27 декабря 2017, среда, 18:14

А слышали ли вы, как чаши поют?..

В Музее истории Екатеринбурга — выставка буддийской культуры Лилия МАЛЬГИНА, 9 июня 2012

Поют они протяжно так, на одной, кажется, ноте, в унисон друг с другом, но на разных тонах… И звук завораживает, гудит медно, железно, латунно, погружая в состояние пребывания «вне»: вне тела, вне мыслей, вне пространства. И умиротворение снисходит на человеческую, воплощённую на этой земле и в этот час, сущность, и даёт — пусть и кратковременное — ощущение счастья. Под медитативные «пения» тибетских чаш, послушных рукам участницы этно-оркестра «Alpha KO» Евгении МАКАРОВОЙ, обретаешь чувство абсолютной свободы — от условностей, стереотипов, социальных рамок и норм. Это ли не истинная благодать — будучи простым смертным, обрести духовное бессмертие.

Людей, готовых чистосердечно написать «буддизм» в графе «религиозные воззрения», в уральском мегаполисе насчитывается не так уж и много. «Человек сто—двести, — говорит президент екатеринбургского Буддийского центра Алмазного Пути традиции Карма Кагью Александр КУЛИГИН. — Однако верованиями тибетских монахов и калмыцких кочевников многие интересуются не столько из-за особенностей традиций, сколько из-за философии, которая заключена в основных положениях буддизма». «Я учу тому, каким всё является на самом деле, — в конце своего земного существования сказал Будда Шакьямуни. — Будьте сами себе путеводным светом». В музее истории Екатеринбурга (ул. Карла Либкнехта, 22) завет просветлённого индуса исполнили…

Переселение душ, избавление от страданий и обретение счастья, достижение просветления через медитацию и осознание собственной будда-сущности… Не к этому ли стремится каждое живое существо, наделённое разумом? Но как же ему, гонимому социальным и половым неравенством, финансовыми синусоидами глобального масштаба и мелочными бытовыми неурядицами, прийти к истинному Пути? Открыть глаза и уши, сердце и душу, сознание и подсознание — и ступить на проторенную миллионами предшественников дорожку восточной, по мнению западных адептов, философии, и религиозного, согласно воззрениям азиатов, учения. В чём тут различия? Если философский ум оперирует концепциями и логика (или абсурд) — его главный инструмент познания действительности, то вера находится вне жёсткого концепта. «По сути медитация — та же практика успокоения ума, — говорит активист Центра Алмазного Пути Ксения ПОПОВА. — Но она не просто развивает способность абстрагироваться от внешних раздражителей и концентрироваться, к примеру, на дыхании — медитация способствует освобождению нашей Будды-природы, которая есть у всех, но скрыта внутри нас под ворохом впечатлений, концепций, идей…»

Почему буддизм так популярен в доныне благополучной Европе? Во-первых, именно туда, рассказывают организаторы выставки, и бежали тибетские служители монастырей (костюм монаха, кстати, средь множества экспонатов представлен) в конце 50-х годов прошлого столетия, когда на Тибете начались народные волнения, связанные с насильной китаизацией горных земель. В каком обличье несчастные беглецы покидали свои храмы, и можно увидеть на экспозиции. Восточное учение обрело крепкую почву под ногами благодаря датчанину Оле НИДАЛУ, в 60—70-х настолько увлёкшемуся практиками Востока, что это сделало его первым европейским Ламой. Благословенный когда-то Его Святейшеством Шестнадцатым Гьялвой КАРМАПОЙ, Оле и по сей день путешествует по свету, вдохновенно рассказывая об Алмазном Пути и основывая по всему миру буддийские центры.

Иной путь был у буддистов, живших на землях Государства Российского. Речь о калмыках. Их нарядные национальные костюмы, богато вышитые по бархату и атласу витиеватыми золотыми узорами и яркой тесьмой, для экспозиции предоставил историко-этнографический музей Самарского госуниверситета. Но то всего лишь «иллюстрация». Сама история вероотступничества и веровозвратничества азиатов, обитавших на Урале и в Поволжье, и трагична, и оптимистична.

— В XVIII и XIX веках служившие в оренбургском казачьем войске калмыки были крещёными, — рассказывает президент екатеринбургского Буддийского центра Алмазного Пути традиции Карма Кагью Александр КУЛИГИН. — Оказалось, процедура эта проходила среди простого народа и князей массово, дабы обеспечить себе в какой-то степени политическую безопасность: до 1906 года вероотступничество от православия в России жестоко каралось.

Так что предки нынешних «свободных буддистов» калмыцких кровей слыли настоящими «подпольщиками». Как и те, видимо, кто в годы Великой Отечественной войны хранил у себя под половицей статуи Будды и прочую религиозную утварь из Монголии и Бурятии. Не потому, что предмет «священный» или «для фронта, для Победы» жалко. Просто красота буддийских статуй настолько завораживала обладателей, что рука у них не поднималась отправить произведение искусства в плавку.

Вот и сегодня мы любуемся на повидавшие виды статуэточки. Самые древние относятся к XVIII веку, самые молодые — к веку XX. Но, безусловно, все — в единственных экземплярах и живут в частных коллекциях горожан и коллекции Центра Алмазного Пути. Уникальной станет для Екатеринбурга и храмовая Ступа, которую мечтают построить и подарить городу буддисты. Обладающие сильной положительной энергетикой, они не зря возводятся около храмов — напоминают людям об их просветлённой природе, умиротворяя и настраивая на счастье. Миниатюрная, всего метр высотой, Ступа находится и здесь. Зарядиться божественной благодатью гости первой в уральской столице выставки «От Тибета до Урала. Великий Путь» смогут до 9 июля.

КСТАТИ

Выставка организована Международной общественной организацией содействия сохранению культурно-исторических традиций народов центральной Азии «Культурное наследие Гималаев» при участии музея Самарского госуниверситета и Буддийского центра Алмазного Пути традиции Карма Кагью города Екатеринбурга.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook