30 июня 2018, суббота, 01:29

Договор — не телефонный разговор

Ещё одна распространённая ловушка интернет-магазинов Ольга ЗЫРЯНОВА, 26 апреля 2018
Мошенники нередко завлекают своих жертв невероятными скидками. Фото: архив.

Итальянские сумки из натуральной кожи, браслеты с шармами, швейцарские часы, брендовые футболки — эти и многие другие товары известных марок по соблазнительно низкой цене и с невероятными скидками сегодня можно найти в интернет-магазинах… А как же сложно пройти мимо этих предложений и не заказать! Но только что делать потом, когда натуральная кожа окажется искусственной, а швейцарские ходики не станут тикать?

В МБУ «Екатеринбургский муниципальный центр защиты потребителей» довольно часто обращаются покупатели, клюнувшие на роскошную, но при этом доступную вещицу, на деле оказавшуюся дешёвой подделкой, которую ещё и невозможно вернуть, чтобы получить назад уплаченные деньги...

Все рассказанные истории похожи одна на другую. Как правило, изначально покупатель попадает в ловушку агрессивно навязчивой рекламы (например, с предложением о продаже кожаной брендовой сумки всего за пару тысяч рублей), кликает и оказывается на сайте некоего интернет-магазина.

Сайт красочный, на фотографиях — отличные сумки по ещё более привлекательной цене, чем в предварительной рекламе, как говорится, на любой цвет, вкус и кошелёк. Есть даже отзывы покупателей, кажется, реальных — рядом фотография, имя, фамилия. Кроме того, сообщается, что организация соблюдает Закон «О защите прав потребителей» и гарантирует возврат денежных средств в случае, если товар не понравится или обнаружится брак. Оплата (о, счастье!) — после получения товара. Доставка (как удобно!) — через «Почту России».

И даже система оформления заказа — легче некуда. Как правило, для того чтобы оформить договор, клиенту предлагается ввести в специальную графу своё имя и телефон — и всё, в скором времени вам перезванивают, предлагая заполнить договор по телефону. Одним словом, всё быстро и мобильно, без затрат на встречи и переговоры, вполне в духе нашего времени… Да только главный минус в том, что таким образом у покупателя не остаётся ни одного документального подтверждения о том, что товар был заказан, как и не сохраняется никаких сведений о продавце, кроме тех, что указаны на сайте…

— Предположим, подобным образом, по телефону, вы оформили заказ. Получили его на почте, предварительно оплатив. Вскрыли, а там вместо розовой сумки — чёрная, или вместо двух красивых браслетов — дешёвенькая бижутерия, которая в действительности и стоит те указанные 99 рублей. Но ведь вам обещали высокохудожественное ювелирное произведение, да ещё и подарок в виде двух пар серёжек… И тут вы вспоминаете обещание возвратить деньги, если товар не понравится. Боюсь, с этого момента может начаться всё самое интересное: сайт уже не работает, телефоны не отвечают. Либо телефоны отвечают, вы, следуя полученной инструкции, отправляете товар обратно, оплачивая доставку, но свои деньги взамен не получаете. А предъявлять претензию, увы, некому. И найти лиц, которые скрывались под красивыми наименованиями и длинными ИНН, скорее всего, не удастся. Да что, собственно, предъявлять? Ведь доказательств того, что вы заказали товар с определёнными характеристиками, нет, — директор Екатеринбургского центра защиты прав потребителей Янина ГОЛУБЕВА продолжает историю, не раз рассказанную на приёмах самыми разными горожанами.

Что делать, если ситуация развивается именно по такому сценарию? Юристы Центра в подобных случаях рекомендуют обращаться в полицию. Но вот будет ли возбуждено уголовное дело, когда уже и сайт закрыт (а значит, установить его фактического владельца вряд ли возможно), и сим-карты, как выясняется, были оформлены на третьих лиц, и владелец счёта, куда вы перечислили деньги, давно скрывается, — неизвестно.

— Именно поэтому, заказывая товар через Интернет, нужно сохранять бдительность, — советует Янина Владимировна. — Подробно и внимательно читать всю информацию. Остерегаться заказов через телефон, без дальнейшего письменного его подтверждения. Проверять регистрацию лиц в реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (этот сервис работает круглосуточно, и он бесплатный!). А оплачивая товар, проверять, чтобы получатель денег и продавец были одним и тем же лицом. И ни в коем случае не верить, если вам говорят, что получатель — это директор или бухгалтер ООО, и он якобы имеет право получать деньги, предназначенные организации, на свой личный счёт. Это — повод задуматься.

Прежде чем идти на поводу красивой картинки и низкой цены, найдите на сайте официальную информацию о продавце и проверьте её с помощью сайтов надзорных ведомств — это недолго. Итак, алгоритм очень прост:

  1. Вбиваем наименование организации в специальную строку на официальном сайте Федеральной налоговой службы (egrul.nalog.ru). Ответ «По заданному критерию поиска юридических лиц не найдено» — тревожный сигнал.
  2. Тут же, на сайте налоговой службы, вводим в специальную форму другие данные, указанные на сайте продавца: ОГРН, ИНН. Не существует? Вывод: если такой организации нет в Реестре юридически лиц, значит, и соблюдения Закона «О защите прав потребителей» не будет.

— А как же отзывы реальных людей, спросите вы? Безоговорочно доверять им не стоит. В практике работы МБУ был случай, когда фотографии не только клиентов, но даже работников, опубликованные на сайте одной из юридических фирм, оказались поддельными: люди с фотографии категорически отрицали факт работы в этой фирме либо факт обращения за помощью к этой фирме, да и вообще оказывались гражданами другой страны, не имеющими никаких деловых контактов с Россией, — резюмирует Янина Голубева.



Новости по теме

После доставки товара необходимо тщательно его проверить.
Как правильно действовать, если вам доставлена покупка с недостатками Ольга ЗЫРЯНОВА, 29 марта 2018
Рассказываем правила грамотного получения товара.
Директор МБУ «Центр правозащиты» Янина ГОЛУБЕВА.
Ответы потребителям на самые часто задаваемые вопросы Ольга ЗЫРЯНОВА, 16 марта 2018
Предлагаем подборку рекомендаций специалиста.
Отдавая технику в руки мало знакомым мастерам, можно навсегда с ней проститься.
Навязчивый сервис или Как не разориться на ремонте техники Ольга ЗЫРЯНОВА, 20 февраля 2018
По приезду мастеров выяснилось, что починить телевизор сразу не получится, придётся забрать его с собой.
Торт с неприятным сюрпризом — повод обратиться к юристам.
Когда зуб на зуб попадает… Что делать, если в продуктах посторонние предметы? Ольга ЗЫРЯНОВА, 13 февраля 2018
Что только не находят покупатели в продуктах питания.
Присланную интернет-магазином посудомойку, отказавшуюся работать дома, можно вернуть.
Что делать, если подвёл интернет-магазин Ольга ЗЫРЯНОВА, 6 февраля 2018
Действовать нужно грамотно.
Прежде чем отдавать деньги, подумайте: нужны ли вам навязанные услуги.
Как не стать жертвой навязанных услуг Содержит Фото Рассказывают эксперты центра защиты прав потребителей Ольга ЗЫРЯНОВА, 23 января 2018
О самых распространённых ловушках, в которые потребители попадаются с завидным постоянством.
Если ковёр растворился при чистке… Ольга ЗЫРЯНОВА, 18 января 2018
Как действовать в случаях пропажи вещей, сданных в предприятия бытового обслуживания?
Некачественные услуги могут стать поводом для обращения в центр защиты потребителей.
Если медцентр в долги загнал, а УК не идёт на диалог… Содержит Фото Чем поможет в этих и других случаях центр по защите прав потребителей Ольга ЗЫРЯНОВА, 16 января 2018
Самые «популярные» темы жалоб.
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




расширенный поиск
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook