Только духовное просвещение остановит радикальный ислам

Александр ОСОКИН, 12 сентября 2015
Радифулла-хазрат. Фото: Екатерина ПЕРМЯКОВА.

Вопросы межнациональных и межконфессиональных отношений — ключевые в современном мире, который стремительно меняется. В Европе разразился серьёзный миграционный кризис. Во многих уголках планеты распространяются радикальные течения ислама. О том, как обстоят дела с межнациональными отношениями в нашем регионе, о проблемах и чаяниях уральских мусульман мы поговорили с председателем Регионального духовного управления мусульман Свердловской области Радифуллой-хазратом.

Радифулла-хазрат, как вы оцениваете ситуацию с межнациональными отношениями в Екатеринбурге и Свердловской области?

— Я бы охарактеризовал ситуацию с межнациональными отношениями у нас как достаточно благополучную. Конечно, есть определённые бытовые конфликты. Иногда их пытаются возвести в ранг межнациональных, межконфессиональных. Но в целом обстановка удовлетворительная.

В таком случае какая проблема сейчас вас волнует наиболее всего?

— Меня волнует проблема татарского языка. Татары в регионе теряют интерес к родному языку, совсем немного людей более или менее владеют татарским языком. Даже курсы по арабской графике и основам Ислама при мечетях мы вынуждены вести на русском языке. В мечетях перестают проводить проповеди на татарском. Нужны духовно-просветительские центры, чтобы люди приходили изучать свою религию, свой татарский язык.

Но традиции и культура ведь сохраняются?

— Да, традиции, конечно, сохраняются. Но не о том у нас думают. В последнее время в Екатеринбурге активно «пиарят» вопрос о строительстве Соборной мечети. Моё мнение: это нужно кому угодно, но не рядовым мусульманам. Возникают вопросы: кто будет строить огромное здание, откуда мы возьмём средства, на что будем содержать его. Ведь в настоящее время невозможно достойно содержать даже те культовые объекты, которые Всевышний послал нам как подарок, на мой взгляд, нами не заслуженный. Необходимы районные мечети — дешёвые, просторные, тёплые, с возможностью совершить омовение и достойно помолиться. Одна Соборная мечеть ситуацию не разгрузит. Научимся содержать то, что имеем, значит, будем достойны иметь и Соборную мечеть, будет нам по силам.

Мечети в России всегда играли роль не только сбережения религии, но и сбережения татарской нации. Религиозное и национальное было спаяно. Поэтому вопрос возвращения на пятничных соборных службах к проповедям на татарском и дублирования их на русском языке весьма актуален. Президиум Регионального духовного управления мусульман принял решение, чтобы во всех мечетях постепенно переходили на двуязычные проповеди: на татарском и русском языках. Тогда хотя бы в мечетях татары будут слышать родной язык и приобщаться к своей этноконфессиональной духовности.

Сколько мечетей находится в вашей юрисдикции?

— 20 приходов и около 10 религиозных групп. В самом Екатеринбурге находится 3 мечети. Но вопрос ведь не в количестве мечетей, а в религиозном просвещении и построении системы религиозного образования. Нужны высококвалифицированные преподаватели курсов при мечетях. Актуально создание учреждения среднего конфессионального образования — медресе.

Путём выстраивания структуры мусульманского образования решается и проблема радикализации молодёжи. В Татарстане, к примеру, огромное количество примечетских курсов, средние и 2 высших медресе, Исламский университет. Среднее медресе для нужд области просто необходимо.

Таким образом, духовное просвещение необходимо для того, чтобы в том числе бороться и с радикальными течениями ислама?

— Один мой наставник сказал: «Никогда не нужно бороться против чего-либо, надо бороться за своё». Это очень тонкая вещь, и она принципиальна. Один из лидеров нетрадиционного ислама обронил фразу, что они в течение 15 лет сидели после каждого намаза, читали священное предание (хадисы) и приводили толкование в соответствие со своей доктриной, то есть по-своему, в обход тысячелетней Традиции. И за 15 лет воспитали людей, идеология которых является сектантской.

Что же делать в данной ситуации?

— Навёрстывать упущенное, работать с двойной интенсивностью. С идеологией нельзя бороться грубым администрированием. Сегодня как никогда актуально татарское богословское наследие. Ислам в России имеет тысячелетнюю историю. За это время рецепт от всех «духовных инфекций» уже выработан — адекватные времени и географии формы религиозной практики, которые наиболее приближены к Пророческим образцам. Просто их нужно изучать и применять.

Тем не менее нетрадиционный ислам активно наступает. Даже в нашем регионе в этом году были задержаны вербовщики «Исламского государства»…

— Властям необходимо серьёзно озаботиться этой проблемой. Поддерживать в регионе религиозно-просветительские проекты. Это должны быть не просто круглые столы, семинары и конференции, а кропотливая черновая работа по выстраиванию системы начального и среднего религиозного образования. Например, мы стараемся регулярно приглашать для проведения семинаров высококвалифицированных специалистов из ведущих мусульманских учебных заведений России.

Радифулла-хазрат, скажите, пожалуйста, много ли мигрантов посещают мечети? Толерантное ли, на ваш взгляд, к ним отношение?

— Бывают, конечно, ксенофобские выпады в отношении мигрантов на бытовой почве. Но на уровне муниципальных властей всё это чётко пресекается. Например, был случай, когда школьник оскорбительно высказался в адрес своих одноклассниц из южных республик. Родителей ученика оштрафовали.

Хотя дыма без огня не бывает. Есть ведь понятие этнической преступности, когда преступления совершают приезжие. Ведь только приблизительно 15% мигрантов посещают мечети. Остальные — люди, так сказать, неохваченные благотворным влиянием мусульманского просвещения. Отсюда и этническая преступность, и, следовательно, и ксенофобские настроения у некоторых представителей коренного населения.

Мне кажется, что если люди сюда приезжают, то обязаны соблюдать местный закон, определённый уклад. В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Тем более что законодательство России обеспечивает режим максимальной веротерпимости, благоприятствует сохранению свободы совести. Но серьёзных конфликтов между мигрантами и местными мусульманами не было.

Какие прошедшие события наиболее значимы для вас в 2015 году?

— Это, конечно, празднование 70-летия Победы. Региональное духовное управление активно участвовало в подготовке к празднику и в его проведении. Представительная делегация имамов и старейшин посещала мемориал на Широкой Речке. Великая наша Победа — это точка единения для всех, независимо от национальности и вероисповедания. Я напомню, что в начале войны муфтий Габдрахман РАСУЛЕВ был приглашён на беседу к СТАЛИНУ. После этого с минбара (кафедры) Соборной мечети в Уфе он объявил Великую Отечественную войну джихадом — священной религиозной войной. Таким образом, он вдохновил мусульманское население на ратные подвиги на фронтах и героический труд в тылу, на беззаветное служение делу общей Победы.

Какие основные задачи ставите перед собой на посту руководителя духовного управления мусульман Свердловской области?

— Создание системы начального и среднего религиозного образования в области, популяризация татарского богословского наследия, повышение уровня профессиональной подготовки имамов и преподавателей, скрупулезная работа по распространению среди мусульман знаний по традиционному Исламу, организация структурной работы приходов и Духовного управления в целом.

Радифулла-хазрат, что бы вы пожелали нашим читателям?

— Хочу пожелать всем землякам крепости Веры, здоровья, долгих лет и творческих успехов в трудах на благо нашего Отечества! Спасибо.



Новости по теме

Муфтий Абдуль-Куддусс АШАРИН и заведующий кафедрой теологии УГГУ Алексей СТАРОСТИН.
Где есть диалог, вербовщикам нет места Как мусульмане Среднего Урала противостоят экстремизму Евгений СУСОРОВ, 8 августа 2015
Даже если тот или иной экстремист не таится обезвредить злоумышленника непросто.
По правилам, за столом женщины и мужчины сидят отдельно.
Под сенью Рамадана — под знаком дружбы В Екатеринбурге открылся шатёр, где знакомят с национальными традициями мусульманских народов Ольга ЗЫРЯНОВА, 3 июля 2015
Две недели здесь всех пришедших будут знакомить с традициями и культурой разных стран.
Митрополит предлагает готовиться к 300-летию города совместно Служба репортёров, 11 марта 2015
Впервые в заседании Гордумы принял участие руководитель Екатеринбургской епархии, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.
Комментарии (1):
Автор: otgeo, 12 сентября 2015 08:23 укпукпуу
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF