18 июля 2018, среда, 19:03

Марк ВИШНЯ: «Хочу золотую медаль!»

Лилия МАЛЬГИНА, 29 марта 2012
Фото: Екатерина ФОМИНЫХ

Самый обычный…

– А сколько времени займет? Одну секунду?.. – Марик (так дома называют малыша) соизволяет вкатиться на кресле в комнату.

– Недолго… Мы договорились, что пообщаемся, – уговаривает мама, Наталья ВИШНЯ (участница конкурса «Миссис Екатеринбург», директор «Школы воспитания талантов», далее НВ – Л. М.). – Марик у нас поучаствовал в олимпиаде по математике. Кто там был? Из параллели твоей были ребята? – мама «закидывает удочку».

– Интересно было? – подхватываю я.

М: – Да.

– А что интересного? Задания какие-то необычные?

М: – Обычные. Два плюс два…

Марк, а старшему-то брату Матвею (15 лет, участник «Большой разницы», далее – МВ – М. Л.) по математике помогаешь задачки решать?

– Я не знаю, – Марк увлеченно сморит в компании Матвея в экран нетбука.

МВ: – На самом деле, не помогает.

НВ: – Математикой не интересуется, она ему теперь скучна. Его сейчас интересует естествознание. Химия, биология. Анатомия. Задает вопросы, как лекарства устроены, как человек произошел. Математика помогла развить память. И это больше миф журналистов, я уж устала говорить: он никогда не считал. Лишь запоминал: в 2–3 года память можно развить у любого малыша – в этом возрасте мозг развит, как у 10-летнего ребенка, идет активное формирование памяти и усвоение информации. Так что это у нас не отклонение, и Марк не вундеркинд или сверхчеловек.

Как получилось, что именно математика стала «объектом исследования»?

НВ: – Матвей в этот момент учил таблицу умножения. Он гуманитарий и плохо воспринимает схемы. Всюду были развешены карты, таблички. Марик – ему было 2 – больше склонен к логическим вещам. Его-то схемы и заинтересовали. Начал запоминать. Стали предлагать действия с цифрами в игре. Бочонки «Лото» расставляли по десяткам, убирали один и спрашивали, какого нет. Он вытаскивал из кучи нужный. Ну а после стали покупать интерактивные развивающие программы: математика, развитие речи, английский. Марик в 2–3 года и читать выучился – чтобы выполнить задания, нужно было знать буквы. А раз цифры запомнили... Нас давно знают в книжном магазине по соседству, Марк сам покупает энциклопедии, книги типа «Почемучки». Притом, сказки очень любит…

– Марк, какие сказки у тебя любимые?

М: – «Огниво». И «Аленький цветочек».

– А как думаешь, есть ли на свете такое же чудовище, как в «Аленьком цветочке»?

М: – Нет…. Потому что это чудовище живет у нас! (все смеются). Это Дуняяяша! (довольный своей шуткой, гогочет во весь голос).

НВ: – Он не ботаник. Хулиган. Все гадости, какие знаем, скажем вслух. Марк вообще не учится. Он и на подготовительные курсы не ходил. Мы прошли тесты, где сказали, что мальчик неаккуратный и будет плохо писать. Ну и что? Зато в викторинах на сообразительность справляется быстро. Ну, собраться быстро не может, и нужно помочь. Зато в детский сад спокойно ходили и не циклились на том, чтобы жить в режиме «натягивания перед школой». Когда Марк стал готов физически, когда захотел сам пойти… А так… баловаться может с утра до вечера. Если не остановить.

Безостановочное баловство

– Марк (пока беседуем с НВ, он со старшим братом смотрит сайт «Забавное сходство», оба ржут во весь голос – Л. М.), а тебе какие фильмы нравятся?

М: – Любимый фильм…(задумывается). Ну-у-у, я люблю фи-и-ильм…. «Мульт личности»!… (популярное анимационное пародийное шоу на «Первом канале» – Л. М.)

МВ: – Вместе смотрим!

НВ: – Ты ж Вуди любишь! Откуда он?

М: – Из мультика! Это… кажется, эт-т-то (голос возрастает до крика, как при ответе в шоу) «История игрушек»!!! А еще смотрели недавно… мне нравится… (скороговоркой) «Гадкиий-я-Мегамозг»!..

– А в школе проказы проказничаешь?

М: – Люблю я… (складывает руки как мыслитель). Подождите!..

НВ: – Над чем ты работаешь, чтобы исправиться?

М: – Я работаю над... танцами! (смеется). Я уже танец выучил (ржет). Ладно, прокАзов нет! Есть грЕхи! Немного поломал мамин зонтик! Долбал его.

Враки о вундеркинде

НВ: – Разговаривать с ним сложно. Но он действительно устал. Люди часто приходят: то с одного канала, то с другого. В обычной жизни он спокойный ребенок, но активность такая… живая. С папой (Денис ВИШНЯ – известный журналист, бизнес-тренер Всемирной корпорации BBC, далее ДВ – Л. М.) в футбол гоняет, на айкидо ходит…

ДВ (возмущенно): – И вот после этого он у нас аутист, да?!..

НВ: – Одно время писали, что дети с такими способностями могут быть только аутистами. Когда снимали документальный фильм («Наказание талантом» – Л. М.), взяли в качестве эксперта психолога. Она Марка вживую не видела, но уверенно заявила, что он с отклонениями. Мы чуть в обморок не упали!.. Вот тогда и закрыли всю информацию о нем. Комментировать весь тот бред и враки было бессмысленно!

– А как Марк относится к тому, что вокруг него происходит в информационном пространстве?

НВ: – Он и не интересуется. Однажды пришел из детсада и заявил, что вундеркинд. Я ему: «А с чего взял, что только ты? Все дети вундеркинды. Ты считать умеешь, а Гоша, к примеру, плавать…». Мы детям от рождения вкладываем, что они способны и талантливы. Создаем в семье условия – дом полностью заточен под их знания и интересы. В Марке нет ничего сверхъестественного, даже в школу (МБОУ СОШ № 201 «Согласие») пришли со средним уровнем. Учителя, правда, побаивались, что с таким учеником делать… Я сказала, что он обыкновенный ребенок, который очень любит учиться – особенно, когда информацию подают интересно, а не монотонно, как в большинстве школ… Конечно, дается ему не все легко. Марк невнимательный и иногда решает задачки с ошибками. Не может соединить некоторые прописные буквы – не помнит, как это делается. Но он же и не робот!

Медаль за ум, а не за оценки

– А почему вообще о Марке заговорили на ТВ?

НВ: – Матвей его как продюсер сдал. Зарабатывал на нем деньги. Тот еще говорить не умел и цифры показывал – как козочка в цирке…

МВ: – И денег не требовал…

Из комнаты выходит Марк.

– Покушать любишь?

М – Да! И хочу попробовать стейк!

НВ: – Это Матвей эстет. А Марк простой, ему что-то думать надо, мечтать. Иногда смотрю и думаю, что ему не до этого: портфели, штаны… Он выше этого. Вопросы такие задает, я даже записывала одно время. За 10 минут: «Мама, что такое «ларингит», и тут же – «а кто такие готы?» (смеется). Какая связь?..

– Какая же, по-вашему?

НВ: – Наверное, на нейронном уровне. Это ж дети другого поколения, цифрового. У них сознание клиповое, они знают больше нас. Они впитывают информацию – и нужно создавать для них условия. Не «Курочку Рябу» читать, а карты мира повесить. Дети с рождения должны видеть больше, чем бантики-погремушки. Я сразу знала, что у меня все трое будут со способностями. Не нужно, чтобы дети были отличниками и делали все идеально. Пусть делают с интересом, совершают свои собственные ошибки, понимают их и исправляют. Без страха.

– Оценки? Критики?

НВ: – Как педагог скажу, что у всех отличников есть небольшое психологическое отклонение – страх критики, который зачастую перерождается в фобию. Я своих детей не критикую. Марик все делает сам, и как сделал, так сделал. Не переправляю. Наша система образования в принципе заставляет жить в рамках, запугивает: «Не закончишь, не поступишь, жизнь потеряна!..». Мне в школе сказали: «Вы, наверное, хотите, чтобы Марик учился на пятерки?». «Не дай бог!..», – ответила я.

– Марик, хочешь получить в школе золотую медаль?

М (задумывается на мгновение): – Да. «Но – как медаль!» – добавляет мама.

– А ты кем мечтаешь быть, кроме Рапунцель? – интересуюсь уже у Алины.

А: – Ученицей. Учиться хочу. Просто хочу быть умной. Как Марик. 



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




расширенный поиск
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook