23 мая 2018, среда, 19:53

Как победить в конкурсе «Автограф»: советы бывалых

Приём работ начинается 1 февраля Надежда БАЯНДИНА, 29 января 2018
Немало ценных рекомендаций даётся и на бесплатном мастер-классе. Фото: организаторы.

Уже 1 февраля желающие облегчить себе поступление на журфак УрФУ могут начать отправлять свои публикации на Всероссийский конкурс творческих работ «Автограф», который уральская кузница журналистских кадров проводит совместно с редакцией газеты «Вечерний Екатеринбург» и Библиотечным центром «Екатеринбург» с 2008 года.

Напомним, в этом году участникам предлагается написать и опубликовать (в газете, журнале или — впервые — в сетевом издании) 2—3 материала на одну или несколько из предложенных тем: «Проверено на себе»; «О спорт, ты мир!», «Говорит новое поколение», «Больше, чем профессия» (о представителях профессий, обладающих, по мнению автора, особой общественной значимостью) и «Уроки милосердия». Плюс специальная тема — «Школа будущего», на которую можно высылать свои представления о том, чего не хватает нынешней школе для идеала и в каком направлении наше школьное образование должно развиваться.

Авторы лучших работ получат памятные подарки и почётные грамоты, которые также будут учитываться предметной комиссией творческого конкурса факультета журналистики УрФУ. А обладателю Гран-при достанется суперприз: максимальные баллы за два из трёх испытаний — «Публикации в СМИ» и «Сочинение». Таким образом, ему останется пройти собеседование. Ну и, конечно, достойно сдать ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Но прежде чем браться за написание материалов, внимательно почитайте советы экспертов: организаторов и победителей конкурса.

Уделите внимание творческому эссе

Юрий ЧЕМЯКИН, куратор конкурса «Автограф», доцент Департамента «Факультет журналистики» Уральского федерального университета им. Б. Н. Ельцина:

— Прежде всего, тщательно изучите Положение о конкурсе (с ним можно ознакомиться в паблике «Конкурсы Автограф и ПрессКОД»  ВКонтакте) и чётко ему следуйте. За явное нарушение прописанных в Положении требований (например, к срокам сдачи, количеству или тематике публикаций, правилам оформления конкурсных работ и т. д.) вас просто могут не допустить к участию в конкурсе. И, наоборот, чем в большей мере ваше конкурсное досье отвечает данным требованиям, тем выше ваши шансы на приз или даже Гран-при. Речь здесь идёт в том числе и о требованиях к качеству публикаций (см. раздел 3 Положения «Критерии оценки конкурсных материалов»).

В последнем пункте упомянутого раздела перечисляются требования к творческому эссе, которое необходимо предоставить вместе с публикациями. Советую писать его добросовестно. Члены жюри внимательно читают эссе участников и в немалой степени ориентируются на них при подведении итогов. Ваши публикации в СМИ мог достаточно серьёзно исправить редактор. А вот творческие эссе зачастую лучше всего позволяют понять не только вашу мотивацию и сферу интересов, но и уровень владения словом.

И ещё: при «прочих равных» заслугах выигрывает, как правило, участник, выбравший более злободневную и общественно-значимую тему публикации и проделавший больше серьёзной работы для создания своего материала (поехал дальше других, пообщался с бОльшим количеством людей, возможно, даже провёл журналистское расследование или организовал значимый социальный эксперимент). Если все ваши публикации будут, условно, «крутиться» вокруг мероприятий вашего 10а класса или ваших родных, друзей, то (даже если они действительно прекрасные люди!) ваши шансы на победу резко уменьшатся.

И обязательно прислушивайтесь к советам победителей конкурса прошлых лет, преподавателей и опытных журналистов.

Надо становиться взрослыми!

Лев КОЩЕЕВ, главный редактор газеты «Вечерний Екатеринбург»:

— Я думаю, любой член жюри по сути — обычный читатель, то есть существо жестокое и беспощадное. Мы высоко оцениваем только те работы, которые смогли дочитать до конца, а дочитать до конца текст мы можем, только если нам было интересно узнать, чем там у автора закончатся его размышления или повествование.

Что чаще мешает участникам сделать хороший текст? В большинстве случаев вовсе не недостаток таланта или знаний. Сказывается избыток любви родителей и педагогов. Человек привык получать похвалы за сам факт того, что он написал текст длиннее двух абзацев. Или он интуитивно уловил, что умиление взрослых вызывает его детская интонация, послушный пересказ каких-нибудь клише с телеканала «Дождь» или, наоборот, безграничное ниспровергательство. Нет, ребята, этот конкурс — часть взрослого мира, журналистики взрослых людей, здесь надо становиться взрослыми, мамы и учительницы остаются где-то далеко в вашем прошлом.

Что-нибудь странное лучше чего-нибудь серого

Алина МЕЛЕХИНА, студентка журфака, обладатель Гран-при конкурса в 2016 году:

— Даже не победив в «Автографе», всё равно получаешь многое: например, начинаешь лучше понимать, чего от тебя вообще хотят на этом странном журфаке.

Как я поняла, на «этом странном журфаке» хотят людей с активной гражданской позицией, людей думающих и пишущих. Мне кажется, в публикациях для «Автографа» нужно показать как раз это: чёткую позицию, интересные рассуждения и умение писать.

Уверена, что аналитика в приоритете перед информационными жанрами, да и большинство предлагаемых тем предполагает именно её. Покажите, что умеете работать с разными источниками и владеете разными методами сбора информации. Разнообразие жанров тоже приветствуется.

Я бы посоветовала также посмотреть на список будущих тем и подумать, какая из них будет самой непопулярной — её и берите, может быть, конкуренция будет ниже. Ну и, конечно, постарайтесь подать её оригинально, чтобы выделиться на общем фоне авторов однообразных текстов. Что-нибудь странное лучше чего-нибудь серого.

Не нужно думать, что победить — нереально

Анна СЕМИЛЕТОВА, студентка журфака, обладатель Гран-при конкурса в 2017 году:

— Если вы своевременно приняли решение участвовать в «Автографе» (не за неделю до срока сдачи работ!), то стоит написать несколько качественных материалов, а не так, как делают многие: одна достойная публикация на фоне небольших заметок.

Не нужно пытаться прыгнуть выше головы. Жюри — опытные люди, они оценят ваше понимание проблемы и её формулировку, а не попытку «скопировать» взрослый текст.

Ну и самое главное: не бойтесь! Не нужно думать, что победить — это нереально. Я так не думала, потому что вообще не думала о победе. У меня даже мысли не возникало о Гран-при. Максимум, на что я рассчитывала, — победа в номинации. Но видите, как бывает? Я выиграла. Значит, это возможно.

И напоследок: если вас где-то не заметили, не оценили, не назвали победителем, это не значит, что пора завязывать с тем, что вы делаете, не повод думать: «Наверное, журналистика — не моё». Это значит лишь то, что ещё есть куда расти, есть над чем работать. Удачи!

Внимание!

А ещё для вас — семинар

Хотите ещё больше советов? Приходите на традиционный бесплатный мастер-класс, посвящённый старту «Автографа-2018».

Члены жюри и победители «Автографа» прошлых лет расскажут о требованиях, предъявляемых к конкурсным работам, о наиболее распространённых ошибках, о том, за что снижают, а за что повышают баллы при оценке конкурсных работ. Более того. В рамках мастер-класса доктор филологических наук, доцент кафедры русского языка и стилистики УрФУ Евгения ГОРИНА проведёт тренинг «Логические ошибки в журналистском тексте», который будет полезен всем, кто хочет создавать качественные материалы.

Всем присутствующим можно будет задать интересующие вас вопросы.

Мастер-класс пройдёт 31 января в Библиотечном центре «Екатеринбург» (г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, 193). Начало в 15.00.

Кстати, на него ждут участников не только «Автографа», но и конкурса школьной и юношеской прессы Урала «ПрессКОД», который проходит в этот же временной период и обладатель Гран-при которого получает тот же приз: льготу при поступлении на журфак УрФУ.

На заметку

Работы на конкурс «Автограф» принимаются до 31 марта. Вместе с творческими материалами участники обязаны предоставить:

1. Информацию о себе и о предоставленной публикации: полностью ФИО, возраст, род занятий, место работы или учёбы, контактный телефон (лучше не только сотовый), e-mail (если есть), название предоставляемой публикации, название печатного или сетевого издания. Во втором случае — дополнительно интернет-ссылка на публикацию

2. Небольшое творческое эссе о себе, в котором автор должен ярко и интересно рассказать о своих первых опытах в журналистике, пояснить, почему он интересуется ею (и данным конкурсом), сообщить о том, планирует ли поступать на факультет журналистики, кем конкретно видит себя в будущем, как представляет свою карьеру…

Всё это вместе с публикациями нужно сложить в папку или большой (формата А4) конверт с надписью: «На конкурс «Автограф-2018», тема …», фамилия, имя автора. Материалы сетевых изданий должны представлять собой распечатанные тексты, заверенные редактором интернет-издания (подпись редактора и печать редакции) с интернет-ссылкой на источник публикации.

Конверт отправляйте по адресу Библиотечного центра «Екатеринбург»: 620026, г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, 193. Или приносите. Из рук в руки конкурсные материалы, эссе и информацию о себе (в конверте или в папке) готовы будут принять по будням с 10.00 до 17.00.

В электронном виде работы нужно выслать на общую электронную почту конкурса: avtograf-presskod@yandex.ru и на имя Надежды Александровны БАЯНДИНОЙ по адресу nadya_bayandina@mail.ru

Публикации на специальную номинацию «Школа будущего» необходимо выслать на имя Ирины Николаевны ШАМАНАЕВОЙ по адресу shamanaeva_editor@mail.ru

В строке «Тема» также нужно указать: «На конкурс «Автограф», тема …»



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.






Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF