Блин отнюдь не символ солнца
Масленица. Об этом празднике, без сомнения, знают все россияне. Она многоликая, весёлая, шумная, но вместе с тем загадочная и таинственная. Кто-то видит в ней повод принять участие в народных гуляньях, встретиться с родственниками, поесть блинов, а кто-то воспринимает как важный этап подготовки к Великому Посту. О содержании праздника, традициях и обрядах, с ним связанных, рассказывает этнограф, методист по научно-практической деятельности Центра традиционной народной культуры Среднего Урала (ул. Чапаева, 10) Вячеслав ПЕЧНЯК.
— Считается, что Масленица — это народные проводы зимы…
— Это устоявшийся стереотип, но праздник связан в первую очередь с церковным, православным календарём. Недаром у многих европейских народов эта неделя носит своё название, которое переводится как: «Прощай, мясо!» — «Carno, vale!», отсюда слово «карнавал». То есть это действительно подготовка к Великому Посту, когда всё ещё можно, но мясо — уже нет. У греков, например, Масленица продолжалась целых 3 недели.
— А каковы масленичные традиции на Урале?
— В регионе живёт большое количество этнографических групп русских, поэтому единства во встрече этого праздника нет. В каждой местности — свои локальные варианты. Пожалуй, можно говорить о трёх основных, которые идут от заводчан (старожилов), переселенцев (в основном вятских) и белорусов-самоходов. Замечу, что сжигание чучела Масленицы было далеко не общепринятой традицией, этот обряд нечасто проводился. Но персонализация праздника существовала. В деревни и сёла Масленица часто въезжала на поганых санях, в угольной коробке. В основном, конечно, организацией занималась молодёжь. Масленица поочерёдно ночевала в разных избах в течение всей недели. Где спать ложилась — там молодёжь и гуляла. Это была последняя возможность перед Постом присмотреть себе невесту, а после — сыграть свадьбу.
— Какое судьбоносное время!
— Кроме того, это время ещё и перекликается с культурами других стран. Масленица не ездила одна, её сопровождала свита. Например, Масленичный дед. Мужчины переодевались в женщин, женщины — в мужчин. Парни катали девушек, старались заложить крутой поворот, чтобы вместе оказаться в снегу. Начинались обширные народные гулянья, своего рода карнавал, который характерен для всей европейской культуры.
— Как же дальше складывалась судьба масленичного чучела?
— Его либо сжигали, либо топили, либо разрывали и на этой соломе катались с горок. Но речь идёт именно о тех районах, где бытовала традиция встречать Масленицу с чучелом. Так, чаще всего в старожильческих районах Урала молодёжь в Чистый понедельник шла кататься с гор на соломе, которую потом сжигали, либо просто жгли солому в Прощёное воскресенье.
— Действительно, о многих традициях сейчас нечасто услышишь…
— На религиозный праздник при советской власти было наслоено немало стереотипов. Самый распространённый о том, что блин — якобы символ солнца. Такое отношение является почти всеобщим. Но с точки зрения этнографической науки мы не имеем этому никаких доказательств. Напротив, блины у уральских народов благодаря своей простой рецептуре во все времена считались поминальной едой. Например, в этом году Вселенская родительская суббота (мясопустная) приходится на 18 февраля. Отсюда и распространение обычая есть блины, поминать ими предков. А «недельное расписание» поедания блинов на Масленицу у всех родственников и друзей тоже является придумкой позднего времени.
— Что же ели в это время?
— Блюда готовились в отдельной, уже «чистой» посуде, которой никогда не касалось мясо. На Урале во время масленичной недели любили выпекать и есть хворост и хорошо знакомые нам орешки со сладкой начинкой. Да и сами блины в нашем регионе зачастую пекли пышные, скорее напоминающие лепешки или оладушки. Они раздавались всем подряд. Масленица действительно была периодом большого народного единения, свободы, веселья, ведь, кроме всего прочего, на этот период в России приходились и дни школьных каникул, единых по всей стране.
— Было время и повод размахнуться…
— Народные гулянья были масштабными. На Урале и в Сибири строились хорошо укреплённые снежные городки. Например, хорошо всем известная картина Василия СУРИКОВА «Взятие снежного городка» была написана им по этюдам из-под Тюмени. Выдерживавшие осаду в снежных городках зачастую отбивали конные атаки. Городки представляли собой либо крепости, либо горки, либо снежные ворота. Эта традиция сейчас утрачена, снежные городки нынче берутся в пешем строю. А раньше сорвать флаг с самой высокой башни нужно было, сидя на лошади. Также повсеместно были распространены кулачные бои. Дрались стенка на стенку, одна деревня против другой. Встречались в русле реки, на нейтральной территории. Бои шли до тех пор, пока одна из сторон не спасалась бегством в своей деревне. Однако они вполне могли отдышаться, собраться с силами и выйти снова. Так кулачные бои вполне могли вестись несколько дней. Но самое интересное, что после их окончания все вместе отправлялись в кабак, чтобы продолжить совместное времяпрепровождение. Пожалуй, это схоже с поведением сегодняшних футбольных фанатов.
— Приятно, что в Екатеринбурге масленичные традиции продолжают жить.
— Традиционные масленичные гулянья уже много лет проходят в Харитоновском парке города. Там строится снежный городок, проходят кулачные бои. Но в этом году праздник сменил свою прописку. Всех екатеринбуржцев и гостей города в воскресенье, 26 февраля, в полдень ждут в парке семейного отдыха «Таганская слобода» (ул. Бебеля, 111). Здесь будут располагаться торговые ряды и трактиры на свежем воздухе. Будем встречать масленичный поезд с госпожой Масленицей и воеводой, проводить конкурс «Удаль богатырская», интерактивный экстрим «Баня на морозе». Кроме того, будут организованы игровые площадки для взрослых и детей, молодёжные забавы, ярмарка народных ремёсел, национальные подворья народов Урала. Словом, масленичные традиции не только сохраняются, но и продолжают развиваться.
Новости по теме
Gismeteo
Прогноз на 2 недели
|