1 октября 2016, суббота, 15:15
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

Бригадным методом — в «железное» искусство

Екатерина ШАКШИНА, 29 сентября 2016
На этой стене выставочного зала в центре — работа Фёдора МОДОРОВА, посвящённая визовцам. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Серебряный век на родине закончился и эмигрировал в Европу. А здесь, на отечественных просторах, загремела железом, загрохотала отбойными молотками, запылала огнём доменных печей индустриализация. И искусство было призвано на службу разрушения (старого) и созидания (нового). На передовую трудовых подвигов.

Новая выставка открылась в Музее изобразительных искусств (ул. Воеводина, 5) «Передовая передового. На стройке новой жизни Урала». Новое — ключевое слово. Представленные в экспозиции произведения художников рубежа 1920-30-х годов, времени первой пятилетки, — новость для зрителя. Большинство работ сейчас вышли из музейных фондов на публику впервые за несколько десятилетий. Уточнена атрибуция, проведена реставрация. Искусствоведы музея первыми начали работу с этим мало исследованным искусством «железной» пятилетки. Затем к ним присоединились художники — по-старому и по-новому одновременно. Решили поработать тем же бригадным методом, каким отражали индустриализацию их коллеги в далёкие годы. Они побывали на передовых уральских объектах той индустриализации и своими инсталляциями, фотопроектами, рисунками стали посредниками между теми творцами новой жизни и нового искусства — и нами, своими современниками.

«Портрет мастера П. А. Перетрухина» создан Борисом КОМАРОВЫМ в 1932 году. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Экспозиция «Передовая передового» сформирована не по хронологическому принципу и не «по авторам». Куратор выставки, искусствовед ЕМИИ Ирина КУДРЯВЦЕВА предложила другую концепцию — драматургическую: с прологом, развитием действия и кульминацией, где «на сцену» выходят герои… От городских пейзажей, ещё не тронутых индустриальными переменами, к картинам стройки, работы в цехах и шахтах, к людям, которые вытащили на своих плечах, своими руками, да ещё и с энтузиазмом, громаду индустриализации.

«Это выставка о художниках, сделанная художниками для художников». То есть зрителям предлагается войти в выставочную «лабораторию» на равных. Не каждый, конечно, захочет стать художником в восприятии искусства первой пятилетки, но уклониться от этого качества будет непросто (испытано на себе). Диалоговая форма общения распространяется по всем залам: произведения 1928—1932 гг., архивные документы, газетные страницы тех лет в своеобразном коллаже взаимодействуют с работами молодых художников. Целой бригадой с «бригадиром» Ириной Кудрявцевой: Анастасия БОГОМОЛОВА, Кристина ГОРЛАНОВА, группа «ЖКП», Сергей ПОТЕРЯЕВ, Сергей РОЖИН, Саша САЛТАНОВА, Артём СУРКОВ. Побывав в местах строек Урала, где работали изобригады первой пятилетки, они вдумчиво и азартно «вошли в образ» и вышли на новое осмысление сотворённого предшественниками средствами современного искусства.

Так, в инсталляции «Природа ландшафта» Сергея Потеряева распростёрлись каменные останки былых гор. Постиндустриальный уральский пейзаж выглядит «переформатированным», почти инопланетным. А на холсте Петра ПОКАРЖЕВСКОГО (1930) здесь идёт добыча железной руды — 86 лет назад… В странный текст складываются на белой поверхности старые детали, найденные Сашей САЛТАНОВОЙ на заводской территории, как шифровка из прошлого. Египетские иероглифы разгаданы, и эти мусорные обломки когда-то нужного и передового нуждаются в дешифровщике. Может, им станет кто-то из зрителей?

Картина Петра ПОКАРЖЕВСКОГО «Добыча железной руды» (1930). Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

В годы первой пятилетки русский авангард уже объявлен чуть ли не порочным явлением, а «единственно верное» направление в советском искусстве — социалистический реализм — ещё только формируется. И на выставке мы встречаем и отголоски того, и близкий зов этого в контексте индустриализации. Даже «отблески» ранней христианской живописи бросаются в глаза, даже достижения «буржуазных» импрессионистов — в серии об уральских шахтах Ивана ИВАНОВСКОГО и Александра ШИПИЦЫНА. Работа с длинным названием «Ударники Коммунистической Краснознамённой электропечи им. «Уральского рабочего» (1931 год) вдруг являет композицию, схожую с житийной иконой. Основная часть — трудовой процесс у печи. По углам, как клеммы на иконе, — образ бригадира и групповой образ бригады. Автор этой работы Фёдор МОДОРОВ (в будущем ректор Суриковского института и народный художник РСФСР) ещё в 1919 году работал над реставрацией иконы XIII века «Ярославский Спас». Исток его подступов к социалистическому искусству?

Портреты передовиков часто снабжены биографиями, перечислением достижений, написанных тут же художником. А наши молодые современники устроили на выставке своеобразный пантеон её авторов — с «биографическими» досками. Работы Евгения ЛЬВОВА, Ярослава ТИТОВА, Василия ХВОСТЕНКО, Василия КРАЙНЕВА, Фридриха ЛЕХТА, Сергея ПЕТРОВА, Амшея НЮРЕНБЕРГА, Бориса ИОГАНСОНА и других членов уральских «изобригад» представлены на «Передовой передового». Тех, кто отдал творческое время и вдохновение первой пятилетке, кто приезжал на Урал в группах единомышленников — от АХР (Ассоциация художников революции) или других объединений,— уже давно нет на свете. И Сергей Рожин в своей серии объектов (дерево, акрил) размышляет на тему «Искусство и Смерть». Здесь бывшие творцы, превратившиеся в нестрашные скелеты, с самоиронией и оптимизмом отправляют послания через времена: «Живи каждый день, как последний, и не ошибёшься». Бессмертие от индустриализации не зависит… «Железные» пять лет отражены и в золоте Сашей Салтановой. В годы, когда «бог отсутствовал», людей обратили в новую религию. В прозрачном лайт-боксе, в свете огней, сияет обручальное кольцо с гравировкой по золоту «Индустриализация» — обвенчали, окружили.

Золотое кольцо индустриализации. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Нас зовут в бригаду художников. Как быть, как стать?.. Лозунг в выставочном зале, исполненный по стандарту первой пятилетки и сегодняшний по свободе мысли, подскажет: «Для рефлексии нет инструкции». 



Новости по теме

Из «Кружевной сказки»…
Выставка как Театр Содержит Фото Светлана ДОЛГАНОВА, 20 сентября 2016
Персональная выставка главного художника Театра кукол Юлии СЕЛАВРИ — не простая.
Хроники города N Содержит Фото Екатеринбургский художник посвятил цикл работ своей родине Елена ЗАГОРОДНЯЯ, 1 сентября 2016
Ревде, у которой 1 сентября — день рождения.
Вера ВОИНКОВА на вернисаже.
В диалоге с природой на «ты» Содержит Фото Наталья ШУСТОВА, искусствовед, 22 августа 2016
Выставка «Красное и синее» будет представлена зрителям.
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Ищите нас на Facebook