10 июня 2018, воскресенье, 03:13

Вышел Муми-тролль из шляпы…

Екатерина ШАКШИНА, 21 декабря 2012

Книга и мультфильм отмечают «круглые» даты в кругу посетителей Музея истории Екатеринбурга

Сказочные персонажи имеют обыкновение необыкновенно выходить к зрителям. Кто откуда: Ёжик вышел из тумана, а Муми-тролль — из шляпы. Это явление героя сказок финско-шведской писательницы Туве ЯНССОН и мультипликационной трилогии екатеринбургского режиссёра Анатолия АЛЯШЕВА произошло 18 декабря. Музей истории Екатеринбурга (ул. Карла Либкнехта, 26) и его учредитель — управление культуры администрации города — представили в предновогодние дни волшебную выставку «Муми-дол», где дети и взрослые вдруг оказались в одинаковом возрастном периоде — в детстве.

Огромная шляпа-цилиндр стала входом в музейный кинозал, вообще превратилась в кинотеатр Муми-дола. На экране в «шляпе» идёт нон-стоп замечательный трёхсерийный фильм, cозданный в 80-х годах прошлого века на Свердловском телевидении, в мультипликационном цехе, который в ту пору все так и называли — «Аляшевская студия». А по стенам развешаны яркие рисунки-кадры, созданные художником-постановщиком фильма Евгенией СТЕРЛИГОВОЙ, известным книжным графиком, иллюстратором многих книг Владислава КРАПИВИНА. Вместе со зрителями фильм «смотрят» и сами его герои: ростовые фигуры Муми-мамы, Муми-папы, Снорка, фрекен Снорк и главного виновника торжества — Муми-тролля…

Светлана БУЛАТОВА и Анатолий АЛЯШЕВ колдуют со шляпой Волшебника. Фото: Дмитрий ОВСЯННИКОВ.

Выставка «Муми-дол» открылась в присутствии и с участием автора анимационной трилогии Анатолия АЛЯШЕВА. На пороге «шляпы», которая увела нас потом в кинозал, научный сотрудник музея Светлана БУЛАТОВА и кинорежиссёр затеяли «шляпное» волшебство. Кто читал книжки про Муми-тролля, кто видел мультик, знают, а кто не знал — узнал, что надевать этот роскошный чёрный цилиндр на голову не рекомендуется: чревато удивительными превращениями. А вот поколдовать с этой шляпой Волшебника — самое то. И Светлана с Анатолием Аляшевым с увлечением этим занялись на глазах публики. Опустили в цилиндр пуговицы, добавили немного бусин, затем сборники стихов, написанные Муми-папой, сиреневого ёжика и… Оп-ля! Получился знаменитый шведский имбирный чай, а Муми-мама (сотрудник музея Зоя СЕРГЕЕВА) уже накрыла стол с угощениями, принятыми в Муми-доле. Ведь в этом чудесном месте все события отмечают весёлым пиром. А как не отметить грядущие муми-события? Директор Музея истории Екатеринбурга Ирина ЕВДОКИМОВА представила юбиляров. В 2013 году исполняется 65 лет книге Туве ЯНССОН «Шляпа волшебника» (финка по рождению, она писала на шведском языке) и 30 лет со дня выхода в телеэфир третьей и последней части мульт-трилогии «Муми-дол» по сценарию и в режиссуре Анатолия Аляшева.

Стены в кинотеатре-шляпе украшены портретами кинозвёзд Муми-дола. Фото: Дмитрий ОВСЯННИКОВ.

Пока гости пировали, мы осматривали экспозицию, где архивные материалы, оригинальные эскизы Евгении СТЕРЛИГОВОЙ, черновые режиссёрские наброски предстали в сказочном пространстве арт-объектов и чудес Муми-дола, созданных в музее. Вот и Волшебник отдыхает от кинематографического волшебства в музейной витрине. Кого же так напоминает этот единственный кукольный персонаж рисованного мультфильма? Ну конечно, самого Анатолия Алексеевича Аляшева. Режиссёр и не отрицает: «Что-то «автопортретное» в нём есть. Черты облика того человека, который на тридцать лет моложе меня теперешнего. И сходство не удивительно, ведь мультипликация — тоже волшебство…» Автор фильмов рассказывал нам, как рождалась мультипликационная трилогия «Всё дело в шляпе», «Лето в Муми-доле» и «В Муми-дол приходит осень».

— Работали в режиме «день-ночь-день», затем ночной сон и снова тот же рабочий ритм. Останавливаться нельзя, потому что мультипликация — дело непрерывное. Отвлечёшься и выйдешь из образа персонажа, он уже другой, и ты иной, и надо снова совпасть…

Спросили, какого размера муми-тролли, которых Аляшев оживил в фильме. Оказалось, очень маленькие: возвести лес из деревьев для киносказки тогда было сложно, и Муми-дол раскинулся в траве. Так что Муми-троль не выше самой долговязой травинки.

Свердловские муми-тролли отличаются от «мумиков», нарисованных самой писательницей для своей книги. Так же, как Винни-Пух Фёдора ХИТРУКА отличается от первых иллюстраций к книге Алана Александра МИЛНА или от своего диснеевского собрата. Евгения Стерлигова наделила Муми-тролля, его друзей и родственников особым, индивидуальным шармом. А тувеянссоновская «иконография» красовалась на майке Почтальона (эту роль исполнила Евгения ВАХРУШЕВА), принимавшего от ребят и взрослых ответы на вопросы игры-квеста о жизни в Муми-доле. Ответил правильно — получай уникальную почтовую марку с изображениями любимых персонажей. Одним из первых награду получил первоклассник школы № 76 Алёша УСТЮГОВ: он и книгу читал, и мультики смотрел, и разгадал все загадки без ошибок.

Волшебник — единственная кукла в рисованном мультике. Фото: Дмитрий ОВСЯННИКОВ.

Председатель Свердловского отделения Союза кинематографистов РФ Владимир МАКЕРАНЕЦ пришёл поздравить коллегу с вернисажем и тоже получил подарок. Да и не только он. Анатолий Аляшев дарил первым посетителям музейного «Муми-дола» кусочки плёнки с кадрами фильма на память — с автографом. А из кинотеатра — из гигантской шляпы Волшебника — доносился весёлый голос Муми-тролля: «И пусть у всех, у кого было нехорошо, всё будет хорошо!..»

В отличие от книжных героев, кинематографические муми-тролли в зимнюю спячку не залягут. Они будут бодрствовать в музейном «Муми-доле» до самой весны.

Кстати

Каждый из фильмов трилогии «Муми-дол» был удостоен призов Всесоюзного фестиваля телевизионных фильмов (1979, 1982, 1984). На счету кинорежиссёра, заслуженного работника культуры Анатолия АЛЯШЕВА таких призов ещё немало: за фильмы «Бурёнка из Маслёнкино», «Над нами не каплет», «За твоим окном», «Ой, куда мы залетели…»



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




расширенный поиск
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook