25 июля 2018, среда, 18:41

Психологи «быстрого реагирования»

Теперь они помогают и вынужденным переселенцам из Украины Надежда БАЯНДИНА, 13 сентября 2014
Этим людям нужна не только гуманитарная, но и психологическая помощь. Фото: Екатерина ПЕРМЯКОВА.

Удел спасателей — спасать. Не только действием, но и словом. Особенно сильно в поддержке нуждаются родственники пострадавших…

В последнее время у психологов МЧС прибавилось работы. Этой теме и была посвящена интернет-конференция, организованная на прошлой неделе пресс-центром ИА «Интерфакс-Урал». Корреспондент ВЕ тоже воспользовалась случаем задать несколько вопросов начальнику Уральского филиала Центра экстренной психологической помощи МЧС России Ларисе КАРАПЕТЯН.

— Лариса Владимировна, чем психологи МЧС отличаются от, так сказать, гражданских психологов?

— К «гражданскому» психологу человек обращается обычно с давней проблемой, с которой уже свыкся. Например, если он боится после аварии ездить за рулём, то выстраивает свою жизнь таким образом, чтобы этого никогда не делать. Лишает себя возможности поехать на машине в отпуск, отказывается от перспективной работы, потому что до неё неудобно добираться общественным транспортом, не отдаёт детей в престижную школу, поскольку их надо туда возить, и т. д. Работа с этой проблемой — дело небыстрое. На её разрешение могут уйти месяцы, а то и годы.

У человека, оказавшегося в чрезвычайной ситуации, ещё нет привычки жить с проблемой. С одной стороны, это может спровоцировать более сильный стресс. С другой — позволит быстрее преодолеть эмоциональное состояние (страх, тревогу, чувство вины и т. д.) Психологи МЧС, выезжающие в ситуациях, когда есть пострадавшие, — это специалисты экстремального профиля, помогающие людям справиться с острыми стрессовыми реакциями. Дальнейшая психологическая поддержка может им уже не понадобиться.

— И как часто возникает потребность в специалистах вашего профиля?

— Если говорить про опыт Уральского филиала Центра экстренной психологической помощи, то за 4,5 года его существования мы привлекались для сопровождения проведения аварийно-спасательных работ 149 раз. Это были крупные дорожно-транспортные аварии, техногенные и природные пожары, взрывы бытового газа в жилых домах, подтопления населённых пунктов... Пожалуй, самой сложной и масштабной была работа с родственниками погибших в результате крушения теплохода «Булгария» в 2011 году и с пострадавшими при крушении пассажирского самолёта в Тюмени в 2012-м.

Настоящим профессиональным вызовом стало для нас психологическое сопровождение поисково-спасательной экспедиции самолёта АН-2, которое продолжалось около года. Всё это время родственники членов экипажа и пассажиров находились в состоянии неопределённости, жили в постоянном ожидании новостей. Ситуацию усугубляла активизация на этой почве всевозможных чародеев и экстрасенсов, которые давали людям ложную надежду, мешая протеканию нормального процесса горевания, необходимого для того, чтобы справиться с утратой близких и построить своё существование в новых условиях...

— Слышала, сегодня вам приходится работать и с вынужденными переселенцами из Украины…

— Так и есть. Людям, которые в один миг потеряли ощущение стабильности мира, действительно необходимы поддержка и участие. Поэтому актуальной работой для нашего филиала в настоящее время является психологическое сопровождение переселенцев из Украины. Мы регулярно встречаем их на железнодорожном вокзале Екатеринбурга, а также курируем психологическую работу, которая проводится с переселенцами психологами организаций, входящих в Единую государственную систему предупреждения и ликвидаций чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в пунктах временного размещения, развёрнутых на территории уральского региона.

— И как же вы с ними работаете? Просто разговариваете?

— Это не просто разговор, а специально выстроенная, так называемая психотерапевтическая беседа. Наш директор Юлия ШОЙГУ как-то раз очень точно сравнила работу психолога с работой следователя: и тот и другой общаются с человеком по поводу его конкретной жизненной ситуации, их задача — в ней разобраться. Только следователь выясняет, что человек скрывает от других, а психолог — что человек прячет от самого себя.

У каждого из нас есть определённый запас внутренних ресурсов, которые помогают преодолевать сложные моменты в жизни, и задача психолога — актуализировать эти ресурсы, заставить человека поверить в свои силы, помочь ему выстроить перспективу выхода из сложной ситуации. Есть даже такой термин — «посттравматический рост». Человек чувствует, что справился, понял про себя что-то новое, приобрёл опыт совладания с трудностями… Да, психологи не могут построить человеку дом, которого он лишился, не могут вернуть к жизни погибших родных и близких, но они могут помочь ему найти в себе силы принять эту ситуацию и научиться достойно жить в новых условиях. В этом и заключается смысл нашей работы.

На заметку

Как помочь человеку…

…оказавшемуся в чрезвычайной ситуации?

Советует Лариса Карапетян:

— В первую очередь необходимо установить словесный контакт: поприветствовать человека, сообщить, что вы здесь для того, чтобы ему помочь, узнать его имя, дать возможность выразить свои эмоции, чувства, переживания. Во время общения необходимо поддерживать зрительный контакт и давать обратную связь на его высказывания, например кивать головой, использовать «да»-высказывания. Если пострадавший позволит, можно держать его за руку или за плечо.

В случае когда пострадавший находится в ожидании помощи спасателей, например, в заблокированном автомобиле, необходимо информировать человека о предстоящих действиях по его спасению. Общаться рекомендуется на уровне лица пострадавшего, то есть перед лежащим следует присесть... Ну и, пожалуй, самое главное — остерегайтесь давать обещаний, которые вы не в состоянии выполнить. У нас есть негласный запрет на фразу: «Всё будет хорошо». Вы не можете знать, когда у человека всё будет хорошо и будет ли вообще (в случае смерти близкого или потери крова). Фразы, подобные этой, могут спровоцировать агрессию пострадавшего и нивелировать эффект от экстренной психологической помощи.

Как правило, при соблюдении этих правил установление контакта с пострадавшим проходит успешно. Но если человек отказывается разговаривать — это его право. Значит, в данный момент он хочет сосредоточиться на своих мыслях, чувствах, переживаниях или готов поделиться ими только с самыми близкими.

…столкнувшемуся с гибелью родных?

— Первое: не бойтесь говорить с человеком о смерти или гибели близкого. Очень часто мы стараемся обойти эту тему, потому что боимся ранить или травмировать родственника умершего. На самом деле, когда человек теряет своих близких, ни о чём другом он в этот момент думать, и даже иногда говорить, не может. Так пусть говорит!

Второй совет — дайте человеку выплакаться. Не утешайте его, не поите успокоительным. Плач — нормальная реакция на горе. У психиатров даже есть поговорка: «Не бойся больного кричащего, бойся больного молчащего». 



Новости по теме

Беженцы: новая Родина примет и защитит Виктор ТОЛСТЕНКО, 12 сентября 2014
Не проходит дня, чтобы в Екатеринбург не прибывали вынужденные переселенцы с Донбасса.
В четверг в Екатеринбурге состоялась специальная ярмарка вакансий для беженцев из Украины.
Беженцы: для россиян чужого горя не бывает… Виктор ТОЛСТЕНКО, 23 августа 2014
Украинская беда давно уже стала нашей.
Помогаем беженцам Служба репортёров, 25 июля 2014
Консультационный совет по межнациональным отношениям планирует, что пункт сбора помощи будет работать до 3 августа.
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




расширенный поиск
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook