16 апреля 2018, понедельник, 23:17

1961-й: СССР стал берегом Вселенной, в стране — новенькие рубли, а свердловчане едут в Лондон

Александр ОСОКИН, 16 сентября 2016
В Новый, 1961 год с новым рублём. Фото: архив редакции.

Газета «Вечерний Екатеринбург» запустила новый, юбилейный проект: «Город: год за годом». Ведь 31 декабря следующего, 2017 года нашему изданию исполнится ровно 60 лет. В преддверии славной даты мы решили вспомнить, о чём писали корреспонденты «Вечёрки» в каждый из прожитых газетой лет.

Сегодня наш проект выходит уже в четвёртый раз, и мы отправляемся в следующий, 1961 год…

Ноу-хау года

Главным новшеством года в Свердловске, как и в других городах Советского Союза, конечно же, стали новые деньги, которые поступили в обращение 1 января 1961 года. Готовились к нововведению заранее и трепетно ждали новенькие рубли. Вот что пишет «Вечерний Свердловск» 31 декабря ещё 1960 года:

«Новые деньги… Чем ближе 1 января, тем настойчивее они стучатся в наш дом, чаще дают о себе знать. И не только ради простого любопытства заводятся о них в эти дни разговоры.

…В одной из комнат Городского управления Госбанка, хотя и полна она работающими людьми, царит тишина. На каждом столе — россыпи золотистых, сверкающих, звонких монет с цифрой «1961». Здесь расфасовываются для отправки в магазины, обменные пункты, в кассы самые маленькие монеты — копейки. На помощь банковским служащим пришли опытные кассиры из различных организаций города. Интересуемся у одного из них — кассира «Свердлкниготорга» Х. НУРЕЕВОЙ:

— Раньше вам приходилось иметь дело с таким количеством копеек?

— Никогда, — отвечает она».

Кассиры заняты подсчётом новой разменной монеты. Фото: архив редакции.

«Вечёрка» подчёркивает, что копейке ещё ни разу не уделялось столько внимания. В газете выходит плакат, смысл которого в том, что в новый, 1961 год Советский Союз въезжает на тракторе, колёса которого — крепкий и надёжный рубль.

Добавим, что эта денежная реформа действительно прошла успешно, масштаб цен был изменён в 10 раз. Рубли и копейки образца 1961 года оказались наиболее долговечными за всю историю СССР: в неизменном виде они просуществовали вплоть до реформы 23 января 1991 года.

Событие года

«Советская земля отныне стала берегом Вселенной!» Таким плакатом открывается «Вечерний Свердловск», вышедший 12 апреля 1961 года. Событием года для всего мира, безусловно, стал первый полёт человека в космос.

«Вечёрка» публикует сообщение ТАСС о том, что в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. А пилотом-космонавтом корабля является гражданин СССР, лётчик майор Юрий Алексеевич ГАГАРИН. Старт космической многоступенчатой ракеты прошёл успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя «Восток» начал свободный полёт по орбите. Его минимальное удаление от поверхности Земли — 175 км, а максимальное — 302 км. Ну а вес космического корабля с пилотом составил 4 725 кг.

«Советская земля отныне стала берегом Вселенной». Фото: архив редакции.

Последний час полёта расписан буквально по минутам. 10.15 — пилот Гагарин, пролетая над Африкой, передал:

«Полёт протекает нормально. Состояние невесомости переношу хорошо».

Первый космонавт Юрий ГАГАРИН. Фото: архив редакции.

10.25 — включены тормозные двигательные устройства, «Восток» начал снижаться в заданном районе Советского Союза. 10.55 — первый космонавт майор Гагарин возвратился на Землю и сообщил следующее:

«Прошу доложить партии и правительству и лично Никите Сергеевичу ХРУЩЁВУ, что приземление прошло нормально. Чувствую себя хорошо. Травм и ушибов не имею».

Свердловчане разделили общее ликование вместе со всей страной. «Вечёрка» публикует эмоции простых горожан.

— Человек в космосе! Мы давно ждали этого момента, были уверены, что первым космонавтом станет именно гражданин Советского Союза, — говорит студент факультета журналистики Уральского госуниверситета А. ЗИНОВЬЕВ. — И всё-таки известие о старте космического корабля «Восток» с пилотом товарищем Гагариным — ошеломляющее. Крылья вырастают за плечами. Хочется учиться и работать так, чтобы быть достойным эпохи, своей страны, которая, подобно космическому кораблю, устремляется в прекрасное будущее. Я счастлив, что начало моей трудовой жизни совпало с таким великим событием.

Юбилей года

Внимание свердловской общественности в 1961 году было приковано к юбилею Уралгипротранса (Уральского государственного института проектирования транспортного строительства), которому в тот год исполнилось 25 лет. «Вечерний Свердловск» за 1 июля посвящает празднику передовицу. Приводим небольшой фрагмент текста:

«Четверть века назад — 1 июля 1936 года на базе мелких проектных отделов уральских железных дорог была создана в Свердловске новая организация — Уралтранспроект. Так родился институт, известный теперь далеко за пределами нашего края, — Уралгипротранс. 25 лет — возраст расцвета. В пору зрелости вступает сейчас институт. Ему под силу такая работа, как проектирование электрификации железнодорожных линий до Дружинино и Перми, автоматизация и телемеханизация на предприятиях железной дороги.

Если сегодня юбилей отмечает весь коллектив Уралгипротранса, то начальник института К. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, начальники отделов Л. БУРЦЕВ, С. НОГИНОВ, старшие инженеры К. ГОРОЖАНИНА и Л. ЛЕЗИНА, руководитель сметного бюро Г. УТЕМОВ — двойные «именинники». Ведь они трудятся в институте с самого первого дня его образования».

Отметим, что в последующие годы география работ Уралгипротранса переместилась с Урала на запад — до берегов Волги, на восток — до реки Амур, на север — до заполярного полуострова Ямал, на юг — до берегов Каспия. Специалисты института принимали участие и в развитии железнодорожного транспорта зарубежных стран: Кубы, Сирии, Алжира, Мозамбика, Монголии, Мадагаскара и Турции. С 1966 по 1985 год объём выполняемых институтом проектно-изыскательских работ вырос более чем на 200%, а численность — до 1 100 человек. В этот период институт работает над такими крупными объектами, как железнодорожные линии Ново-Сергиевская (Погромное) — Пугачёвск, Решоты — Богучаны, участок Байкало-Амурской магистрали, а также Свердловский (Екатеринбургский) метрополитен.

 года - ОСОКИНСовременный вид Уралгипротранса. Фото: Александр ОСОКИН.

Уралгипротранс внёс неоценимый вклад в развитие транспортной инфраструктуры столицы Урала. В результате тесного сотрудничества между институтом и руководством города во главе с первым в новейшей истории мэром Аркадием ЧЕРНЕЦКИМ в Екатеринбурге появились транспортные развязки в районе Таганского ряда, на пересечении Новокольцовского тракта и переулка Базовый, по улице Расточной при въезде на Серовский тракт и многие другие знаковые объекты. Институт в это время также занимался реконструкцией железнодорожного вокзала «Екатеринбург-Пассажирский» и станции «Екатеринбург-Сортировочный».

Сегодня предприятие ведёт деятельность во всех регионах России. В 2016 году Уралгипротранс также с размахом отметил свой юбилей — уже 80-летие. Торжество прошло 26 августа в ККТ «Космос».

Дружба года

Дружба свердловчан и англичан продолжается. Напомним, что ещё в 1959 году в городе было открыто общество «СССР — Великобритания». Жители Свердловска и Бирмингема переписываются друг с другом, поздравляют с Новым годом, приезжают в гости. А в 1961 году некоторые горожане с нетерпением ждут поездку в столицу Туманного Альбиона. Вот что по этому поводу пишет «Вечёрка»:

«В камнерезной мастерской художественного ремесленного училища № 2 сейчас горячая пора. Ребята готовят экспонаты на Всемирную выставку камнерезных изделий в Лондоне.

Мастер В. И. МИХАЙЛОВ и М. КОЛЕСНИКОВ за работой. Фото: архив редакции.

Голуби мира держат на крыльях земной шар — этот обелиск делают М. КОЛЕСНИКОВ, Г. БАРБАЛЮК под руководством мастера В. И. МИХАЙЛОВА. Обелиск на днях будет готов… Много и других работ по прикладному искусству Урала представят летом этого года наши учащиеся на лондонской выставке».

Человек года

Человеком года, как и в предыдущие, по-прежнему остаётся человек труда. В 1961-м таковым можно назвать токаря цеха средней химаппаратуры Уралхиммашзавода Леонида ПАНАЕВА. Газета «Вечерний Свердловск» за 30 июня 1961 года публикует материал «Это — почерк коммуниста Панаева»:

«…Леонид Панаев выключил станок, снял готовый вал. Дневное задание готово. А до конца смены ещё более двух часов. Однако токарь не стал отдыхать. Он снова склонился над станком.

Молодой коммунист Панаев работает так ежедневно. Ещё бы! Ведь он решил выполнить годовой план к дню открытия съезда Коммунистической партии. Справляться с большим обязательством помогают ему природная смекалка и творческое отношение к труду...»

Леонид ПАНАЕВ (слева) объясняет своему ученику, как лучше обработать деталь. Фото: архив редакции.

И так далее… Главная мысль — всем рабочим надо равняться на Леонида Панаева, чтобы производственная мощь Родины набирала обороты.

Новостройки года

Строили в 1961 году довольно много — как жилья, так и социальных объектов. В эксплуатацию в этом году ввели 5 школ на 5 160 мест, 5 общежитий-интернатов на 3 000 мест и 2 больницы на 225 коек. Строители сдали 400 000 кв. м жилья.

Строительство крупнопанельных домов в посёлке станции Свердловск-Сортировочный. Фото: архив редакции.

Введены в строй и важные промышленные объекты: Шарташский завод ячеистого бетона, новый корпус турбомоторного завода, цех полиамидных смол и лаков на заводе пластмасс, цех мягкой мебели на мебельном комбинате и многое другое.

Напомним

Стань владельцем истории кликом одним

Многие уже привыкли читать материалы «Вечёрки» с экрана компьютера или iPad/iPhone. Популярно и наше приложение для мобильных устройств iВечерка. Вслед за ним был запущен ещё один электронный проект — iАрхив: ВЕ.

Можно сказать, что iАрхив: ВЕ — это живая, подробная, а главное, ежедневная хроника Свердловска-Екатеринбурга за более чем полвека: трудовые свершения, культура, спорт, вплоть до объявлений о разводах. Для владельцев iPad электронный архив ВЕ доступен в AppStore, для всех остальных — через web-сайт проекта ve.iarchive.info.



Новости по теме

Карикатура в «Вечернем Свердловске» после инцидента с U-2.
1960-й: происки воздушных пиратов, семилетка продолжается, а в парке — малая ж/д Содержит Фото Александр ОСОКИН, 8 сентября 2016
О чём писали корреспонденты «Вечёрки» в каждый из прожитых газетой лет.
Владимир ДРУЗИН увековечивает Тамару РЫЛОВУ, Валентину СТЕНИНУ и Лидию СКОБЛИКОВУ.
1959-й: «Молния» ставит рекорды, стройка идёт на «панель» Содержит Фото Евгений СУСОРОВ, 30 августа 2016
Мы решили вспомнить, о чём писали корреспонденты «Вечёрки» в каждый из прожитых газетой лет.
Бригадир прессовщиков А. АЛЕКСАНДРОВ поздравляет китайских практикантов.
1958-й: самстрой, Спартакиада и «ше-ше» Содержит Фото Евгений СУСОРОВ, 23 августа 2016
Стартуем в самый первый год жизни «Вечернего (тогда ещё) Свердловска».
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




расширенный поиск
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook