16 ноября 2016, среда, 21:43
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

ПриВидения старой школы

Екатерина ШАКШИНА, 12 сентября 2016

Сотрудники Уральского филиала Государственного центра современного искусства засвидетельствовали, что даже ночью, когда шёл монтаж экспозиции, призраки им не являлись. Хотя надежда была. И всё же приВидения в здании УралГЦСИ (ул. Добролюбова, 19а) сейчас властвуют вполне наглядно и вовлекают в свою параллельную реальность: в давнее прошлое, памятное минувшее и даже в будущее. Они не привиделись. Они с нами увиделись, материализовавшись в арт-объекты, артефакты, фотографии, рисунки и документы нового проекта УралГЦСИ «Школа: история одного здания».

Двухэтажный кирпичный особняк без малого целый век был школьным домом, несоветским и советским. Шаг за шагом по пространству центра, которое когда-то занимали предметные кабинеты, учительская, зал — многофункциональный, как сказали бы теперь: и физкультурный, и актовый, здание открывает подробности своей «эпохи просвещения» Началом её была земская школа, где мог бесплатно получать начальное образование любой маленький горожанин. Оранжевый свет одного из двух знаменитых абажуров освещал нашу экскурсию. Их Тимофей РАДЯ, кстати, создавал прямо здесь — через сто два года после открытия земской школы. Автор идеи и куратор проекта Ольга КОМЛЕВА провела нас от «азов» образовательной судьбы дома до её сегодняшнего продолжения

Была у архитектора мечта: чтобы на всех площадях Екатеринбурга — в шаговой доступности для ребят — выросли земские школы. Он успел спроектировать и построить всего три — на Щепной, Сенной и вот эту, на Хлебной площади. По соседству с кабаком и обжорным рядом в земской школе стали раздавать пищу духовную — просвещать. На доме № 19а на улице Добролюбова, бывшей Госпитальной, имеется знак: «Объект культурного наследия регионального (областного) значения — земская школа…» В том, 1911 году городскому архитектору Ивану Казимировичу ЯНКОВСКОМУ было 30 лет. Здания его известны, а вот дата смерти обозначена вопросом.

Куратор проекта Ольга КОМЛЕВА рассказала, что Уральский филиал ГЦСИ разместился в этом доме в 2011 году, ровно через 100 лет после создания. За пять лет дом дополнил своё «генеалогическое древо» фактами и персонажами. На втором этаже здания в «кирпичном стиле» — экспозиционные залы, а на первом — мастерские художников, которые работают там, где были кабинет физики, химии…

Исследовательский проект «Школа: история одного здания» одновременно и художественная выставка. Проект следует хронологии жизни дома, но при этом перемежает «виденья минувшей поры» сегодняшним вИдением прошлого, осмысленного и актуализированного нашими современниками, всерьёз и с улыбкой. Так, архитектурные планы, документы из Государственного архива области соседствуют с фотопроектом Фёдора ТЕЛКОВА о сегодняшнем дне зданий бывших земских школ: заброшенные дома-призраки, заслонённые новыми постройками дома-невидимки, и только этот дом на Госпитальной-Добролюбова живёт.

Куратор проекта Ольга КОМЛЕВА начала рассказ под абажуром Тимофея РАДИ. Фото: Екатерина ПЕРМЯКОВА.

…Открывала  Первую советскую Единую трудовую школу II cтупени Сусанна Михайловна ЧИСТЯКОВА — петербурженка, окончила Бестужевские женские курсы. Школа выбрала себе классическое литературное имя — стала имени Н. А. НЕКРАСОВА. В 1920-е годы ученики писали на обёрточной бумаге, туалет значился только на плане, но преподавали здесь отменно, сюда стремились прийти учиться. Вальяжный господин в пенсне на фото — народный комиссар просвещения Анатолий ЛУНАЧАРСКИЙ. Он приезжал с инспекторской проверкой, выступал в этой школе. Двенадцать кружков увлекали ребят наукой и искусством. Выпускница школы Маргарита ГЛАЗУНОВА стала солисткой Театра оперы и балета (меццо-сопрано). Выпускница школы Белла ДИЖУР была незаурядным химиком, автором научно-популярных книг для детей и прекрасным поэтом. Выпускница школы — писательница и тележурналист Евгения МЕДЯКОВА… В первый год войны выпускник школы лётчик Александр СИЛАНТЬЕВ стал одним из первых Героев Советского Союза, а в мирное время — маршалом авиации. Из стен этой школы вышел в жизнь и в искусство народный артист Беларуси Владимир ГОСТЮХИН («Восхождение», «Охота на лис», «Дети капитана Гранта», сериал «Дальнобойщики»).

В тайной комнате притаились «привидениями» эскизы нереализованных проектов, смешных и эпатажных, творческого объединения «Куда бегут собаки?». Проходя мимо современных портретов из школьной прошлой жизни, явственно услышали «Дзынь!». Конечно, показалось. Прямо под картиной нарисована разбитая колба, словно спрыгнувшая со стола учителя химии. Пол расписал Сергей РОЖИН. Настоящие осколки фаянса, найденные в подвале, превратил в красивую инсталляцию Владимир СЕЛЕЗНЁВ. Он же воспроизвёл на крышке парты рисунки из тетрадки реального маленького школьника 1921 года: зайчики, замок, деревья, похожие на воткнутые в землю огромные листья.

Когда школа № 10 (так она потом называлась) переехала в 1967 году в здание на ул. Вайнера, 54, где сейчас и процветает, в доме на Добролюбова появились другие ученики. Вечерняя школа кого только не принимала под свой кров. Учился здесь, например, рабочий 1916 года рождения. Учились молодые цыгане и юные цирковые артисты, кочующие из города в город. И раздолбаи, отчисленные из обычной школы, — аттестат-то получить хочется. На память о поколении 1980—1990-х группа «Злые» поместила приВидениями на стене среди формул и отметок отвязных парней с ирокезскими гребнями. Выпускник тех лет Николай СОБОЛЕВ подтвердил достоверность «портрета».

Поздними вечерами в доме по специальному расписанию будут играть променад-спектакль, созданный драматургами Сабриной КАРАБАЕВОЙ и Валерием ШЕРГИНЫМ, режиссёром Александром ВАХОВЫМ. Учительница (Ирина ЕРМОЛОВА), охранник (Сергей ФЁДОРОВ) вместе с другими персонажами в исполнении актёров Коляда-Театра сопроводят в школьном «променаде» добровольных учеников.

На стене последнего зала прикреплены прозрачные комбинезоны (вполне привиденческие). В таких вольготно играть в призраков или заниматься стрит-артом. Школу из будущего в проекте «Школа…» придумали и обустроили художники нижнетагильской группы ЖКП — «Жизнь как перформанс». Художник Виталий ЧЕРЕПАНОВ объяснил, что в этой школе мечты ребёнок мог бы сразу начать учиться быть художником. Даже «классики» особенные: прыгай, и спираль приведёт от искусства древнего Египта к постмодернизму. Карту мира надо населить флажками с именами художников. Карла БРЮЛЛОВА «втыкаем» в Россию, а вот Макса ЭРНСТА куда — во Францию или Германию?.. Эпоха просвещения продолжается.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Ищите нас на Facebook