Психологи «быстрого реагирования»
Удел спасателей — спасать. Не только действием, но и словом. Особенно сильно в поддержке нуждаются родственники пострадавших…
В последнее время у психологов МЧС прибавилось работы. Этой теме и была посвящена интернет-конференция, организованная на прошлой неделе пресс-центром ИА «Интерфакс-Урал». Корреспондент ВЕ тоже воспользовалась случаем задать несколько вопросов начальнику Уральского филиала Центра экстренной психологической помощи МЧС России Ларисе КАРАПЕТЯН.
— Лариса Владимировна, чем психологи МЧС отличаются от, так сказать, гражданских психологов?
— К «гражданскому» психологу человек обращается обычно с давней проблемой, с которой уже свыкся. Например, если он боится после аварии ездить за рулём, то выстраивает свою жизнь таким образом, чтобы этого никогда не делать. Лишает себя возможности поехать на машине в отпуск, отказывается от перспективной работы, потому что до неё неудобно добираться общественным транспортом, не отдаёт детей в престижную школу, поскольку их надо туда возить, и т. д. Работа с этой проблемой — дело небыстрое. На её разрешение могут уйти месяцы, а то и годы.
У человека, оказавшегося в чрезвычайной ситуации, ещё нет привычки жить с проблемой. С одной стороны, это может спровоцировать более сильный стресс. С другой — позволит быстрее преодолеть эмоциональное состояние (страх, тревогу, чувство вины и т. д.) Психологи МЧС, выезжающие в ситуациях, когда есть пострадавшие, — это специалисты экстремального профиля, помогающие людям справиться с острыми стрессовыми реакциями. Дальнейшая психологическая поддержка может им уже не понадобиться.
— И как часто возникает потребность в специалистах вашего профиля?
— Если говорить про опыт Уральского филиала Центра экстренной психологической помощи, то за 4,5 года его существования мы привлекались для сопровождения проведения аварийно-спасательных работ 149 раз. Это были крупные дорожно-транспортные аварии, техногенные и природные пожары, взрывы бытового газа в жилых домах, подтопления населённых пунктов... Пожалуй, самой сложной и масштабной была работа с родственниками погибших в результате крушения теплохода «Булгария» в 2011 году и с пострадавшими при крушении пассажирского самолёта в Тюмени в 2012-м.
Настоящим профессиональным вызовом стало для нас психологическое сопровождение поисково-спасательной экспедиции самолёта АН-2, которое продолжалось около года. Всё это время родственники членов экипажа и пассажиров находились в состоянии неопределённости, жили в постоянном ожидании новостей. Ситуацию усугубляла активизация на этой почве всевозможных чародеев и экстрасенсов, которые давали людям ложную надежду, мешая протеканию нормального процесса горевания, необходимого для того, чтобы справиться с утратой близких и построить своё существование в новых условиях...
— Слышала, сегодня вам приходится работать и с вынужденными переселенцами из Украины…
— Так и есть. Людям, которые в один миг потеряли ощущение стабильности мира, действительно необходимы поддержка и участие. Поэтому актуальной работой для нашего филиала в настоящее время является психологическое сопровождение переселенцев из Украины. Мы регулярно встречаем их на железнодорожном вокзале Екатеринбурга, а также курируем психологическую работу, которая проводится с переселенцами психологами организаций, входящих в Единую государственную систему предупреждения и ликвидаций чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в пунктах временного размещения, развёрнутых на территории уральского региона.
— И как же вы с ними работаете? Просто разговариваете?
— Это не просто разговор, а специально выстроенная, так называемая психотерапевтическая беседа. Наш директор Юлия ШОЙГУ как-то раз очень точно сравнила работу психолога с работой следователя: и тот и другой общаются с человеком по поводу его конкретной жизненной ситуации, их задача — в ней разобраться. Только следователь выясняет, что человек скрывает от других, а психолог — что человек прячет от самого себя.
У каждого из нас есть определённый запас внутренних ресурсов, которые помогают преодолевать сложные моменты в жизни, и задача психолога — актуализировать эти ресурсы, заставить человека поверить в свои силы, помочь ему выстроить перспективу выхода из сложной ситуации. Есть даже такой термин — «посттравматический рост». Человек чувствует, что справился, понял про себя что-то новое, приобрёл опыт совладания с трудностями… Да, психологи не могут построить человеку дом, которого он лишился, не могут вернуть к жизни погибших родных и близких, но они могут помочь ему найти в себе силы принять эту ситуацию и научиться достойно жить в новых условиях. В этом и заключается смысл нашей работы.
На заметку
Как помочь человеку…
…оказавшемуся в чрезвычайной ситуации?
Советует Лариса Карапетян:
— В первую очередь необходимо установить словесный контакт: поприветствовать человека, сообщить, что вы здесь для того, чтобы ему помочь, узнать его имя, дать возможность выразить свои эмоции, чувства, переживания. Во время общения необходимо поддерживать зрительный контакт и давать обратную связь на его высказывания, например кивать головой, использовать «да»-высказывания. Если пострадавший позволит, можно держать его за руку или за плечо.
В случае когда пострадавший находится в ожидании помощи спасателей, например, в заблокированном автомобиле, необходимо информировать человека о предстоящих действиях по его спасению. Общаться рекомендуется на уровне лица пострадавшего, то есть перед лежащим следует присесть... Ну и, пожалуй, самое главное — остерегайтесь давать обещаний, которые вы не в состоянии выполнить. У нас есть негласный запрет на фразу: «Всё будет хорошо». Вы не можете знать, когда у человека всё будет хорошо и будет ли вообще (в случае смерти близкого или потери крова). Фразы, подобные этой, могут спровоцировать агрессию пострадавшего и нивелировать эффект от экстренной психологической помощи.
Как правило, при соблюдении этих правил установление контакта с пострадавшим проходит успешно. Но если человек отказывается разговаривать — это его право. Значит, в данный момент он хочет сосредоточиться на своих мыслях, чувствах, переживаниях или готов поделиться ими только с самыми близкими.
…столкнувшемуся с гибелью родных?
— Первое: не бойтесь говорить с человеком о смерти или гибели близкого. Очень часто мы стараемся обойти эту тему, потому что боимся ранить или травмировать родственника умершего. На самом деле, когда человек теряет своих близких, ни о чём другом он в этот момент думать, и даже иногда говорить, не может. Так пусть говорит!
Второй совет — дайте человеку выплакаться. Не утешайте его, не поите успокоительным. Плач — нормальная реакция на горе. У психиатров даже есть поговорка: «Не бойся больного кричащего, бойся больного молчащего».
Новости по теме
Gismeteo
Прогноз на 2 недели
|