Кое-что о тестировании школьников…

Мария ДЁМИНА, 19 июля 2017
Фото: архив.

О социально-психологическом тестировании в школах на употребление наркотических средств было много разговоров: начиная с того, как организовать процедуру до законности и эффективности её вообще. Так или иначе, это тестирование есть, и оно законно. Раннее выявление учащихся, допускающих возможность немедицинского употребления психоактивных веществ, проводится в соответствии с приказом № 658 Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.06.2014.

В Екатеринбурге в 2016 году, учитывая рекомендации областного Министерства общего и профессионального образования, в социально-психологическом тестировании принимали участие только обучающиеся в возрасте от 13 до 14 лет. Нынче, наряду с этой возрастной группой, ещё и 14—15-летние, которые в прошлом году не смогли принять участия в тестировании по объективным причинам (болезнь, олимпиады, конкурсы, спортивные соревнования). Это 426 человек.

В том же году по запросу Департамента образования Екатеринбурга на базе интегрированной информационной системы «АИС-Образование» был разработан специальный модуль, позволяющий проходить процедуры социально-психологического тестирования и обрабатывать его результаты в автоматическом режиме. Само же тестирование проводится анкетно-опросным методом с использованием психологической методики «Исходная оценка наркотизации» (команда авторов под руководством Г. В. ЛАТЫШЕВА).

Анкета включает в себя 75 вопросов/утверждений и позволяет, по мнению авторов методики, на основе полученных результатов провести анализ ситуации. Факторов, которые могут повлиять на возможность приобщения подростков к употреблению наркотиков, пять: общесоциальные (макросоциальная среда); взаимоотношения со сверстниками; «школьные» факторы; индивидуальные; семейные.

К сожалению, не все родители понимают важность анкетирования, хотя перед тестированием обязательно проводится информационная работа. В этом учебном году подлежали тестированию 17 392 екатеринбургских подростка. К сожалению, не все из них его прошли. Причины — разные. Но 687 человек (3,9%) отказались от проверки.

Тестирование показало, что у 95,63% подростков вероятность приобщения к употреблению психоактивных веществ минимальна либо риск вообще отсутствует. Так что «не так страшен чёрт, как его малюют».

А вот самые распространённые ответы подростков. К наиболее опасным факторам макросоциальной среды они относят: доступность приобретения психоактивных веществ, моду на них и несоблюдение обществом существующих антинаркотических законов. При этом 26,7% подростков отмечают, что именно макросоциальные факторы общественной среды становятся причиной первых проб употребления психоактивных веществ.

В подростковом возрасте особенно значимы взаимоотношения со сверстниками. Факторами риска в этот период становятся наличие в ближайшем окружении подростков лиц с девиантным поведением, принадлежность к «отвергнутым» или к тем, кто находится в контакте с «отвергнутыми» детьми, отчуждение или конфликтные взаимоотношения со сверстниками. По результатам анкетирования влияние окружения обозначили 6% (в 2016 году — 3%) подростков.

Факторами риска в школьной среде являются также раннее асоциальное поведение; стойкая неуспешность в учёбе; социально-психологический климат в классе, в школе и стрессовая тактика педагогического воздействия.

А вот индивидуальные факторы риска в первую очередь связаны с самооценкой подростков. Причиной их деструктивного поведения могут стать неустойчивая и неаргументированная самооценка, низкий уровень эмоциональной зрелости, несформированная система ценностей и отношение к возможности употребления наркотиков. Что касается детско-родительских отношений (семейные факторы), то налицо снижение количества подростков, для которых они являются высоким фактором риска (с 0,75% в 2016 году до 0,66%).

Результаты социально-психологического тестирования помогают каждой общеобразовательной организации скорректировать свою профилактическую работу, которая в образовательном комплексе столицы Среднего Урала проходит в рамках стратегического проекта «Выбираю жизнь».

Итоги тестирования 2016/17 учебного года ещё раз подчеркнули его профилактический характер. Они напомнили о важности воспитания осознанного выбора подростками здорового образа и позитивного стиля жизни. И, наконец, поставили задачу активизировать работу общеобразовательных организаций по информированию родителей о результатах тестирования, добиться повышения их мотивации на участие детей в анкетировании. Есть и проблема, требующая особого внимания, — как создать условия для прохождения тестирования детей мигрантов, плохо говорящих на русском языке.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF