25 мая 2018, пятница, 05:06

Небо не захватить. Версия следствия

Лев КОЩЕЕВ, 22 мая 2018
Младший лейтенант милиции Владимир Ежиков

45 лет назад, в мае 1973 года в СССР произошла попытка угона авиалайнера, которая обернулась несколькими десятками жертв. Знакомство со всей историей воздушного терроризма в СССР заставляет прийти к выводу: более всего преступников провоцировала беспечность и благодушие людей.

История угона самолета Бразинскасами была настолько чудовищна, что от неё… отмахнулись. Это ж звери какие-то, такие среди советских людей невероятная редкость. Стало быть, готовиться к повторению трагедии особого смысла не имеет. Так что вводить поголовный досмотр пассажиров перед посадкой не стали. Для этого потребовались бы серьезные траты на закупки оборудования.

Главное, сам факт таких мер разрушил бы убежденность рядовых граждан, что они живут в безопасной стране. Это что, получается, в стране так много тех, кто хотел бы угнать самолет? То есть хотел бы оказаться за границей? Причем они готовы ради этого на всё? Им настолько не нравится в СССР? Эта мысль заставила бы самих рядовых граждан задуматься, не хочется ли иммигрировать и им…

Вместо этого экипаж решили обеспечить защитой в лице милиционера, который летит в пассажирском салоне. Будь такой на злополучном Ан-24 – вполне возможно, все остались бы живы и здоровы. Такую же меру тогда ввели и в США. Ни там, ни у нас не задумывались, какие последствия может иметь перестрелка угонщиков и милиционера в заполненном пассажирами салоне. Считалось, что угонщики попросту не начнут стрелять. Они же не самоубийцы. Разве человек может быть самоубийцей?

Терзающие звери

После кошмарного 1970-го два года в небе царило спокойствие. Но 23 апреля 1973 года выяснилось: человек может быть самоубийцей, вполне.

Пассажир рейса Москва-Ленинград Иван Бидюк передал в кабину записку с требованием лететь в Стокгольм. Деталь, ярко характеризующая мышление людей той эпохи. Казалось бы, террористу уже нечего было терять. Однако он в записке пытался убедить пилотов, что вовсе не является предателем, решившим бросить Родину навсегда: после встречи с представителями высшего  руководства СССР он, возможно, вернется в страну.

Бидюк сообщал, что при себе имеет два килограмма шахтной взрывчатки. И не побоится пустить её в ход ценой своей жизни: «Я много лет испытываю на своей шкуре когти кровожадных сверхзверей и в противном случае смерть для меня не печаль, а убежище от хищных, алчущих моей жизни зверей».

Казалось бы, любой, даже самый незначительный риск для жизни десятков пассажиров – это железный аргумент лететь в Стокгольм, а здесь риск существенный. Но для пилотов Стокгольм страшнее смерти. Они решают сесть в Пулково, до последней секунды скрывая это от угонщика. Тот стоит в тамбуре перед входом в кабину, иллюминаторы там малюсенькие и далеко от него.

Чтобы не насторожить его звуками, пилоты не выпускают закрылки и предкрылки, а так же шасси. Но на высоте 150 метров без шасси уже никак, посадка через несколько секунд. Услышав характерный звук, террорист тут же всё понимает и пускает бомбу в дело. Посадить раскуроченный лайнер удается лишь чудом. Погибли два человека – сам Бидюк и преграждавший ему путь в пилотскую кабину бортмеханик Грязнов.

 «Требование изменить курс»

Утром 18 мая рейс из Москвы в Читу заканчивал свою долгую дорогу. Борт начал снижение, диспетчер выдал летчикам необходимую информацию.

inx960x640Тот самый \"борт 42379\"

В 09:31 местного времени спокойная жизнь кончилась:

- Чита-подход, [я] 42379. Поступило требование изменить курс, подчиниться указанию, то есть сигнал бедствия включен бортмехаником, и сказали: сейчас зайдут в кабину и скажут, куда лететь.

Немного погодя летчик сообщил, что прекратил снижение, идет на высоте шесть с половиной километров. Каким будет его новый курс, или каково новое место назначения – ни слова.

Еще через две минуты на земле зафиксировали сигнал тревоги. Летчик может его выдать в эфир, незаметно для окружающих нажав на специальную кнопку. В данном случае было девять продолжительных нажатий.

Пытаясь понять, что происходит с самолетом, диспетчеры внимательно следили за его отметкой на локаторе – куда она будет двигаться? Самолет находился в сотне километров западнее Читы. И в этот момент метка… исчезла.

Что могло означать лишь авиакатастрофу. В означенный район ринулись поисковики.

Сшитое лицо

Уже первый облет на вертолете позволил понять причину катастрофы – взрыв на борту. Слишком характерным был широкий разброс обломков на площади в десяток гектаров. Эта подробность «утекла в народ», а вот то, что рейс был угнан, осталось засекреченным. Поэтому по шокированной Чите поползли слухи, что в самолет угодила ракета, пущенная военными. А как еще можно объяснить взрыв на высоте? О террористах с бомбами тогда еще и не слыхивали.

Тем временем лица, обладавшие всей полнотой информации, оказались в недоумении. Да, похоже еще один террорист пронес на борт бомбу. Но зачем он её взорвал, если экипаж подчинился его требованиям? Случайная детонация?

Так или иначе, идут поиски террориста. Это должен быть пассажир, получивший максимальные увечья. Оперативники осмотрели буквально каждый сантиметр тайги в районе падения, собрав все обломки и части человеческих тел. Тягостная и кропотливая работа судмедэкспертов дала результаты: они определили тело, имевшее максимум прижизненных травм. Никаких документов на нём не было. Пришлось собирать голову трупа, как паззл, аккуратно сшивать лицо. Его фотографию показывают всем авиакассирам в Москве и Челябинске, Новосибирске, Иркутске, где самолет совершал посадку и брал пассажиров.

- Заяц! – вскрикнула иркутская кассирша, и тут же застеснялась. Так и не смогла объяснить, почему ей вспомнился лесной зверек. Да, этот человек купил билет у неё. Нет, когда это произошло, она не помнила – начинался курортный сезон, покупатели билетов шли непрерывным потоком.

Никаких компьютеров тогда еще не было. Ей пришлось перебирать пухлые пачки корешков билетов, проданных ею за последние недели. Нужный листок она нашла только через несколько часов, и тогда оперативники узнали, к чему относилась её реплика. Фамилия пассажира была «Рзаев».

Сапер с фантазиями

Теперь на ноги были уже подняты чекисты по всей стране: в картотеках находили людей с такой фамилией, искали их. Понятно, что успех в поиске означал по сути поражение. Более того, вполне могло выясниться, что все Рзаевы живы и здоровы, а террорист пользовался документами на чужое имя. И следствие оказалось бы в тупике.

Однако уже через несколько дней радостная весть пришла из Баку: безвестно отсутствовал уроженец Кировобада (ныне Гянджа) Ченгиз Юнус-оглы Рзаев. То, что это именно тот Рзаев, который интересует КГБ, подтвердило изучение его биографии и опросы знакомых. Воинскую службу он проходил сапером. А в последние месяцы перед исчезновением работал на строительстве дороги, там использовалась взрывчатка. Порядки там были такие, что, если он приворовывал её понемногу, то никто бы не заметил.

Плохо владеющий русским языком Рзаев мечтал о дипломатической карьере. Пытался поступить в Московский институт международных отношений. Неудачу воспринял очень болезненно, перестав адекватно воспринимать реальность. С каждым днем он оценивал свои способности и таланты всё выше. Провал на экзаменах объяснял исключительно тем, что советская система преследует и зажимает талантливых людей из народа, таких, как он.

Было бы вполне предсказуемо, если бы он уверовал, что по достоинству его могут оценить только на Западе. Ну, или в соседней Турции, где язык и национальные традиции очень близки азербайджанским. Но тут его психика сделала еще один странный извив: ему начало казаться, что фантастическая карьера ждет его не где-нибудь, а именно в Китае. Ну, может быть, он вечерами слушал «Радио-Пекин». Мечтами уехать туда он делился со знакомыми.

Выстрелы в салоне

То, почему взорвалась бомба, определила судмедэкспертиза. Во время дотошных исследований из тела Рзаева были извлечены две пули, выпущенные из пистолета Макарова. А среди десятков тонн найденных на местности обломков отыскался пистолет, принадлежавший сопровождавшему самолет младшему лейтенанту милиции Ежикову. В обойме пистолета недоставало двух патронов.

По графику молодой иркутский милиционер не должен был сопровождать тот рейс. В последний момент подменил товарища.

Позднее обезумевшие от горя люди неоднократно оскверняли его могилу. Однако дотошное служебное расследование пришло к выводу, что Ежиков не виноват. Он действовал сугубо по инструкции – та, отталкиваясь от угона самолета Бразинскасами, предписывала милиционеру воспрепятствовать попаданию угонщика в пилотскую кабину, разрешая при этом применять оружие на поражение.

Обеспечить в такой ситуации человека инструкциями на любой случай невозможно. Как не смог бы адекватно действовать по своему разумению человек со знаниями и психотипом младшего офицера милиции. Тут и опытный, талантливый оперативник мог бы сплоховать. Короче говоря, идея «воздушных маршалов» была ущербной изначально.

Возможно, у Ежикова просто сдали нервы, и он начал стрельбу, не подумав, что попадание пули в бомбу может вызвать детонацию. Возможно, первый выстрел был неудачным, лишь ранил террориста, и тот успел в ответ подорвать себя. Ну, или ни Ежикову, ни тем, кто его готовил, не пришла в голову мысль, что террорист может сконструировать бомбу таким образом, чтобы она взорвалась, если террорист отпустил кнопку, потеряв сознание или погибнув.

В результате катастрофы погиб 81 человек.

Сопровождение самолетов милицией отменили. Но никаких мер безопасности взамен предложено не было. Никто не решался принять трудные решения, совещания впустую проходили одно за другим.

Есть хорошая мудрость: если вы не решаете проблему, однажды она придет прямо к вам в дом, да еще и в разгар праздника. В точности это и произошло спустя полгода.

Продолжение следует




Новости по теме

Экипаж самолета Ли-2, давшего отпор первой попытке воздушного угона в СССР
Небо не захватить. Операция "Свадьба" Содержит Фото Лев КОЩЕЕВ, 20 мая 2018
45 лет назад, в мае 1973 года в СССР произошла попытка угона авиалайнера, которая обернулась несколькими десятками жертв. Знакомство со всей историей воздушного терроризма в СССР заставляет прийти к выводу: более всего преступников провоцировала беспечность и благодушие людей.
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.






расширенный поиск
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook