26 апреля 2018, четверг, 19:33

Виденья цвета облаков

Екатерина ШАКШИНА, 29 октября 2011
«Домбург. Крыши» Фото: Дарья АЛЕКСЕЕВА.

В Международной галерее графики «Шлем» (ул. Куйбышева, 44) открылась выставка екатеринбургского и петербургского художника Юрия Первушина.

В Екатеринбурге он начал и творческий путь, и учёбу в Художественном училище им. И. Шадра. В Санкт-Петербурге окончил Академический институт живописи, архитектуры и скульптуры им. И. Репина и живёт в городе на Неве вот уже 20 лет…

Северное питерское небо, белые ночи и дождливые дни подарили ему «облачную» цветовую гамму. На выставке «Свет и воздух» представлены работы 2011 года. А помнятся и другие — на выставке в «Белой галерее» два года назад стучала педалью яркая старинная швейная машинка, пушилась «шерстинками» верба, и лукавые раскормленные коты были пушисты, как эта верба. Простые вещи в работах Первушина загадочны, словно привидения. В жизни мы их не замечаем, хотя они реальны, будничны, совсем непоэтичны. И только взгляду художника открывается их невидимая сущность, их своеобразная пластика — прозрачная, светящаяся, таинственная и ясная. Екатеринбургский искусствовед Галина ХОЛОДОВА (её, увы, больше нет с нами) писала о картинах Первушина: «Загадочные картины-виденья».

Новые работы пронизаны тем же духом простоты и поэзии, и почти все они, выполненные на бумаге акриловыми красками, светятся белым и серым самых разных оттенков. Казалось бы, это трудно назвать цветом. Надо вглядеться поближе, отойти подальше, порассматривать. И возникает ощущение, что своей сухой кистью художник не краску собирал на палитре, а окунал её прямо в облака. Только облака, ещё не пролившиеся дождями, не ставшие тучами, бывают такими не белыми, а светлыми, сумеречными. Сквозь них протекает неяркий свет, хотя солнца и не видно. Оно лишь угадывается, переходит в сердцевину предмета, — как в это «Большое яблоко», самое зрелое, сочное и румяное на выставке.

Простые вещи и здесь опять — герои. Белесый пупс, как клон малышки, которая когда-то с ним играла. Кукла очеловечилась, и выражение глаз у неё такое, будто она знает нечто, недоступное пониманию тех, кто ни с пупсами, ни с детьми больше не играет. Повторяющийся персонаж, старый знакомый, но в новом обличье — тюбик с краской. Мягкий белый свинец оболочки столько раз сдавливали пальцы художника, торопясь, не экономя, бессистемно, что в этих небрежных сильных объятьях тюбик принял наконец форму какого-то маленького трогательного домашнего существа… Живого, определённо.

Зима в «акриловых» пейзажах Первушина точно такая, как в стихах Бориса ПАСТЕРНАКА: «Снег идёт, и всё в смятеньи… Удивлённые растения…» Только без «убелённого пешехода». Присутствие человека в картинах «Света и воздуха» не внутри, а извне — художник, который наполнил светом, заставил дышать воздухом эти листы.

Из досье

Юрий ПЕРВУШИН стажировался в Высшей национальной школе изящных искусств в Париже (ателье живописи профессора Б. ПИФФАРЕТТИ и ателье гравюры профессора Ж.-П. ТАНГИ). В 1995 году стал лауреатом французского конкурса, посвящённого Н. ПУССЕНУ, среди организаторов которого — Музей Лувр и Парижский музей современного искусства. Участник более 100 персональных и групповых выставок в России и за рубежом.

Работы находятся в государственных и частных музеях России, Европы и США. Например: Музей Бенуа (ГМЗ «Петергоф», Санкт-Петербург), Музей Гугенхайма (Бильбао, Испания), Музей современного русского искусства (Нью-Джерси, США). Муниципальный центр искусств (Вресс, Бельгия), Национальный художественный Музей Республики Саха (Якутск)...

6Открытие_1-АЛЕКСЕЕВА

На фото: 

«Большое яблоко» — самое большое и зрелое из всех яблок выставки «Свет и воздух».



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




расширенный поиск
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook