23 января 2017, понедельник, 01:13
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

Страшно прыгать с парашютом в… 23-й раз

Константин САННИКОВ, 25 июля 2015
Фото: архив редакции.

День парашютиста — неофициальный праздник, отмечаемый 25 июля. Накануне праздника Дмитрий ПОМЕТЕЛИН, начальник парашютной службы Екатеринбургского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ России, стал гостем редакции газеты «Вечерний Екатеринбург».

Дмитрий Юрьевич, откуда праздник?

— Корни идут с 26 июля 1930 года, когда группа парашютистов совершила серию первых в истории российской авиации затяжных прыжков. После чего парашюты начали использовать в военных целях, в том числе во время Второй мировой войны, но также и в спортивных. Позже спортивный парашютизм разделился на несколько направлений. Классический представляет собой упражнения на точность приземления и выполнение комплекса из шести фигур в свободном падении. Групповая парашютная акробатика являет собой упражнения в команде, подразделяется на классическое построение и на построение больших фигур. В первом случае задача — успеть сделать как можно больше фигур во время свободного падения, во втором — построить фигуру с максимально возможным числом участников. Кроме того, в парашютном спорте сравнительно недавно появилось ещё более экстремальное направление под названием свуп. Это быстрое снижение с высокой горизонтальной скоростью (при подходе к земле она бывает более 100 км в час).

Насколько опасен парашютный спорт? Ведь в таком экстремальном развлечении неизбежны непредвиденные ситуации.

— Парашютизм — априори экстремальный вид спорта. Все, кто занимается им, прекрасно осознают риски, которые, однако, при правильной подготовке спортсмена и снаряжения сведены к нулю. Современный парашют очень надёжен. При правильной эксплуатации отказов не происходит. Все особые случаи — это всегда человеческий фактор. Наши инструкторы проверяют каждого спортсмена, вышедшего на прыжок, просто так в небо никто не выходит.

Бывали случаи приземления на деревья?

— Бывало и такое. Всё это особые ситуации, которые следует предусматривать заранее. Есть специальные тренажёры и учебные пособия, призванные подготовить спортсменов для достойного выхода из подобных ситуаций. Бывает так, что после приземления парашютиста начинает тащить по земле, если он не успевает вовремя погасить купол парашюта. При сильном ветре новички могут бороздить собой поле и по полкилометра, хорошо, если по снегу. В подобных случаях следует изо всех сил тянуть на себя одну из строп парашюта до тех пор, пока не сумеешь схватить край купола.

Страшнее всего прыгать в первый раз?

— По-разному. Это сугубо индивидуальная реакция. Для одних первый прыжок самый страшный, для других — второй. Лично мне было страшно прыгать свой 23-й раз, сложно сказать почему, грани человеческой психики до конца не изучены.

Каковы рекорды построения больших фигур на сегодняшний день?

— По Екатеринбургу фигура с участием из 20 спортсменов. По Уралу — из 41. По России — из 201, мировой рекорд — 400 человек.

Рекорд Екатеринбурга меньше уральского. Такое отставание, быть может, есть следствие каких-то недоработок в плане организации тренировочного процесса или технического оснащения?

— С тренировочным процессом всё как нельзя лучше, а вот насчёт остального верно подмечено. И говорю сейчас не о снаряжении. Парашюты какие были, такие и остались: Д-5 «Юниор» и Д-6 — армейские со стабилизатором. Может быть, это покажется смешным, но я говорю о самолётах… В распоряжении нашего авиаклуба находится только один самолёт АН-2, который, как известно, позволяет совершать прыжки не выше 2 км над землёй, стало быть, позволяет практиковать только классическую парашютную дисциплину. Для того чтобы пробовать иные виды парашютного спорта, необходимы самолёты типа L-410 или АН-28, которых у нас нет и никогда не было. Родина ждёт рекордсменов? Поверьте, мы тоже.

Один самолёт, да и этот не тот. Что ж, и, правда, не густо. Выходит, основная причина торможения развития этого потрясающего вида спорта — в недостатке финансирования?

— Безусловно. Наш авиаклуб находится в распоряжении РО ДОСААФ. К сожалению, я не в курсе, как именно там пытаются решить проблему финансов. Разговоры ведутся, и ведутся давно, но какого-то принятия решений я не заметил. Впрочем, не так давно сменилось центральное руководство ДОСААФ, поэтому будем надеяться, что этот шаг ведёт к правильным переменам.

Добавлю, что в конце беседы Дмитрий Пометелин пригласил желающих на фестиваль парашютного спорта, который пройдёт 25 июля на аэродроме Логиново.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook