зрительном зале. Познакомились: Лена Александровна БРОНИНА и Светлана БОЖИК (мать и дочь), Елена и Константин СТЕПАНОВЫ (муж и жена). Все — театралы, любят бывать в Театре драмы, а вот в МХТ была однажды только Светлана. По Камергерскому рядом с театром проходили, конечно, не раз и спектакли по телевизору видели. Интересно, что Лена Александровна связана с МХТ лично — работала вместе с артистом театра Константином ХАБЕНСКИМ над организацией его театральной школы в гимназии № 104.

Компания театралов: Константин, Светлана, Лена Александровна и Елена. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Тем временем на экране появились знаменитый занавес Фёдора ШЕХТЕЛЯ с чайкой — эмблемой МХТ и зал в Камергерском, который постепенно заполняли зрители, как и мы в «Космосе». Только, в отличие от екатеринбуржцев («в зале прохладно»), москвичи были без курток и пальто. Среди публики на экране вдруг возникло знакомое лицо: певец и музыкант Дмитрий МАЛИКОВ тоже пришёл на спектакль и оживлённо переговаривался со своими соседями в зале. Нам повезло больше, чем москвичам, потому что благодаря организаторам мы увидели в «Космосе» даже больше, чем они в Камергерском. Нам рассказали историю спектакля, созданного 13 лет назад и обновлённого в 2014 году известным актёром и режиссёром Владимиром Машковым. Нас пригласили за кулисы и показали, как 13 мхатовских актёров исполняют своеобразный ритуал на удачу перед выходом на сцену, соединяясь ладонями под залихватское «Эх!..» Вот сейчас, прямо сейчас. В Москве 19.00, в Екатеринбурге 21.00, спектакль начался.

Помощник премьер-министра (Игорь ВЕРНИК) пригласил в отель секретаршу (Паулина АНДРЕЕВА). Понятно, с какой целью. Но цель стала несбыточной, потому что обоих сразу настиг такой форс-мажор, что случается только с героями классической комедии положений. Здесь будет всё и все: растяпа-помощник помощника (Сергей УГРЮМОВ), феерическая жена помощника (Кристина БАБУШКИНА), муж-«интеллектуал» секретарши (Станислав ДУЖНИКОВ), официант-вымогатель (Андрей БУРКОВСКИЙ), респектабельный управляющий отелем в килте под цвет и узор «шотландских» обоев (Сергей БЕЛЯЕВ), и даже «труп» (Леонид ТИМЦУНИК), и даже монахиня (Ирина ПЕГОВА)… Немного напоминает знаменитые «Четыре комнаты» Квентина ТАРАНТИНО, но без кровавых ужасов и с совершенно другим настроением — безоглядно легкомысленным. Всё исполнено артистами виртуозно, в стремительном темпе, с увлечением, увлекающим и нас в стихию смешной эксцентрической путаницы. Но пересказывать все её перипетии, полные гэгов, «изобретательного» вранья персонажей, погонь и «игр в прятки», нельзя по одной простой причине. Это всё равно, что открыть с самого начала разгадку детективного романа. Ведь кому-то из будущих зрителей ещё предстоит смотреть «№ 13D», и, может быть, в самом Камергерском.

А мы увидели у себя в «космическом» зале даже то, что видят только актёры, заглядывая в злополучное, самопроизвольно захлопывающееся гостиничное окно (источник всех проблем), и не видят зрители. Помимо декорированного обоями в шотландскую клетку номера в пафосном «Вестминстере», где всё ломается, гаснет и открывается непредсказуемо, художник Александр БОРОВСКИЙ выстроил под балконом впечатляющую панораму Лондона с Биг-Беном. Для настроения артистов, которые смотрят в то самое окно. И они это настроение явно получили 21 марта, когда с залом в Камергерском переулке их смотрел «космический» зал. Мы увеличили аудиторию основной сцены МХТ, рассчитанной на 920 зрительских мест, человек на пятьсот. Двухтысячный зал по визуальному ощущению был заполнен на четверть (время-то позднее), но главное — уходящих со спектакля не наблюдалось. А если прибавить тех, кто пришёл одновременно с екатеринбуржцами в кинотеатры ещё в 14 российских городах (от Архангельска до Челябинска), нетрудно прикинуть: общий театральный зал, предоставленный Российским фондом культуры, приобрёл в тот вечер поистине космические размеры.

Проект «ТеатрЖИВ» организаторы обещают продолжать и показывать лучшие московские постановки в городах страны. В финале первого показа последние два знака из названия спектакля «№ 13D» стали реальностью. Анимационная чайка пролетела по экрану от Лондона до Москвы и приземлилась на шехтелевский занавес. И чайка, и занавес одномоментно стали клетчатыми, как шотландский килт управляющего отелем. В театре в Камергерском зазвучали аплодисменты. В кинотеатре аплодировать не принято. Но и в нашем «космическом» зале кое-кто поаплодировал — для настроения, для полноты театрального ощущения.



Новости по теме

Директор Театра кукол Пётр СТРАЖНИКОВ с Петрушками Великими.
Микро, макро, мега в одном театре Екатерина ШАКШИНА, 19 марта 2016
Понятия из физики применимы к нашему Театру кукол.
Каштанка лает для глухих Рунет-спецкор, 18 марта 2016
Сценическую версию рассказа Антона ЧЕХОВА «Каштанка» адаптировали для людей с нарушениями слуха.
За кулисами Театра оперы и балета после гала-концерта-2014.
Юный балет и Большой театр приняли приглашение Содержит Фото Мария ЛЕОНИДОВА, 17 марта 2016
В дни конкурса Екатеринбург традиционно становится столицей детского балета России.
Мария ВИКУЛИНА с подарком от маленькой москвички — Русалочкой.
Русалочий заплыв в «Маске» Екатерина ШАКШИНА, 16 марта 2016
Екатеринбургская «Русалочка» совсем не похожа на любимый детьми диснеевский мультфильм.
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF