22 июня 2018, пятница, 06:45

Лето без опасности, или Как отпугнуть похитителя за 5 секунд

Надежда БАЯНДИНА, 21 мая 2018
Ни в коем случае нельзя идти на зов, доносящийся из чужого автомобиля. Фото: архив.

Лето — долгожданная пора школьных каникул и… потенциальных угроз для свободных от родительской опеки детей. Знает ли ваш ребёнок основные правила безопасного поведения? Имеет смысл проверить и, если итог не порадует, — «вооружить» любимое чадо необходимой информацией.

По данным МВД, ежегодно в России бесследно исчезают 15—20 тысяч несовершеннолетних. Казалось бы, родители должны задуматься и подготовить ребёнка к угрозам, таящимся на улице. Но опыт специалиста по детской безопасности Елизаветы АВЕРКИЕВОЙ показывает, что этого не происходит. Или беседа не проводится вовсе, или проводится, но неэффективно. Как бы там ни было, 9 из 10 детей считают, что должны быть вежливы с пожилыми людьми и помогать им, когда они об этом попросят. При этом «пожилой» в их представлении — человек в возрасте 40—50 лет. Потенциальный же преступник с точки зрения школяров виден невооружённым глазом благодаря подозрительной наружности, вплоть до чёрной маски на лице.

В преддверии каникулярного сезона рассказываем, чему нужно обязательно научить ребёнка.

Кому можно верить?

Первое, что следует сделать, — определить круг лиц, с которыми ребёнок может куда-то пойти.

— Вместе нарисуйте круги доверия, — рекомендует Елизавета Аверкиева. — Точка в центре — сам ребёнок. В ближайшем к нему круге — самые родные люди: мама, папа, бабушка, дедушка и т. д. Только они могут трогать, обнимать и целовать ребёнка. Только их можно и нужно слушаться безоговорочно.

Второй круг — круг хороших знакомых. В него можно включить классного руководителя, тренера, лечащего врача и т. д. Проявление излишней нежности со стороны данных лиц недопустимо. Если же человек из второго круга о чём-то попросит или куда-то позовёт, следует предварительно спросить разрешение родителей.

Все, кто за пределами последнего круга, — чужие.

— Ребёнок должен запомнить: ни один взрослый человек не должен просить о помощи несовершеннолетнего, не должен ничего ему предлагать, не должен никуда звать. Ни один и никогда! — подчёркивает специалист по детской безопасности.— Объясните: если у незнакомого дяди или тёти действительно что-то случилось, логичнее обратиться за помощью к взрослому человеку, который знает и умеет больше ребёнка.

Также проговорите, что ни в коем случае нельзя идти на зов, доносящийся из чужого автомобиля.

Что делать, если незнакомый взрослый пристаёт с разговором?

Учим любимое чадо не останавливаться. Психологически сложнее уйти или отказаться от разговора, если ты уже остановился, поэтому лучше ускорить шаг. В крайнем случае ответить: «Извините, я спешу».

Если взрослый не отстаёт, следует громко сказать: «Я вас не знаю. Я не буду с вами разговаривать».

Не помогает? Предупреждаем: «Если вы сейчас же не уйдёте, я закричу».

Как правило, после этого негодяй отходит в сторону. Если же он схватил за руку и куда-то потащил, громко кричим: «Помогите! Я не знаю этого человека! Он преследует меня» и цепляемся за окружающие предметы: качели, скамейку, куст.

Плачущий или просто кричащий ребёнок, которого тянет за собой взрослый, не вызовет нужной реакции окружающих: они могут подумать, что несовершеннолетний капризничает. А вот указание на то, что вы не знаете этого человека, обязательно сработает, считает Елизавета Аверкиева.

Если нападение происходит в подъезде, уместнее кричать: «Пожар!»

Удалось вырваться — бежим!

Куда бежать?

Как ни странно, большинство детей отвечает на этот вопрос следующим образом: «В лес, в подъезд, в сторону гаражей», то есть туда, где, по мнению несовершеннолетних, можно спрятаться.

Ответ неверный. Бежать надо туда, где есть люди. В магазин, аптеку, метро, на остановку общественного транспорта, в школу или детский сад, поликлинику либо на детскую площадку в центре двора. Оказавшись в безопасном месте, следует сразу позвонить родителям.

Категорически нельзя прятаться в подъезде, среди гаражей или на стройке, бежать в сторону парка или стоянки автомобилей. Ещё одно потенциально опасное место — лифт. Учим ребёнка не заходить туда с незнакомыми мужчинами. Если человек предлагает войти в лифт вместе, следует сказать: «Я жду маму (папу), поезжайте без меня».

Впрочем, имеет смысл «вооружить» любимое чадо не только знаниями, но и полезными гаджетами, например, GPS-трекером в виде брелка или часов. Наблюдать за его местоположением можно также через мобильный телефон.

Мнение эксперта

Выбирайте организованный отдых

Елена ДЕРЯГИНА, председатель комиссии по развитию образования, науки, физической культуры, спорта и молодёжной политике Екатеринбургской городской Думы:

— Чтобы защитить ребёнка от уличных неприятностей во время летних каникул, советую устроить его в лагерь. Это — гарантия безопасности, польза для здоровья и интересное времяпрепровождение.

Особенной популярностью у горожан пользуются загородные оздоровительные лагеря, которых становится всё больше.

Дело в том, что в Екатеринбурге действует программа по развитию материально-технической базы ДОЛ (детских оздоровительных лагерей. — Прим. ред.), позволяющая капитально отремонтировать те лагеря, которые город берёт на баланс.

Муниципалитет идёт на это, понимая важность оздоровления детей и востребованность загородного отдыха родителями. Ещё несколько лет назад у нас было всего 12 лагерей — сегодня их 17, и все они качественно отремонтированы. Одним из последних на баланс муниципалитета перешёл лагерь «Космос», который находился в ведении Свердловского научно-исследовательского института атомной промышленности СССР и с 1991 года простаивал. Теперь на протяжении всего лета в нём звучит детский смех!

Кстати, наша комиссия каждый год выезжает в загородные лагеря. Мы интересуемся условиями проживания детей, вопросами безопасности, программами, которые здесь реализуют, и т. д. Горжусь, что на протяжении многих лет в наших ДОЛ не было ни одного ЧП (тьфу-тьфу-тьфу)!

Домашняя работа с ребёнком

  1. Рисуем «круги доверия».
  2. Развенчиваем миф о «жутких дядьках».
  3. Спрашиваем ребёнка, что он сделает, если… А потом даём правильный ответ. Объясняем, а не поучаем.
  4. Повторяем алгоритм поведения много раз в различных ситуациях.
  5. Вселяем уверенность в себе, хвалим и поощряем ребёнка.
  6. Вместе смотрим, а затем обсуждаем сказки, иллюстрирующие тему безопасности: «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят» и т. п.
  7. Подаём пример: смотрим в глазок, переходим улицу только на зелёный свет и т. д.

А ещё нужно помочь ребёнку вызубрить номера телефонов близких людей (мобильный и рабочий) и домашний адрес. Не помешает также заучить улицы (например, по дороге в школу или детский сад), названия ближайших супермаркетов и учреждений. Эти простые упражнения развивают не только внимательность, но и умение оценивать окружающий мир с точки зрения безопасности.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF