30 июня 2018, суббота, 00:43

Эта некультурная субкультура

Елизавета ФАДЕЕВА, 29 сентября 2011
Фото: Фото Антона Буценко

Из толпы, стоящей на перекрестке в ожидании смены сигнала светофора, разительно выбиваются двое: черные волосы-ногти-веки-верхняя одежда. Некая пафосность и манерность – оглядка украдкой на пешеходов, реакция на «мама, да это же готы», чрезмерно поднятые подбородки – позволяют подумать, что это все игра. А как на самом деле?

 Субкультура – слово-то какое манящее, подчеркивающее нетипичность, избранность. Любое направление, отделившееся от общепринятой культуры и состоящее из людей, которых объединяет особое мировоззрение, стиль одежды, атрибутика и система ценностей. Причем как одежда, так и ценности разительно отличаются от нам привычных.

Лжсимптом белой вороны

Как показывает мировой опыт, приобщение к любой субкультуре происходит чаще всего на подростковом этапе. Такое «единство душ» дает ребенку необходимое именно в этот период «перестройки»: позволяет легко найти друзей и единомышленников, быть принятым в «общество», репетировать какие-либо социальные роли. Переосмысление происходящего и поиск смысла жизни, авторитетов и идеалов – через все это гораздо проще пройти, будучи «в стае».

Действительно – говорить на одном языке, слушать одну и ту же музыку и даже одеваться в похожее и тем самым уравнивающее – зачастую комфортно. Казалось бы, должен уходить страх быть не понятым и не принятым, свестись на нет конфликты и недопонимания. А что происходит по факту? А по факту – оппозиция. В противовес «стае» идут родители, учителя и взрослые товарищи. Причины сей оппозиции могут быть несущественными – например, маме с папой не нравятся кумиры их сына или розовый цвет шнурков в черных кроссовках дочки. А могут быть и более серьезными – в сознании большинства понятие «стая» и «субкультура» граничит с понятием «секта». Страхи взрослых ясны, оправданны и, увы, неизбежны. Когда подросток на вопрос: кто ты? – с гордостью отвечает – я неформал! – тема внутрисемейной или внутришкольной гармонии «встает ребром». Учителя бы предпочли услышать «я – человек, или же я – ученик», родителей порадовало бы «я – Маша Иванова, или я – мамина красавица».

Именно будучи «в теме» подросток ощущает исполнение двух своих самых заветных желаний – «быть как все» и одновременно «отличаться ото всех».

 Субкультуры бывают разные…

В настоящее время самыми распространенными считаются музыкальные субкультуры. Людей объединяют как общие мелодические пристрастия, так и внешняя атрибутика, жизненная философия. Готы, рокеры, панки, металлисты, рэперы – это лишь часть.

Также существуют политические субкультуры и объединения по художественным пристрастиям (ярким примером тут послужат любители анимэ, фанаты японских мультиков). Также к «художественным пристрастиям» можно отнести и ролевиков – каждый из вас хоть раз да видел когда-либо юношу, мечтающего сразиться с орком или девушку, грезящую, что она – эльф. При этом мечтам и грезам наши герои придаются не дома, а ведут вполне активную жизнь, объединяясь с себе подобными, выезжая на специальные площадки, где можно и мечом бутафорским помахать и кольчугой собственноручно сплетенной позвенеть. Кстати, иногда иллюзия их игры так велика и так заманчива, что вовлечься в нее может любой, читавший Толкиена в переводе или в оригинале. Возраст, социальный статус и внешний вид тут роли абсолютно не играют.

Проникся, ощутил бег крови по венам и вперед – воссоздавать историческую или художественную реалию. А может быть – придумывать свою.

Субкультуры, сформированные по хобби — это байкеры, любители мотоциклов, райтеры, поклонники граффити и трейсеры, которые занимаются паркуром, – то есть техничным преодолением различных препятствий. «Стай», базирующихся на спорте – великое множество: серферы, дайверы и т.д. Количество «обособленных» увеличивается в геометрической прогрессии, все субкультуры перечислить практически невозможно.

 Мой ребенок – неформал. Что делать?

·      В первую очередь – оставить панику. Да, сложно и практически малореально. Но хоть попытаться-то следует. Для начала – расспросить о новых друзьях, новом стиле и новых интересах. Выслушав ребенка, стоит поискать информацию о субкультуре, в которую «вляпалось» чадо, в Интернете. Посмотреть атрибутику, прочитать и попытаться понять идеологию. Опять же, помониторить различные форумы, на которых сидят активные «культуристы». Вполне может так оказаться, что страхи, с ней связанные, – надуманные.

·      Не менее важным может стать доверительный фактор – стоит рассказать о собственных увлечениях в молодости. Детям очень важно и интересно узнать – а какими были родители в их возрасте? Что чувствовали, о чем переживали? Возможно, вы найдете много общего, проведя такие пространственно-временные параллели, и неформальное течение вашего ребенка не подхватит – прожитый опыт будет спасательным кругом.

·      Как бы ни рвались наружу слова о том, кто есть в вашем представлении «кумир миллионов», – сдержитесь. Любая критика в адрес друзей и «небожителей» будет сейчас воспринята ребенком очень болезненно. Назовете любимую музыку – какофонией, прослывете врагом, который ничего не понимает! И аргументы, что мелодия – это не мелодия вовсе, и уши разъедает даже у соседей тремя этажами выше, – останутся не услышанными. То же самое и про приятелей – будете уверять, что «тип, захаживающий в гости, выглядит очень подозрительно, а от его татуировок у любимой подъездной вахтерши случился сердечный приступ» – опять же попадете список «невыносимых предков». Самая верная линия – попытаться выстроить хорошие отношения с друзьями ребенка, уважать его право на личное мнение. Искренняя заинтересованность существенно повышает ваш авторитет в глазах подрастающего поколения.

·      Делитесь своими страхами и сомнениями в формате от первого лица: «Я волнуюсь за тебя, потому что...», «Я беспокоюсь, что...», «Мне бы хотелось, чтобы мы сделали так-то». Таким образом, вы не навешиваете на ребенка чувство вины, которое автоматически вызывает протест, а всего лишь показываете свои опасения и демонстрируете свою уязвимость.

·       Обвинения типа «Ты не прав», «Ты все делаешь не так» сведут на нет всю попытку сближения. Такая явная агрессия к теплым отношениям не приведет и прислушиваться к вашей просьбе, увы, не станут.

·      Самое важное – принадлежность к субкультуре не означает, что ребенок обязательно обзаведется вредными привычками и аморальными друзьями. Все зависит от конкретного человека, конкретной субкультуры и умения родителей-учителей правильно реагировать. Зачастую это безумно сложно, но в текущее время есть множество специализированной литературы и реальных помощников, которые способны снизить риски «свободного плавания». Онлайн-поддержка психологов и телефоны доверия, опыт тех, кто был или находится в различных «стаях», – все это может подсобить и развеять страхи. Больше всего вашему ребенку необходима любовь. Тот, кого в семье любят и поддерживают, навряд ли пойдет в противовес семейным ценностям и будет отстаивать свою свободу выбора разрушающими жизнь и нервы способами.

·      И напоследок: не принимайте близко к сердцу уверения, что такая вовлеченность – навсегда. Могут меняться субкультуры, может меняться характер, может меняться окружение. А опять же, если в числе повышенного интереса вашего чада – «стая», фанатеющая от спорта – так и отлично! 



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




расширенный поиск
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook